Презентация "Эпоха модернизма в литературе и искусстве" 11 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Здравствуйте
  • Приглашаем

  • Эпоха модернизма
  • в литературе и
  • искусстве
  • (Серебряный век приглашает…)

Интегрированный урок

  • Интегрированный урок
  • по литературе и
  • мировой художественной культуре
  • Учитель литературы: Кресс И.А.
  • Учитель МХК: Бейсенбаев Д.М.

Цели урока

  • знать особенности эпохи модернизма в литературе и искусстве, основные направления эпохи, их особенности, представителей;
  • уметь проводить анализ картин, различать направления по особенностям, выразительно читать наизусть, обобщать материал в таблицу;
  • проявлять интерес к искусству и литературе, способность высказываться, самостоятельность, уважение к товарищам.

Эпиграф

  • В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо своё, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
  • Н.Гумилёв

Рубеж веков

  • Рубеж XIX-XX веков -эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий, революционных преобразований. “Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?”- этот блоковский вопрос-ответ подталкивает к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса, именно так называют искусство Серебряного века, сравнивая с европейским Возрождением. Искусство этого периода стало философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. “Бог умер!” - утверждал западный философ Ницше, а в России рождается религиозная философия.

Эпоха модернизма

  • Русские философы не допускают, что истина может быть открыта другим путём, они обращаются за поддержкой к религии и искусству. Происходит обновление мироощущения. Уже нет уверенности, что человека можно объяснить влиянием на него среды, как учили реалисты. “Солнце наивного реализма закатилось”, - вынес свой приговор А.Блок. Это грозное катастрофическое время требует от поэта нового языка. Так рождается модернизм - искусство, которое порывает с традициями реализма.
  • Модернизм не отображает действительность, а создаёт новые образы, художественные миры, в которых представлены разные грани бытия. Его основные направления - символизм, акмеизм, футуризм. Символизм устремлён в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, а футуризм смело смотрит в будущее.

Модернизм

  • Это общее название направлений искусства и литературы конца 19 начала 20 веков.
  • Название произошло от французского слова «модерн», что означает – новейший, современный. Так возник художественный стиль на рубеже этих веков. Но в разных странах получил различные названия, например: в России – «модерн», во Франции, Бельгии, Англии – «ар нуво», в Германии - «югендстиль», в Италии – «либерти».
  • Эстетико - философской основой модерна стал символизм. Модернизм в широком смысле охватывает: кубизм, дадаизм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т. п. Он переосмысливал и стилизовал черты искусства разных эпох, и выработал собственные художественные приемы, основанные на принципах асимметрии, орнаментальности и декоративности. Модернизм охватил все виды пластических искусств – живопись, графику, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство, архитектуру.
  • Художники эпохи модернизма стремились к универсальному, занимаясь различными видами художественной деятельности. Большое распространение получили идеи создания единой художественно предметно-бытовой среды.
  • Однако для многих понятие «Модернизма» связано прежде всего с 20 веком. Яркими представителями модернизма стали члены «Мира искусства» ( К. Сомов, Н.Сапунов, М. Добужинский, С. Судейкин и др.), сочетавшие в своем творчестве все виды пластического искусства.

Основные направления модернизма

  • Символизм
  • Кубизм
  • Футуризм

Символизм

  • С французского языка означает – знак, символ. Это художественное направление, появившееся во Франции в конце 60 – начале 70 – х гг. 19 в. ( первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства – изобразительном, музыкальном, театральном ) и вскоре включившее в себя иные явления культуры – философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические- полуисторические события средневековья, античная мифология.
  • Символизм получил широкое распространение во многих странах Западной Европы. Эстетика символизма обращается к сфере духа, «внутреннего видения» и она часто лежала в основе стиля модерн.
  • Живописный символизм в России, представлен именами художников объединения «Мир искусства» М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

  • В искусстве серебряного века Врубель представляет собой фигуру ключевого значения: в его творчестве нашли свое отражение как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений.

Творчество М. А. Врубеля

  • Демон
  • Демон поверженный

В.Борисов - Мусатов

  • «Призраки» 1903

Кубизм

  • Это модернистское течение в живописи 1-ой четверти 20 века. Его возникновение относят к 1907 г. и связывают с творчеством Пикассо и Брака, в частности с картиной Пикассо «Авиньонские девицы», на которой изображены деформированные, огрубленные формы, а перспектива и светотень отсутствуют.
  • Кубизм означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времен Ренессанса.
  • Так же этот период называют «аналитическим»: предмет дробится на мелкие грани, которые четко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового нет. В последнем , известном как «синтетический» Кубизм, картины превращаются в красочные, плоскостные панно, формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи.
  • Представителями кубизма являются художники: Пикассо, Брак, Малевич и многие другие.

