Интегрированный урок "История России в произведениях литературы и храмового зодчества" 6 класс скачать


Интегрированный урок "История России в произведениях литературы и храмового зодчества" 6 класс

МОУ «Воронежская кадетская школа им. А.В.Суворова»
Интегрированный урок
(искусство и литература)
«История России в произведениях
литературы и храмового зодчества»
(Храм Василия Блаженного)
Подготовили учитель русского
языка и литературы Гайдук Н.В.,
преподаватель по искусству
Седова О.А.
2008-2009 уч. год.
Цели урока:
1.Формировать умение сопоставлять факты истории и искусства на уроках
литературы.
2.Воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому своей страны.
3.Прививать интерес к чтению художественной литературы и расширять кругозор
учащихся.
Задачи урока:
1.Познакомить с биографией Д.Б. Кедрина.
2.Проанализировать стихотворение Д. Кедрина «Зодчие».
3.Выяснить, в чем уникальность храма Василия Блаженного как памятника
русского зодчества.
Материально-техническое обеспечение:
1.Мультимедийный проектор для показа презентации «Храм».
2.Музыкальное сопровождение.
3.Портрет Д. Кедрина.
Ход урока.
1.Вступление. Седова О.А.(Об истории храмового зодчества на Руси)
Литература, искусство, история издавна перекликались и находили отражение
друг в друге. Сегодня на уроке мы убедимся в этом еще раз на примере
стихотворения Кедрина «Зодчие», посвященного строительству одного из семи
чудес России – храму Покрова Божией Матери (в простонародье называемому
храмом Василия Блаженного).
(Гайдук) Итак, тема сегодняшнего урока: История России в произведениях
литературы и храмового зодчества (слайд №1)
Мы должны выполнить следующие задачи (слайд №3):
1.Познакомиться с биографией Д.Б. Кедрина.
2.Проанализировать стихотворение Д. Кедрина «Зодчие».
3.Выяснить, в чем уникальность храма Василия Блаженного как памятника
русского зодчества.
Учитель (искусство). Послушайте удивительную историю появления на свет
божьего храма. (Музыкальное сопровождение, слайд №4).
Ученик. Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный
храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу
Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды. 1
октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани,
который закончился победой русского войска.
Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова
Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности
рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял
белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый
чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам
собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь
и бросал их через правое плечо - пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже
воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану
Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.
Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник
Яковлев, (а возможно, это был один мастер - Иван Яковлевич Барма). Известна
легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они
нигде не смогли больше построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли
мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом
ответил: "Могу!" - и разгневал царя. "Ты лжешь!" - вскричал Грозный и приказал
лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва
разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца,
великого князя Василия III: "Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить,
а я хочу, чтобы и родителя моего помнили". Оттого будто бы храм и называется
Василием Блаженным.
Седова О.А. (Особенности постройки храма, слайд №5).
Одновременно с этим у доски ученик выполняет словарную работу. (К данным
определениям подобрать названия: придел, алтарь, благовест).
Ученики (Седова О.А.) Но на этом история храма не закончилась.
Храм сохранился по особому Промыслу Божиему: не один раз он оказывался на
краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести
московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии.
Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед
отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем.
Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной
дождь помог остановить взрыв.
В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной
решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.
После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В
сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна
Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы
переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович
предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных
демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует
легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским
храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и
машинам. "А если бы его - р-раз!.." - и с этими словами он рывком сорвал храм с
площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу:
"Лазарь! Поставь на место!.."
Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора
П.Д.Барановского - мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали
готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь
самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о
том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед
собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало.
Сталина действительно что-то остановило - решение о сносе было отменено, а
Барановский поплатился несколькими годами заключения.
А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во
время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу. По ней и
попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть
великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по
узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.
В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на
освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник
Покрова 13-14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от
горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом
знаменитом храме только музей...
Учитель (Гайдук Н.В.) А сейчас мы с вами обратимся к литературе.
Ученик. Сообщение по биографии Д.Б.Кедрина. (Слайд «Портрет Кедрина»).
Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 года в Донбассе, на руднике
Богодуховском. Рано осиротел.
Учился в коммерческом училище, а затем в техникуме путей сообщения. В 1924
году бросает техникум и поступает на работу в редакцию газеты «Грядущая смена».
Он печатается там как поэт. В 1931 году переезжает с семьей в Москву. Становится
литературным консультантом в издательстве «Молодая гвардия».
Илья Сельвинский писал: «Дмитрий Кедрин умел все, как умели все наши
классики от Пушкина до Алексея Толстого. Наряду с лирикой вы найдете у него
эпос – «Дорош Молибога», рядом с балладами и песнями – трагедию «Рембрандт».
