Конспект урока "Владимир Владимирович Маяковский 1893-1930" 7 класс

1
Рахмясова Илида Ильдусовна, учитель русского языка и литературы.
МБОУ «Гимназия №5» г.Норильска.
Урок литературы в 7 классе.
Тема урока: Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930).
Цели урока:
1)общеобразовательные:
открыть Маяковского как великого поэта, огромное явление в литературе и культуре;
вызвать интерес к творчеству поэта;
2)развивающая: развивать умение выделять главное в тексте;
3)воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость учеников.
План урока:
1. Орг. момент (1 мин.)
2. Слово учителя о поэте (15 мин.)
3. Чтение стихотворений учителем (5 мин.)
4. Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
на даче».(20-21 мин.)
5. Дом. задание (2-3 мин.)
Литература:
1. Занковская Л.Д. Размышления о Маяковском. \\Литература в школе,2004,№12..
2. Вольхина Е.А.Маяковский сегодня. \\ Литература в школе,1992. №3.
3. В.Маяковский в воспоминаниях современников под редакцией В.В.Григоренко, Н.К.
Гудзия и др.- 1963.-729с.
4. В.Маяковский. Стихотворения. Поэмы. Проза.- М.:АСТ ОЛИМП-2000.- 681с.
5. Журнал «Огонек»,№29, 1968.
6. В.Перцов. Маяковский. Жизнь и творчество. Том 2. 1918-1924.- М.: «Художественная
литература».- 1976.-493с.
Оборудование:
1. Эпиграф
2. Портрет поэта
3. Фотографии поэта, его семьи и друзей.
Ход урока:
Маяковский был и остается лучшим,
талантливейшим поэтом ...
Безразличие к его памяти
и его произведениям – преступление.
Правда, 1935
- Здравствуйте! Приготовьте все необходимое к уроку. Садитесь! Кто отсутствует сегодня?
Чтение стихотворения учителем.
Ничего не понимают.
Вошел к парикмахеру, сказал – спокойный:
«Будьте добры, причешите мне уши».
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
лицо вытянулось, как у груши.
«Сумасшедший!
Рыжий!» –
запрыгали слова.
Ругань металась от писка до писка,
и доооолго
хихикала чья-то голова,
2
выдергиваясь из толпы, как старая редиска.
-Ребята, это стихотворение написал Владимир Владимирович Маяковский. Сегодня на уроке
мы познакомимся с его творчеством и приступим к анализу его стихотворения «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».
- Эпиграфом нашего урока служат слова: «Маяковский был и остается лучшим,
талантливейшим поэтом ... Безразличие к его памяти и его произведениям – преступление».
Действительно, невозможно представить литературу ХХ века без Маяковского. Поэт неотделим
от своего времени, своего поколения, друзей, от литературных споров и боев, от всего, что
происходило вокруг, что рушилось и создавалось заново за 20 лет работы. Невозможно
прочитать Маяковского одного, самого по себе, не «перечитывая» вместе с ним нашей истории,
летописи жизни и культуры.
-Сегодня между читателем и поэтом возникла стена. Но, как и прежде, таинственность,
недосказанность причин его ухода из жизни, не перестает нас волновать. Имя Маяковского
всегда было окружено легендами. О нем сочиняли всякие небылицы и при жизни и после
смерти. Причем это касалось как творчества, так и личной жизни поэта. Одни считают его
великим поэтом, а другие говорят о том, что он ничего нового не создал в сравнении с такими
крупными поэтам, как А.Ахматова, А.Блок или В.Брюсов. Но нельзя отрицать титанической
работы, проделанной Маяковским в области поиска и открытий новых эстетических форм
(художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте). При этом разбег времени в
творчестве поэта был чуть больше 17ти лет.