Казимир Северинович Малевич

  • Однажды один из критиков
  • А. Эфрос высказал мысль о том, что «никакого "художника Малевича" нет вообще, что это некий собирательный образ, что есть несколько лиц, носящих имя и фамилию "Казимир Малевич". Конечно, этим словам давно никто не верит. Но сколько бы людей не пытались это сделать, все равно объяснить творчество Малевича невозможно.

Загадка, не имеющая отгадки

  • «Черный квадрат»
  • По поводу «Черного квадрата»
  • написано огромное количество статей , книг и прочего, создано много картин, вдохновленных этой вещью, и чем больше проходит времени со дня его написания, тем больше необходима нам эта загадка, не имеющая отгадки или, наоборот, имеющая их бесконечное количество.
  • Уникальность картины Малевича состоит в том, что она имеет большое количество возможных интерпретаций.

Какие чувства и ассоциации вызывает у вас картина Малевича «Черный квадрат»?

  • Какие чувства и ассоциации вызывает у вас картина Малевича «Черный квадрат»?
  • Почему ?
  • Давайте поговорим...

Матюшин М.В. «Портрет Малевича».

Футуризм

  • С итальянского языка означает – будущее . Это авангардистское течение 1910-х – 1920-х гг. 20 в., наиболее полно проявившееся в Италии ( родине футуризма) и России. Футуристы были и в других европейских странах – Германии, Англии, Франции, Польше. Футуризм заявил о себе в литературе, живописи, скульптуре, в меньшей степени в музыке.
  • Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909 г.. Теоретиком и вождем первой, миланской группы футуристов стал Т.Ф.Маринетти.
  • В футуризме отрицались все духовно- культурные ценности прошлого. Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь.
  • Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Наиболее крупными художниками – футуристами считались: У.Боччони, Дж. Балла, Л. Руссоло.

Работы футуристов

  • Студенческая работа

«Крепость Усть-Каменогорская»

  • «Крепость Усть-Каменогорская»
  • Автор: Шупляк Сергей

микровывод

  • Представление о том, что живопись и скульптура должны правдиво
  • отражать реальные предметы и явления, было основательно подорвано
  • такими художниками, как Гоген и Мунк, а в начале века окончательно
  • низвергнуто такими течениями, как фовизм, экспрессионизм и кубизм.
  • Именно такие сомнения привели к рождению концептуального искусства,
  • которое ставило во главу угла идею, а не исполнение. Несмотря на
  • стремление Модернизма внести свой «порядок» в теорию искусства,
  • традиционная живопись сохраняла свои позиции и человек по-прежнему
  • оставался в центре внимания.

Если есть Серебряный век, значит, был век “золотой”?

  • Если есть Серебряный век, значит, был век “золотой”?
  • Какую поэзию можно отнести к “золотому веку”?
  • Каковы особенности литературы «серебряного» века?
  • О каких литературных течениях этого периода вы уже слышали?
  • Назовите представителей «серебряного» века?
  • Подумаем

Справка. Символизм

  • СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, “земное подобие творчества божественного”. Ключевым понятием символизма является символ - многозначное иносказание. Символ отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности. Образы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва породили творческий отклик у его последователей-символистов. Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский.

Особенности символизма

  • Главный принцип их эстетики - “искусство для искусства”.Характерен афоризм Брюсова: “Создание искусства - приотворенные двери в вечность”. Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов сложения
  • Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты искали прямого соответствия между звуком и смыслом, между цветом и смыслом, между звуком и цветом. Поэзия символистов- это язык молитв, откровений, прорицаний, тайн. Символизм сыграл огромную роль в становлении и развитии поэтической культуры XX века, обогатил не только искусство, но и сознание людей новой эпохи, неизмеримо расширил рамки мировосприятия человека.

Справка. Акмеизм

  • АКМЕИЗМ - модернистское течение (от греч. “акме”- остриё, вершина), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали “ивановские среды”- литературные собрания на петербургской квартире Вяч.Иванова, получившей название “башня”. В “башне” велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”. “Цех” был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале “Аполлон” опубликовали декларации акмеистической группы.

