ЕГЭ по литературе "Подготовка к заданию 9 (С2): сопоставление произведений"

Подписи к слайдам:
ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ Подготовка к заданию 9 (С2) : сопоставление произведений Кудинова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Разуменская СОШ №3 Белгородского района Белгородской области»

«Типы проблемных героев в русской литературе»

Типы проблемных героев в русской литературе Вопрос В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н. Гоголя «Ревизор»? Типы проблемных героев в русской литературе Контекст
  • А. Пушкин «Капитанская дочка»,
  • М. Салтыков-Щедрин «История одного города»,
  • В. Маяковский «Прозаседавшиеся»,
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Типы проблемных героев в русской литературе Обоснование для сопоставления Механистичность, «формализованность» поведения чиновников (оренбургские чиновники в повести «Капитанская дочка»); несовместимость идеи государственности и идеи человечности; бюрократизм; нарушение нравственных законов; средства сатирической типизации (М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский, М. Булгаков): гипербола, гротеск, фантастика. Типы проблемных героев в русской литературе Вопрос В творчестве каких писателей затрагивалась проблема «хамелеонства» и в чём их произведения можно сопоставить с «Хамелеоном» А. Чехова? Типы проблемных героев в русской литературе Контекст
  • А. Грибоедов «Горе от ума»,
  • Н. Гоголь «Ревизор»,
  • А. Островский «Гроза»
Тема творчества в русской литературе Обоснование для сопоставления А. Грибоедов «Горе от ума» (рассказ о дяде Фамусова Максиме Петровиче, который сумел обратить абсолютно проигрышную ситуацию («…упал, да так, что чуть затылка не пришиб») в выигрышную для себя, нарочно упав ещё дважды и получив за это «хамелеонство» компенсацию в виде особого расположения развеселившейся императрицы); Н. Гоголь «Ревизор» («хамелеонство» проявляется в поведении чиновников: то, что социально выше, возбуждает подобострастие и безотчётный страх; страх чиновников перед ревизором организует ход событий в комедии); (См. следующий слайд) Обоснование для сопоставления А. Островский «Гроза» (лицемерие и ханжество Кабанихи» «нищих оделяет, а домашних заела совсем»; прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю; движима страхом потерять свою власть над окружающими). Обоснования для сопоставления: «хамелеонство» как способ и форма существования человека, готового постоянно, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные; почтительность и подобострастие по отношению к вышестоящим персонам; чинопочитание; страшная сила застывших норм и представлений, побуждающих человека мыслить и поступать по стандарту; авторское развенчание ложных представлений; авторская позиция Типы проблемных героев в русской литературе Вопрос В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с Печориным из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»? Типы проблемных героев в русской литературе Контекст
  • Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников),
  • И. Тургенев «Отцы и дети» (Базаров),
  • М. Шолохов «Тихий Дон» (Мелехов).
Типы проблемных героев в русской литературе Обоснование для сопоставления Социально-философская и нравственная проблематика; особенности конфликта (внешний – внутренний); трагический характер конфликта между идеологиями, социальными слоями; психологизм как средство создания центрального образа – персонажа; соотношение теоретических идей и их практического выражения; идея гармонии бытия, всеобщего единства на фоне видимой противоречивости; человечность, гуманизм как главный критерий оценки мыслительной и практической деятельности человека; авторская позиция и формы её выражения. Типы проблемных героев в русской литературе Вопрос Кто из русских писателей изображал героев-предпринимателей? Типы проблемных героев в русской литературе Контекст
  • Н. Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков),
  • И. Гончаров «Обломов» (Штольц),
  • А. Чехов «Вишнёвый сад» (Лопахин),
  • Л. Толстой «Война и мир» (Берг)
Типы проблемных героев в русской литературе Обоснование для сопоставления При всём различии, в характерах названных персонажей можно выделить черты сходства: движение к цели, деловитость, практическая энергия; рассудочность, эгоизм, отсутствие «равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа»; отсутствие общественного идеала; замкнутость на собственных интересах. Авторское стремление «показать физиономию общества», поиски «героя времени»; анализ существующих форм жизни; авторская «тоска» по гармонической, соединяющей духовную и практическую энергию личности, у которой «ум и сердце вместе». Типы проблемных героев в русской литературе Вопрос В каких произведениях русской классики изображены герои, подобные князю Андрею и Пьеру, и что сближает их с героями «Войны и мира»? Типы проблемных героев в русской литературе Контекст
  • А. Пушкин «Евгений Онегин»,
  • И. Тургенев «Отцы и дети» (Базаров),
  • Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников).