Вместе с тем его творчество гораздо богаче и интереснее. Его невозможно ограничить какими-
то определенными рамками. В свое время Маяковского восхваляли как пролетарского поэта
(пролетарский от слова «пролетарий» - наемный рабочий; пролетарский поэт такой поэт,
который прославлял труд, жизнь обычных рабочих), певца революции и новой жизни, оставив
без внимания другие качества Маяковского как поэта, сейчас за это же самое его осуждают.
-Посмотрите, пожалуйста, на его портрет. Посмотрев на портрет, что вы можете сказать о
нем? Как вы думаете, каким он был человеком? Найдите такие (эпитеты)
прилагательные для описания лица Маяковского.
Вот что пишут его современники (Л. Сейфуллина): «Можно много подобрать прилагательных
для описания его лица - волевое, мужественно красивое, умное, вдохновенное. Все эти слова
подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного,
что делало лицо поэта незабываемым. В нем жила та внутренняя сила, которая редко
встречается во внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта, его душа».
-«Глаза у него были несравненные», - рассказывает еще один современников поэта, - большие,
черные, с таким взглядом, который, когда вы встречались с ним, казалось, только и составляет
единственное, что есть в данную минуту в мире. Ничего, казалось, нет сейчас вокруг вас,
только этот взгляд существует».
-Согласитесь, что внешность у него неординарная? Очень интересная внешность.
Шикарные, густые волосы. Он был почти 2 метра ростом. Корней Чуковский пишет о нем: «Он
ходил среди людей, как Гулливер». Знаете, кто такой Гулливер?
Можно вспомнить интересный случай, связанный с волосами Маяковского. Вообще
традиционный тип художника, длинноволосого, неопрятного, с широкой шляпой раздражал
его. Из воспоминаний Корнея Чуковского. К.Чуковский дружил с Маяковским. Они тогда
были соседями в дачном поселке в Ленинградской области. Там же жил тогда и Репин Илья
Ефимович, художник (картина «Иван Грозный и сын его Иван»). Он с ненавистью относился к
той группе художников, которую называл «футурней». Чуковский пишет, что боялся встречи
Маяковского с Репиным. Однажды, когда Маяковский был у Чуковского и читал отрывки из
своей неоконченной поэмы, вдали показался Репин. Они сухо здороваются. Репин просит
Маяковского продолжить чтение. Маяковский читает. Репин произносит: «Браво! Браво! Я хочу
3
написать ваш портрет! Приходите ко мне в мастерскую». Он повторял, что хочет изобразить его
«вдохновленные» волосы. Маяковский, идя в назначенный день к художнику, зашел в
парикмахерскую и обрил себе голову, чтобы и следа не осталось от тех «вдохновенных» волос,
которые Репин считал характерной особенностью его творческого облика.
Всей своей биографией, своим творчеством Маяковский отрицал облик поэта как некоего
жреца и пророка, «носителя тайны и веры», одним из признаков которого были
«вдохновенные» волосы, не желая, чтобы на репинском портрете его чертам было придано
ненавистное выражение «не от мира сего», он предпочел обезобразить себя и обрить волосы.
- Владимир Владимирович родился в Грузии. Величественная природа Кавказа для многих
русских поэтов была источником вдохновения. Для Маяковского Кавказ с самого детства был
чем-то обыденным, привычным, знакомым. И, наоборот, далекой, заманчивой представлялась
Россия с ее заснеженными деревнями, многолюдной Москвой.
Детство и юность поэта прошли в Кутаиси (город в Грузии), где его отец служил лесничим.
(Чтение отрывка из учебника - страница 121).
(Показать портрет матери!) О жизни в Грузии написала воспоминания мать поэта, Александра
Алексеевна Маяковская: «Володя с четырех лет полюбил книги. Я читала ему ежедневно».
Читать он научился рано. Книги играли большую роль в его жизни.