Особенности акмеизма

  • Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем - то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протёрто и заиграло яркими красками реального мира.
  • Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.

Справка. Футуризм

  • ФУТУРИЗМ, как и символизм, был интернациональным литературным явлением. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале ХХ века и впервые публично заявил о себе в сборнике “Садок судей”(1910). Авторами сборника были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский.
  • Футуризм отрицает культурные традиции и выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир, он весь устремлён в будущее(от лат. “футур”- будущее). Опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу обывательского общества. Поэтому необходимым условием его существования становится атмосфера литературного скандала.

В. Маяковский

Особенности футуризма

  • Главная цель творчества футуристов - побуждение к действию. Поэтому в их практике акцент заметно смещается с конечного результата на самый процесс творчества. Во всём, что касается формальных особенностей творчества, воцаряется сплошная относительность
  • Для футуризма характерно бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы. Новые эстетические возможности апробируются футуристами в связи с переориентацией с читаемого на произносимый текст. Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях. С этим связаны новые поиски в области ритмики, рифмовки, инструментовки.

Какую закономерность можно заметить в смене направлений поэзии и искусства эпохи модернизма?

  • Какую закономерность можно заметить в смене направлений поэзии и искусства эпохи модернизма?
  • Как меняется отношение к действительности, к слову у поэтов и художников различных направлений?
  • Подумаем

Отношение к действительности, слову

  • направления
  • символизм
  • акмеизм
  • футуризм
  • Отношение к культуре
  • культура - средство преображения жизни
  • культура - цель
  • культура оценивается в меру полезности
  • Отношение к слову
  • выносит часть значения слова в сферу интуитивного познания
  • придаёт словам первоначальный смысл
  • провозглашает свободу слова
  • Отношение к действительности
  • отрицает действитель-
  • ность
  • утверждает действитель-
  • ность
  • преобразовывает действитель-
  • ность

Вступление к инсценировке

  • “Серебряный век …” Эти слова взывают к памяти того поколения, которое пережило культурный взлёт, духовное возрождение в России в эпоху войн и революций. Поэтому так и называют первую четверть XX столетия, что по созвучию блестящих имён и творческому накалу она вместила – век. Творческое вдохновение, вспыхнув ярким пламенем, не погасло в 1917 году, а ушло вглубь, скрылось в пепле от урагана истории. Прерванная душа, пресечённое слово, недопетая песня …
  • В новом XXI столетии поэты Серебряного века вновь с нами. Они открывают свой сезон … Они приглашают … (инсценировка «Поэты серебряного века на «Башне» Иванова»)

Голос из будущего (заключение в инсценировке)

  • Начало XX века. Это было особенное время – время экспериментов. И жили в нём особенные люди, движимые потребностью всё обращать в поэзию, стать целым миром, раствориться, разлиться в нём. Это была целая литературная планета, у которой был свой период младенчества, взросления, зрелости. Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский … Каждый из них оставил свой неповторимый след в литературной летописи, название которой “Поэзия Серебряного века”.

Выводы

  • Черный вечер.
  • Белый снег.
  • Ветер, ветер!
  • На ногах не стоит человек.
  • Ветер, ветер –
  • На всём божьем свете.
  • (“Двенадцать”. А. Блок)

Выводы

  • Ветер революции … Он не принёс желанной свободы, не разрешил противоречивых сомнений даже тех поэтов, кто верил в спасительность самой мечты, надеялся и любил …
  • Долгие годы проведут в эмиграции Иван Бунин, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Владислав Ходасевич.
  • Но, живя на чужбине, русские поэты не предадут своей любви к родному Отечеству. (Звучат стихи Волошина, Северянина, Гиппиус о Родине)

Выводы

  • Итак, новое искусство громко заявило о себе. Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование, столкновение друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей - всё стало знаком времени. В своих творениях художники выразили и безумья тех лет, и надежду на светлое будущее, на нас - потомков.
  • Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства. Никогда ещё в русской культуре слово не было так тесно связано с живописью и музыкой.

Тестовая работа по теме

  • Желаем удачи!

Домашнее задание

  • Прочесть статью учебника.
  • Выучить стихотворение одного из поэтов Серебряного века.
  • Представить макет обложки сборника поэзии Серебряного века, или сделать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.

Рефлексия

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Вам интересен этот разговор?
  • О чем еще хотелось бы узнать?

  • Спасибо
  • До свидания.