Да и сама лирика у Кедрина необычайно разнообразна…».
Особое внимание Кедрина привлекала история – далекая и близкая, история
культуры и собственно исторические события.
В 1941 году Кедрин уходит на фронт военным корреспондентом.
Жизнь поэта оборвалась трагически. Вернувшись с войны, он работал в одной из
московских газет. 18 сентября 1945 года он возвращался домой на электричке.
Группа подонков изуродовала его тело и выбросила по пути следования поезда.
Творческим планам так и не суждено было сбыться.
Учитель (литература). Дмитрий Кедрин оставил после себя очень много
интересных, затрагивающих душу и сердце произведений. Наверное, лучшее из них
«Зодчие» - посвящено одному из семи чудес России – Храму Покрова Божией
Матери в Москве, в народе именуемому Храмом Василия Блаженного. (Слайд
«Храм Василия Блаженного»).
Ученики, подготовленные заранее, читают наизусть стихотворение.
(Последние 3 строфы читает учитель под колокольный звон.)
Учитель (литература). А теперь давайте попробуем проанализировать это
стихотворение.
- Добро и жестокость, красота и «срам» решительно противопоставлены в
стихотворении. Найдите и прочитайте отрывки, в которых это противопоставление
проявляется наиболее ярко. (6, 7 и 9, 10).
- Чего достигает Кедрин таким противопоставлением? (В жизни всегда
соседствует добро и зло, только от людей зависит, чего будет больше.)
- Опишите строителей храма. ( «Двое русских строителей, статных, босых,
молодых», «в посконных рубахах», «смерды» (И.Грозный), «покрестясь на восход,
ремешками схватив волоса, государевы зодчие фартуки наспех надели, на широких
плечах кирпичи понесли на леса»).
- Как автор называет создателей храма? (зодчие, мастера).
- А почему здесь неприемлемо слово «строитель»? (Строится не просто дом, а
святое место, где люди будут разговаривать с Богом. Автор восхищается зодчими, их
умелыми руками, поэтому с любовью описывает их).
- Давайте попробуем найти изобразительно - выразительные средства, с помощью
которых автор создает нам картину строительства храма. Найдите в тексте
сравнения. («Та церковь была - как невеста», «дивясь, как на сказку», «звонила она,
будто их отпевала навзрыд».)
- Какова роль этого художественного приема в тексте? ( Церковь также чиста,
невинна (в злодеяниях людей), как невеста; по своему величию и красоте она похожа
на сказку; набатный звон возвещает о горе, т.к. ослеплены великие мастера в угоду
своей славы).
- Какие еще поэтические средства использует автор? (Эпитеты: «диковинный
храм»; метафоры: «мастера заплетали узоры из каменных кружев», «купол золотом
жгли»).
- Обратите внимание на словарный состав стихотворения. Что необычного
заметили? (Много устаревших слов.)
- С какой целью автор их использует? (Приблизить читателя к эпохе,
изображенной автором).
- Какие исторические факты использует автор, чтобы показать, что создавалось
великое произведение искусства? (Имя Андрея Рублева упоминается в тексте. Он
творил задолго до создания храма. Расписывала храм артель Рублева, а не сам
автор.)
- Как вы думаете, какова идея этого стихотворения? (К сожалению, не всегда за
добро платят добром. Автор призывает к милосердию, благородству, порядочности.
Мастера давно ушли в прошлое, а храм, созданный ими, до сих пор радует глаз).
-Почему, несмотря на трагическое содержание стихотворения, в конце его чтения
вы слышали не тревожный набат, а праздничный перезвон? (Авторы этого творения
погибли, но чудо, сотворенное их руками, будет жить долго и радовать глаз не
одного поколения людей.)
Подводя итоги нашего урока, мы хотим вас спросить, что нового вы для себя
узнали на нем?
Учитель (литература). А сейчас мы подведем итоги нашего урока в виде
небольшой викторины. Посмотрим, как вы были внимательны?
- Какому историческому событию посвящено создание храма? (Взятие Казани
И.Грозным).
- Назовите имена зодчих, создавших это чудо архитектуры.(Барма и Постник).
- Почему стихотворение «Зодчие» относят к жанру баллады? (Баллада –
сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычайный
случай. Оно посвящено чаще всего историческим или фантастическим событиям).
ЗОДЧИЕ
(1-й ученик)
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель,-
Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар я жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
"Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?"
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю.
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
(2-й ученик)
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом...
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
"Покажи, чем живешь!"
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом
Та церковь была -
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту,-
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту...
(3-й ученик)
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь -
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
"Лепота!" - молвил царь.
И ответили все: "Лепота!"
И спросил благодетель:
"А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?"
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
"Государево слово и дело!"-
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь,
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.
1938 © Дмитрий Борисович Кедрин
/Dmitriy Borisovich Kedrin/