Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов. Страницы жизни" 6 класс

1
Учитель Мызникова Елена Владимировна
МОУ СОШ №1 р.п.Тамала
Учебник: Литература. 6 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост.
В.П.Полухина и др./; под ред. В.Я.Коровиной.
16-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Страницы жизни. (1 урок по теме)
Цель урока: закрепление навыков комментированного и аналитического чтения,
формирование умения работать с текстами (текст учебника, документальные тексты,
художественные тексты).
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания учащихся о детских годах жизни М.Ю.Лермонтова,
показать, что в основу ранних произведений поэта положена его семейная драма, вызвать
интерес к личности поэта,
Развивающие: развивать логическое, образное мышление, внимание учащихся; развивать
коммуникативные навыки, культуру речи учащихся, умение грамотно излагать свои мысли;
убедительно аргументировать свою точку зрения; стимулировать у учащихся навыки работы с
документальными текстами.
Воспитательные: воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя,
интерес к художественной и документальной литературе, уважение к мнению другого.
Предварительное домашнее задание: прочитать статью учебника (стр.153 - 157), вспомнить
известные сведения о детстве М.Ю.Лермонтова
Технология КСО: класс разделен на несколько групп, которые будут выполнять несколько
заданий, на каждом этапе группу курирует подготовленный ученик
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
куратора группы
Деятельность
группы
1 этап:
Организационный
момент (2-3 мин.)
Приветствие учеников. Знакомство с
темой урока.
Приветствие учащихся, подготовка к уроку,
запись темы, настрой на рабочую
атмосферу.
2 этап: Работа с
эпиграфом урока.
Создание
проблемной
ситуации.
(3 минуты)
Чтение эпиграфа.
Через всю жизнь проносим мы
образ этого человека –
грустного, строгого, нежного,
властного, скромного, смелого,
благородного, язвительного,
мечтательного, насмешливого,
застенчивого, с могучими
страстями и волей, с
проницательным, беспощадным
умом. Поэта гениального и так
рано погибшего. Бессмертного и
всегда молодого.
Ираклий Андроников
Учитель рекомендует ученикам
записать эпиграф в тетрадь, обращая
Учащиеся записывают эпиграф,
рассуждают о противоречии в словах
И.Андронникова, начинают размышлять
над проблемным вопросом урока: Почему
так противоречив нарисованный образ
поэта?
2
внимание на правильное
оформление эпиграфа.
Работа с эпиграфом: каким
предстает пред нами поэт? Почему
так противоречив нарисованный
образ?
3 этап: групповая
работа под
руководством
кураторов групп
(30 мин)
1. работа со статьей учебника:
составление хронологической
таблицы
Дополнительное задание: цветом
отмечаем факты биографии,
имеющие положительное влияние
на дальнейшую судьбу поэта
(светлый), и факты, наложившие
трагический отпечаток (темный)
Контролирует
тщательность
выполнения задания,
дает необходимые
пояснения,
конкретизирует
проблемный вопрос:
можно ли объяснить
такое противоречие
фактами биографии
поэта
Составляют
хронологическую
таблицу с опорой
на статью учебника
и знания фактов
биографии поэта.
Анализируют
полученные
данные и отмечают
темным и светлым
тоном факты
(дополнительное
задание)
2. работа со статьей учебника:
составление таблицы «Имена в
биографии Лермонтова»
1. Определить основную мысль
текста;
2. Что выделяют во внешности
М.Ю. Лермонтова современники?
Дополнительное задание: образ
Лермонтова для этих людей:
положителен он или отрицателен?
Мотивируйте свой ответ
Контролирует
тщательность
выполнения задания,
дает необходимые
пояснения,
конкретизирует
проблемный вопрос:
(с опорой на статью
учебника, знания,
полученные ранее)
каким был поэт для
близких ему людей?
