Конспект урока "Моделирование по сказке Д. Родари" 4 класс


1. Слайд №1. Пока мы усаживаемся, приветствуем гостей.
Вступительное слово, обращенное к детям.
Ребята, сегодня нам предоставлена такая возможность провести урок
литературы в не совсем привычной вам обстановке в присутствии моих
коллег, гостей нашей школы, которых я прошу поприветствовать.
Присаживайтесь!
Понимаю, как вам не терпится узнать, что же вас ждёт сегодня на уроке, так
как мой замысел до этой минуты вам был совершенно неизвестен. Очень
надеюсь, что наша совместная деятельность подарит вам радость открытий,
новые знания и принесёт удовлетворение от работы.
2. Слайд №2. Итак, тема урока «Дорога, которая никуда не ведет». Почему в
кавычках? Вы догадаетесь чуть позже. Вдумайтесь, всмотритесь в неё.
Какое слово вы считаете ключевым? (Дорога). А что оно может обозначать?
В словаре С.И. Ожегова дано 4 значения этого слова: 1) узкая полоса земли,
предназначенная для передвижения, путь сообщения; 2) место, по которому
надо пройти или проехать (дорога к дому); 3) путешествие, пребывание в
пути; 4) перен. Средства достижения какой-нибудь цели (Труд – дорога к
успеху).
Подберите, пожалуйста, слова-синонимы к слову «дорога». (Путь, у Даля –
стезя, путина, направление). Спасибо! Мотив дороги весьма часто
встречается в художественных произведениях. Сегодня он будет основным в
произведении, знакомство с которым у вас будет впереди. Но вернёмся ещё
раз к теме: «дорога-путь-движение –открытия» звучит позитивно, но меня
настораживают слова «никуда не ведёт». А вас? Не кроется ли здесь какая-то
проблема? Какие вопросы возникают у вас в процессе обдумывания этого
предложения? Значит, проблема есть. Я бы сформулировала её так: стоит ли
идти по дороге, которая никуда не ведёт?
Раз есть проблема, мы можем выдвинуть гипотезы, чтобы в ходе
исследования или подтвердить их, или опровергнуть! Напомню, при
формулировании гипотезы предложение должно начинаться с союза
«Если…, то…»
Итак, ваши варианты.
(1. Если есть дороги, которые никуда не ведут, то надо знать, чем они
опасны.
2. Если…. , то стоит ли о них вообще говорить.
3. Если … , то есть те, по которым можно и нужно идти.)
Есть проблема, есть гипотезы, пора приступить к исследованию. Попробуем
нарисовать дорогу, ведущую в никуда.
Слайд№3. Пока дети рисуют, я обращаюсь к залу.
Урок – моделирование по сказке Д. Родари «Дорога, которая никуда
не вела». В 5 классе одним из эффективных методов является моделирование
художественного мира произведения. Все образы персонажи, образы –
события, образы – картины, образы – детали представляют отдельные
подсистемы, которые в конечном счёте организуют авторскую модель
художественного мира. В качестве характеристик художественного мира
выступают пространственно – временные параметры (хронотоп) и
субъективная организация самой ткани произведения. Сначала учащимся
предлагается с помощью красок отобразить увиденный ими в тексте мир.
Затем моделирование предполагает схематическое изображение мира
произведения с помощью символов. Самым сложным оказывается выделение
отличительных черт художественного мира писателя и отражение их в
целостной модели. Такой метод позволяет увидеть особенность мира
художественной литературы и её связь с миром реальности.
Моделирование художественного мира сказки Джанни Родари.
Цели урока: 1) выявить фольклорные элементы сказки; 2)
совершенствовать навыки работы с текстом, моделирование
художественного мира сказки; 3)продолжить воспитание читателя, глубоко
понимающего нравственно – философский смысл произведений.
Ход урока.
1. Прошу на листах нарисовать дорогу в никуда. Сравниваем несколько
рисунков и отвечаем на вопрос: чем они похожи. (На рисунках они
обрываются, нет конечной цели…).
2. Предлагаю послушать сказку Д.Родари и по желанию дополнить свои
рисунки (появляются дороги, ведущие домой, в город, дорога в никуда
дополняется пейзажными деталями).
3. Нарисуйте, чем закончилась дорога в никуда для Мартино. Как вы
думаете почему?
4.Могло ли описанное Д. Родари произойти в реальной жизни? Находим
детали реальной жизни и вымысла. Обращаемся к определению хронотопа в
произведении ( Время и пространство в сказке реальное, не вымышленное).
5. Выделение сказочных элементов в сюжете, в персонажах. 1) Образ дороги
традиционный в фольклоре. 2) Испытание героя (здесь: трудности дороги).
3) Награждение героя. Каких ещё вы знаете героев сказок , получивших
награждение? За что получают они награду?
6. Размышления – выводы. Что, по-вашему, хотел сказать писатель своим
юным читателям? (Есть смысл дать краткую справку о самом писателе,
трудностях его жизни и решении, принятом им , чтобы выбраться из нужды и
помочь семье).
7. Творческая работа. Напишите советы тем, кто не боится «неизведанных
дорог».