Типы проблемных героев в русской литературе Обоснование для сопоставления Главные герои – герои «пути»; персонажи – самоценные личности; индивидуальное самоутверждение человека губительно для его личности; «мир романов Достоевского и Толстого <…> строится на взаимонаправленном движении и заинтересованности друг в друге личности и народа» (В. Недзвецкий); поиск ответов на «вечные вопросы»; эволюция; «авторитет» Наполеона для Онегина, Болконского и Раскольникова; движение к «живой жизни»; своеобразие психологизма; любовь в жизни героев; соотношение теории и «живой жизни»; слияние различных характеров в общенациональном типе; приёмы и средства раскрытия центральных образов-персонажей. Типы проблемных героев в русской литературе Вопрос Кто из русских писателей обращался к теме «маленького человека»? Типы проблемных героев в русской литературе Контекст
  • А. Пушкин «Медный всадник» (Евгений) и «Станционный смотритель» (Самсон Вырин),
  • М. Лермонтов «Герой нашего времени» (Максим Максимыч),
  • Н. Гоголь «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин),
  • Ф. Достоевский «Преступление и наказание»(Семён Мармеладов).
Типы проблемных героев в русской литературе Обоснование для сопоставления Писатели обращаются к создания одного и того же типа проблемного героя – «маленького человека» (социально обиженного, униженного обществом, раздавленного нищетой, оскорблённого); изображение внутреннего мира «маленького человека»; гуманизм как основа авторской позиции («…и милость к падшим призывал…»). Типы проблемных героев в русской литературе Вопрос В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. Фонвизина «Недоросль»? Типы проблемных героев в русской литературе Контекст
  • Н. Гоголь «Мёртвые души»,
  • М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Типы проблемных героев в русской литературе Обоснование для сопоставления Изображение невежества и паразитизма правящих классов; контраст между «живыми» и «мёртвыми душами»; тема обнищания человеческой души; авторская позиция (обличение); средства сатирической типизации («говорящие» фамилии, гипербола, гротеск, элементы фантастики). Типы проблемных героев в русской литературе Вопрос Кто из русских писателей обращался к теме «недорослей» и в чём заключается сходство их изображения? Типы проблемных героев в русской литературе Контекст
  • Д. Фонвизин «Недоросль»,
  • А. Пушкин «Капитанская дочка»,
  • И. Гончаров «Обломов» (сон Обломова).
Типы проблемных героев в русской литературе Обоснование для сопоставления Изображение дворянской семьи; знаки дворянской культуры; особенности воспитания (юный Петруша Гринёв, подобно Митрофанушке, гоняет по крышам голубей; бывший французский парикмахер и прусский солдат приезжают в Россию «учительствовать» и пр.). Имя Митрофанушки стало нарицательным (так называют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать и делать). «Недоросль» Петруша Гринёв оказывается носителем лучших традиций дворянской культуры – чувства собственного достоинства, чести, верности. Рисуя ушедшее детство Обломова, автор, с одной стороны, поднимается до лиризма, а с другой – резко критикует, доходя до сатиры, отмечая отсутствие у Обломовых духовной жизни, которую им заменяет мир сказки, легенды, мифа. Типы проблемных героев в русской литературе Вопрос Что сближает старуху Изергиль с героями рассказанных ею историй? Типы проблемных героев в русской литературе Контекст
  • М. Горький «Старуха Изергиль».
Типы проблемных героев в русской литературе Обоснование для сопоставления Изергиль как героиня романтического произведения несёт в своём характере «единственное начало», которое считает наиболее ценным: она уверена, что содержанием всей её жизни была любовь к людям. Такие «единственные начала», доведённые до максимальной степени, несут и герои рассказанных ею легенд: Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра – крайний индивидуализм. Повествуя о Ларре и Данко, Изергиль говорит и о себе самой. Даже портрет старухи соединяет в себе черты и Данко, и Ларры. (См. следующий слайд) Типы проблемных героев в русской литературе Обоснование для сопоставления (См. предыдущий слайд) «Я, как солнечный луч, живая была…» – очевидная параллель с Данко; «сухие губы», «сухая… кожа» – детали, перекликающиеся с чертами облика Ларры, у которого «солнце высушило… тело, кровь и кости». «Тень» – общий мотив в описании Ларры и Изергиль. Одиночество – общая судьба и Ларры, и Изергиль, и Данко. Индивидуализм, доведённый до крайности, равнодушие к людям, встречавшимся ей на пути (рыбак, маленький турок и др.), сближают Изергиль с Ларрой, хотя сама старуха о таком сближении не может и помыслить. Типы проблемных героев в русской литературе Вопрос В каких произведениях русской классики изображены типы личности, подобные Данко и Ларре? Типы проблемных героев в русской литературе Контекст
  • М. Горький «Старуха Изергиль»,
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
  • А.И. Куприн «Олеся»,
  • В.В. Маяковский «Облако в штанах»,
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»,
  • произведения военной прозы второй половины XX века.
Типы проблемных героев в русской литературе Обоснование для сопоставления Эгоцентризм Ларры и его превосходство над окружающими побуждают вспомнить об идее «сверхчеловека» и теории «сильной личности» Раскольникова, развенчанной автором; альтруизм Данко, его способность противостоять обстоятельствам, подвиг во имя любви к людям, образ горящего сердца в какой-то степени отражаются в Сонечке Мармеладовой и Олесе; (См. следующий слайд) Типы проблемных героев в русской литературе Обоснование для сопоставления (См. предыдущий слайд) лирический герой Маяковского тоже похож на Данко («…вам я / душу вытащу, / растопчу, / чтоб большая! – / и окровавленную дам, как знамя»), как и Пьер Безухов с его решимостью «убить Наполеона» и «герои подвига» из произведений военной прозы второй половины XX века.