Составляют
таблицу с опорой
на учебник;
отмечают, что все
перечисленные в
статье – близкие
люди, учителя,
давшие поэту
любовь,
образование,
раскрывающие его
таланты и
способности и
получающие в
ответ его любовь и
искреннюю
привязанность.
3. работа с воспоминаниями
современников поэта
(документальные тексты):
составление таблицы (определяем
основную мысль текста,
выписываем ключевые слова)
Контролирует
тщательность
выполнения задания,
дает необходимые
пояснения,
конкретизирует
проблемный вопрос:
почему у
современников поэта
такие
противоречивые
воспоминания?
Составляют
таблицу,
формулируя
главную мысль
текста, выписывая
ключевые слова;
выясняют, что
восприятие образа
поэта зависит от
степени близости
общения,
индивидуальных
качеств
современника.
4. работа с прижизненными
портретами поэта.
Какой из портретов больше
подходит данному описанию
Контролирует
тщательность
выполнения задания,
дает необходимые
пояснения,
Вносят свои
замечания в
таблицу,
мотивируют свой
выбор
3
(обращение к таблице предыдущего
задания)? Почему?
конкретизирует
проблемный вопрос:
почему художники
по-разному
изображают поэта?
5. работа с автопортретом и
лирическими произведениями
М.Ю.Лермонтова
1. Обратим внимание на автопортрет
поэта. Каким изобразил себя?
2. Как поэт мог выразить свое
отношение к окружающему миру,
действительности, друзьям?
3. Каков его внутренний мир,
отношение к жизни?
Контролирует
тщательность
выполнения задания,
дает необходимые
пояснения,
конкретизирует
проблемный вопрос:
каким предстает поэт
пред вами?
Выразительно
читают отрывки из
стихотворений,
отмечая ключевые
слова, записывая
их в таблицу;
опираясь на
полученное,
представляют свое
восприятие поэта
4 этап: анализ
полученных в
ходе урока
данных, ответ на
проблемный
вопрос
(6-7 мин)
Учитель обращает внимание
учеников на противоречивые
воспоминания современников,
сложное отношение поэта к себе
(конфликт личности).
Как вы думаете, где, когда
зародились корни этого конфликта?
Почему так противоречив
нарисованный образ?
Ученики, анализируя составленную
таблицу, вспоминая биографию поэта,
воспоминания о нем, отвечают на вопрос.
Предлагают несколько ответов,
мотивируют их, опираясь на данные таблиц
урока
5 этап: домашнее
задание,
подведение
итогов урока
(3 мин)
Домашнее задание:
«…одни скажут: он добрый малый,
другие - мерзавец. И то и другое
будет ложно».
Как вы понимаете эти слова? Кто
прав? (письменный ответ на
поставленный вопрос)
Подводятся итоги урока, дается
оценка работы кураторов и класса в
целом. Отметки каждый учащийся
получит за выполненное письменное
домашнее задание
Ученики записывают домашнее задание
4
Приложение
1. Работа со статьей учебника: составление хронологической таблицы
События жизни, творчества
Цветовая
отметка
Родился поэт
Смерть мамы
Поездка на Кавказ
Переехали с бабушкой в Москву, чтобы начать серьезные занятия
учеба в Благородный пансион при Московском университете
Первые произведения
Умер любимый учитель – француз Жан-Пьер Келлет-Жандро
Поступил в Московский университет
Умер отец
Не сумев продолжить учебу в Санкт-Петербургском университете,
выбирает военное поприще
2. Работа со статьей учебника: составление таблицы «Имена в биографии Лермонтова»
Имена в биографии Лермонтова
Роль в жизни Лермонтова
Елизавета Алексеевна Арсеньева
бабушка
Юрий Петрович Лермонтов
отец
Мария Михайловна Арсеньева (Лермонтова)
мать
Алексей Зиновьевич Зиновьев
учитель Лермонтова в Москве: русская грамматика,
география, астрономия, история, математика
Александр Степанович Солоницкий
учитель рисования
Алексей Федорович Мерзляков
поэт, критик, наставник Лермонтова в Москве
Жан-Пьер Келлет-Жандро
учитель-француз
3. Работа с материалами воспоминаний современников
М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1826г.)
