Автобиографические произведения русских писателей в изучении школьников


1
О. А. Родионова.
Автобиографические произведения русских писателей в изучении
школьников
«Думаю, что многие эпизоды из времен моих ссыльных скитаний, события,
встречи, мысли и чувства людей того времени и той среды не потеряли и
теперь интереса самой живой действительности. Мне хочется думать, что
они сохранят ещё своё значение и для будущего», - писал Короленко в
предисловии к «Истории моего современника».
Чтение автобиографических произведений имеет огромное познавательное и
воспитательное значение, потому что знакомство с жизнью писателя и
современными ему историческими условиями является одним из наиболее
важных условий, обеспечивающих понимание его произведений. Уже в
начальной школе дети читают произведения, в той или иной мере связанные
с фактами жизни писателя, например, сказки А.С. Пушкина и его
стихотворение «К няне», «Крестьянские дети» Некрасова и др. В 5 8
классах таких произведений еще больше.
Школьные программы по литературе включают автобиографические
произведения русских писателей. Учащиеся знакомятся с трилогией М.
Горького, с повестями о детстве Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, К.М.
Чуковского «Серебряный герб», Л. Пантелеева «Ленька Пантелеев», Л.
Кассиля «Кондуит и Швамбрания», А. Алексина «В тылу как в тылу» и др.
В Новоуспеновской средней школе Акбулакского района мы провели
анкетирование, чтобы выяснить следующее:
- Читают ли ребята произведения автобиографического характера
русских и зарубежных писателей, и с какой целью?
- Нравится ли им читать книги автобиографического характера?
- Каких авторов предпочитают для чтения?
- Какие произведения Л.Н. Толстого, С. Т. Аксакова, М. Горького, В. Г.
2
Короленко и других авторов они читают, какое впечатление на них
оказывают прочитанные книги?
- Каково отношение ребят к автобиографическим произведениям?
Анкетирование проводилось в 8, 9, 10, 11 классах. Обработав анкеты, мы
получили следующие результаты. 50% учащихся считают чтение
автобиографических произведений необходимым. Ответы учащихся
показали, что для школьников предпочтительней произведения
автобиографического характера таких писателей как М. Горького, Л.Н.
Толстого, С.Т. Аксакова. Менее известны им Гарин Михайловский, А.
Бруштейн.
В этих произведениях школьников привлекает описание процесса взросления
человека, духовное развитие, нравственное переживание, самоанализ. Цель, с
которой ученики обращаются к автобиографическим произведениям, для
школьников не всегда ясна, но некоторые уже могут определить влияние
этих произведений на читателей.
Вот как на этот вопрос ответила ученица 9 го класса Айслу М.: «Я думаю,
что произведения автобиографического характера нам, читателям, наиболее
интересны. В мировой художественной литературе эти произведения
занимают особое место. Их особенность заключается в том, что они являются
своеобразной историей жизни автора и людей того времени. Они
воспринимаются нами с интересом, т. к. в них автор, высвечивая свои мысли,
чувства, поступки, анализирует их. Произведения представляют собой
рассказ о собственной жизни писателя, который может служить для нас
примером».
Ученица 11 класса Аня К. считает иначе:
«Я читаю произведения такого рода, чтобы больше узнать о личности
писателя, о его внутреннем, духовном, нравственном мире, о его жизни и
деятельности. Мне легче таким образом создать мысленный портрет автора».
3
Суждения многих учащихся свидетельствуют о том, что автобиографические
произведения имеют немалое значение для формирования мировоззрения,
расширения кругозора, воспитания личных качеств и поведения читателей.
Писатель велик своим творчеством. Оно результат упорного труда, а нередко
самоотвержения, героизма. Как и почему человек сделался великим? этот
вопрос всегда будет интересовать и волновать юные умы.
Но такие произведения, как «Ленька Пантелеев», «Кондуит и Швамбрания»
не сразу покоряют читателя. Об этом можно судить по некоторым
высказываниям учащихся:
«Эта повесть биографическая, а я не люблю читать такие книги». «Действие
происходило давно, многое для нас непонятно, читать тяжело…» «А мне эта
книга очень понравилась. Когда я читал её, испытывал все чувства: и
радость, и восторг, и волнение…»
Велика разница в общем уровне развития, начитанности, подготовке между
учащимися восьмых и одиннадцатых классов, поэтому в старших классах
количество прочитанных книг на 27% больше. Учащиеся 10 – 11 классов
назвали и те произведения, которые не входят в школьную программу, такие
как «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» Н. А. Некрасова, «Детские
годы Багрова внука», «Семейная хроника» С. Т. Аксакова, «Истории моего
современника» В. Г. Короленко, «Дорога уходит в даль» А. Бруштейна,
«Фрегат Паллада» Гончарова, «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты»,
«Инженеры» Н.Г. Гарина – Михайловского и многие другие.
Современный подросток, как показывает наше исследование, охотнее берет
книгу о своих ровесниках, потому что склонен к самоанализу по прямой
аналогии, и преимущественно через книги о современниках. Например,
«Отрочество» Л.Н. Толстого сегодня охотнее читает взрослый человек,
испытывающий особое чувство радости от возможности хотя бы в
воображении побыть в том возрасте, который полон первых чувств,
первооткрытий. А ещё потому, что взрослый, художественно грамотный
4
читатель находит эстетическое удовольствие от описания идеальной
нравственной атмосферы человеческих отношений, изображенных автором.
На вопрос о чтении произведений зарубежных писателей положительно не
ответил ни один учащийся. Отрицательный ответ ребята аргументировали
следующим образом:
«Большая нагрузка, читать некогда…»
«Не читаю, т. к. нет интереса, не знаю ни одного зарубежного автора…»
«Трудно, много непонятных слов…»
Однако талантливым читателем человек не рождается. Читательский талант,
культура чтения воспитываются. Основа этого в общекультурном росте, в
гармонии развития интеллекта и сердца, т. е. в эстетико-эмоциональной
культуре личности. Процесс развития читательской культуры бесконечен.
Фундаментом его зарождения и постоянного усовершенствования служит
само художественное произведение, общение с ним, его внимательное,
заинтересованное чтение, его эстетическое восприятие, способность понять и
почувствовать пафос произведения, его устремленность, увидеть, что
«скрыто» за словами, за фразами, за текстом.
На основе анализа анкет мы пришли к следующим выводам: учителю над
быть более внимательным к жанру автобиографических произведений,
которые важны в воспитательном и познавательном отношении, что поможет
современному подростку тянуться к добру, приобщаться к подлинной
нравственности, построенной на любви и взаимоуважении, познать
духовный, нравственный мир художника, и, следовательно, глубже постичь
эстетическую значимость созданных им произведений, психологию его
творчества.