Конспект урока "Образ Дины в новелле Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»" 5 класс скачать


Конспект урока "Образ Дины в новелле Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»" 5 класс

Урок: «Образ Дины в новелле
Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».
Преподаватель русского языка и
литературы гимназии № 1528
Белянкина Светлана Васильевна
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - проследить за тем, как создается в новелле образ Дины;
- решить вопрос о роли Дины в произведении.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет Л. Н. Толстого; репродукции,
иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся
помещены на отдельный стенд.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя.
Каждое произведение литературы удивительный и прекрасный мир
образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек.
Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи
действующие лица произведения.
Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И
наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое
полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное
понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.
На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы
Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом
Дины.
2. Работа с текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно
учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях.
1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный
образ? На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?
портрет
поступки
речь
взаимоотношения с другими персонажами
отношение автора
2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина
появится перед читателем впервые /эпизод читается наизусть заранее
подготовленным учеником/.
От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз
не спускает – смотрит».
- Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?
/Дина показана глазами Жилина/
- О чем рассказывает ее одежда?
- Как характеризуют ее движения?
- Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?
- Что важного открыл нам данный эпизод?
3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.
От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит».
- Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? /они сдружились/
- Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?
/Они похожи; в них много общего. Вначале любопытство, интерес к новому человеку. Затем
- Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще
одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она
нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана
подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./
- О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?
Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого
человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает
тем же и др.
4). А теперь давайте обратимся к 6 главе
/ побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят/
-Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.
/ «Вдруг прямо ему на коленки…»/
-О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?
/она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/
-Почему она убежит, но потом вернется?
/узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/
-Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?
/Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы,
передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь
же – притихла: «посидела, помолчала»./
-Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?
/ Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят(!)/
-Что нового узнаем о Дине?
/Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой;
не бросит друга в беде; думает не о себе о друге; чуткая, храбрая,
решительная, предусмотрительная./
-Как относится автор к Дине? Какие слова вы дают его симпатию к ней?
«глаза, как у кошки» / «глазенки, как звездочки»
«отпрыгнула, как коза» / «легко, как козочка»
руки / «ручонки.., как прутики»
-Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро
убежала?
/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина
это понимала./
5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в
произведении?
/Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения
выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он
звучит в произведении дважды, почти без изменения( «черные, светлые глаза»).
Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной
окраски.
Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней
красотой, любовью, верностью и преданностью./
В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие
фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено
учеником заранее).
3. Итог урока.
Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я
предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л. Н. Толстой
образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа
/Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача
художественного стиля воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины
воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в
эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может
служить для нас примером верности и преданности.
Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви,
взаимопонимания не важна национальность (Дина татарка, Жилин русский).
Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас
любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если
таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете
воцарится мир./
- Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?
Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини
новеллы Л. Н. Толстого?
Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо
своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского аула.