В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и
бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой.
Глаза эти с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже производили чарующее впечатление на того, кто
бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны...
М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1836г.)
Живо помню, как отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и
встретился лицом к лицу с Лермонтовым, после 10-летней разлуки. Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я
нашел замечательную перемену. Я видел уже перед собой не ребенка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными,
но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой. Казалось мне в тот миг,
что ирония, скользившая в прежнее время на губах поэта , исчезла. Михаил Юрьевич сейчас же узнал меня, обменялся
со мною несколькими вопросами, бегло рассмотрел мои рисунки, с особенной торопливостью пожал мне руку и сказал
последнее прости... Заметно было, что он спешил куда-то, как спешил всегда, во всю свою короткую жизнь. Более мы с
ним не виделись...
А.М.Меринский - сокурсник М.Ю.Лермонтова. (1833г.)
В школе Лермонтов имел страсть приставать с своими острыми и часто даже злыми насмешками к тем из товарищей, с
которыми он был более дружен. Разумеется, многие платили ему тем же, и это его очень забавляло. Редкий из юнкеров в
школе не имел какого-либо прозвища; Лермонтова прозвали Маешкой, уменьшительное от Мае- название одного из
действующих лиц бывшего тогда в моде романа "Нотр Дам де Пари", Мае этот изображен в романе уродом, горбатым.
Разумеется, к Лермонтову не шло это прозвище, и он всегда от души смеялся над ним...
По вечерам, после учебных занятий, поэт наш часто уходил в отдаленные классные комнаты, в то время пустые, и там
один просиживал долго и писал до поздней ночи, стараясь туда пробраться не замеченным товарищами. Иногда он
занимался рисованием; он недурно рисовал и любил изображать кавказские виды и черкесов, скакавших по горам...
5
И.С.Тургенев - современник М.Ю.Лермонтова. (1838г.)
В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой
презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор
странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая,
кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас
сознавал всякий.
На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска
сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные
глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.
П.Ф.Вистенгоф - однокурсник М.Ю.Лермонтова. (1833г.)
Студент Лермонтов, в котором тогда никто из нас не мог предвидеть будущего замечательного поэта, имел тяжелый,
несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей, за что, в свою очередь, и ему
платили тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея с ним ничего общего, не обращали на него никакого
внимания.
Он даже и садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотясь по обыкновению
на один локоть и углубясь в чтение принесенной книги, не слушал профессорских лекций. Это бросалось всем в глаза.
Шум, происходивший при перемене часов преподавания, не производил никакого на него действия. Роста он был
небольшого, сложен некрасиво, лицом смугл; темные его волосы были приглажены на голове, темно-карие большие
глаза пронзительно впивались в человека. Вся фигура этого студента внушала какое-то безотчетное к себе
нерасположение...
Автор
воспоминаний
Основная мысль
текста
Что выделяет во внешности / характере
Какой из
портретов больше
подходит к
данному описанию
М.Е.Меликов -
друг детства
М.Ю.Лермонтова
чарующее впечатление
производил на того, кто
бывал симпатичен
Лермонтову, но во
время вспышек гнева -
ужасен
наружность обращала на себя внимание:
приземистый, маленький рост, большая
голова и бледное лицо, большие карие
глаза…
с пламенные, но грустные по выражению
глаза, смотрящие приветливо, с душевной
теплотой.
А.М.Меринский
- сокурсник
М.Ю.Лермонтова
С некоторыми
товарищами был
дружен, но иногда
стремился к уединению
Злые насмешки
Стремился к уединению
И.С.Тургенев -
современник
М.Ю.Лермонтова
Противоречивость в
облике, но вся внешняя
непривлекательность
забывалась, когда на
лице было выражение
поэтического
творчества
Наружность зловещая и трагическая:
сумрачная и недобрая сила, задумчивая
презрительность
Тяжелый взор – нежные детские губы
…Фигура, приземистая, кривоногая, с
большой головой на сутулых плечах,
возбуждала ощущение неприятное; но
присущую мощь тотчас сознавал всякий
…На лице - прекрасное выражение
поэтического творчества.
П.Ф.Вистенгоф -
однокурсник
М.Ю.Лермонтова
Одиночество
«безотчетное
нерасположение к себе»
тяжелый, несходчивый характер, держал
себя совершенно отдельно от всех своих
товарищей
Его не любили, отдалялись от него и, не
имея с ним ничего общего, не обращали на
него никакого внимания.
Роста он был небольшого, сложен
некрасиво, лицом смугл; темные его
волосы были приглажены на голове,
темно-карие большие глаза пронзительно
впивались в человека. Вся фигура этого
студента внушала какое-то безотчетное
к себе нерасположение...
6
4. Работа с прижизненными портретами М.Ю.Лермонтова
Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка.
1834. Художник Ф.О. Будкин
Этот портрет, как свидетельствует А.М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров,
Арсеньева заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты. Здесь Поэт изображен в
натуральную величину, погрудно, в вицмундире лейб-гвардейского гусарского полка, в шинели,
наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке.
Лермонтов в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками.
1837. П.Е. Заболотский.
Портрет выполнен П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой.
Поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками.
Лермонтов. 1838. Художник А.И. Клюндер
Это наиболее популярный портрет работы А.И. Клюндера - из коллекции
князя В. А. Меншикова. Портрет значительно отличается от предыдущих:
иная прическа, иной поворот головы, более живое выражение лица. На
портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал
не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была
изготовлена гравюра). В 1936 в ГЛМ поступил портрет, очень близкий этой
гравюре, - скорее всего, именно считавшийся утраченным оригинал работы
Клюндера.
Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка.
1839. Акварель А.И. Клюндера
Лермонтов в штатском сюртуке.
1840. Художник П.Е. Заболотский
Поэт одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Этот портрет, как и портрет 1837,
выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд,
твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в
начале 1840 года.
Лермонтов. 1840. Рисунок Д.П. Палена
Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 с натуры однополчанином Лермонтова,
бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это - оплечное
изображение: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука
расстегнут, без эполет. Это - единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно,
наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.
7
5. Работа с автопортретом и лирическими произведениями М.Ю.Лермонтова
Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837
В 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в мундире Нижегородского
драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе,
на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта.
Стихи М.Ю.Лермонтова
Ключевые слова
Любил с начала жизни я
Любил угрюмое уединенье …укрывался весь в себя …бояся, будить
людское сожаленье
Ужасно стариком быть без седин
старик без седин …равных не находит … он один!
Никто не дорожит мной на земле
Никто не дорожит мной на земле …себе я в тягость … Я холоден и
горд …злым толпе кажуся … ей (толпе)все равно...
К друзьям
Я рожден с душою пылкой…
Я жить хочу! Хочу печали
Я жить хочу!
***
Любил с начала жизни я
Угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя,
Бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаленье.
Н.Ф.Ивановой 1830г.
***
Ужасно стариком быть без седин,
Он равных не находит; за толпою
Идет, хоть с ней не делится душою;
Он меж людьми ни раб, ни властелин,
И все, что чувствует, он чувствует один!
1833г.
***
Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим,
Тоска блуждает на моем челе,
Я холоден и горд, и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там - ей все равно...
1840г.
***
К друзьям
Я рожден с душою пылкой,
Я люблю с друзьями быть,
Я не склонен к славе громкой,
Сердце греет лишь любовь;
Лиры звук дрожащий, звонкой
Мне волнует также кровь.
1833г.
***
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
1833г.