Однажды семья Маяковских поехали в Сухуми (город на Кавказе) в гости. Они ехали сначала
на поезде, потом на пароходе. Тогда Владимир Владимирович впервые увидел маяк, очень им
заинтересовался. Ему объяснили устройство и назначение маяка: он далеко светит и указывает
путь морякам. Потом он делал зарисовки – воспоминания об этой поездке. Центральное место в
этих зарисовках занимал маяк. Его он рисовал во всех видах. Мальчику казалось очень
значительным, что название этого морского великана, указывающего путь кораблям, имеет
какое-то отношение к его фамилии. Ему было приятно, когда школьные товарищи, сокращая
его фамилию, называли его «Володя Маяк». Это были самые счастливые годы в его жизни.
-Но благополучие кончилось. Отец рано умер от заражения крови, и после смерти кормильца
семья перебралась в Москву в надежде наладить свое материальное положение. У Маяковского
с ранних лет обнаружились художественные способности, и он, закончив 5 классов гимназии,
поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. К этому времени он успел побывать в
тюрьме за участие в подпольной работе. (Фото Маяковского охранного отделения).
- Откройте учебники на странице 121, прочитаем второй абзац снизу.
- Именно этот 1909 год он считал началом своей поэтической работы. При чем Маяковский
понимал, что для того, чтобы писать стихи, надо знать, как это делают другие. Он принялся
читать все: от современных поэтов до классиков – Пушкина и Байрона. Но ничего из
прочитанного ему не нравилось. А он хотел писать по-новому. В нем было сильно желание
«делать новое искусство», как он сам говорил. Знакомство с Давидом Бурлюком приближает
Маяковского к его мечте «делать новое искусство». Он входит в круг футуристов, группой
молодых поэтов.
ФУТУРИСТЫ - образовано от слова «футуризм». Футуризм (от «футурум» - будущее)
направление в искусстве и литературе в начале ХХ века, отвергавшее реализм и пытавшееся
создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приемы старого
искусства.
-Страница 122 в учебнике. Читаем воспоминания Маяковского о Бурлюке.
- Что вы поняли из этого отрывка?
(Бурлюк сыграл важную роль в становлении Маяковского как поэта: ввел в круг футуристов,
помогал материально. « Бурлюк сделал меня поэтом» - ключевая фраза отрывка).
Знакомство с Бурлюком открывает новый период в жизни поэта: полоса выступлений, споров.
Маяковский, Бурлюк, Каменский побывали в Петербурге. Москве, Харькове, Симферополе.
Они выступали под свист, ругань и бешеные овации зала. В газетах их называют футуристами,
4
и это название закрепилось. Появилась «желтая кофта» - сшитое матерью Маяковского из
полосатой желто-черной материи и предназначенное для выступлений одеяние поэта.
В автобиографии поэт пишет: «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы
гнуснейшего вида. Испытанный способ украшать галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок
желтой ленты. Обвязался. Фурор (ШУМНЫЙ УСПЕХ). Значит, самое заметное и красивое в
человеке – галстук. Очевидно – увеличишь галстук, увеличишь и фурор. А так как размеры
галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый
галстук.
Впечатление неотразимое».
- Но популярность Маяковскому принесла не только его желтая кофта, но и его стихи. Тогда же
на молодого поэта обращают внимание критики, отмечая предельную обнаженность его стихов,
в которых он напрямую обращается к читателю от своего имени.
-Маяковский жил поэзией. Каждую свободную минуту своей жизни он старался сочинять.
Корней Чуковский вспоминает, что Маяковский ни на миг не переставал вести разговор с
самим собою. Он ничего и никого не замечал вокруг себя. Однажды он оказался на пляже.
Людей было немного, и они ему не мешали. Он обращал на них внимание только тогда, когда
потухала его сигарета и надо было найти, у кого прикурить. Вот Маяковский кинулся с
потухшей сигаретой к одному человеку. Этот человек в испуге убежал от поэта.
В 1919 году Маяковский приходит работать в РОСТА (Российское телеграфное агентство).
Сейчас это агентство называется ИТАР-ТАСС. 1919– тяжелый для России год. В Москве царил
голод, пустые витрины магазинов, безлюдные улицы.
В магазинных окнах – яркие плакаты. Это были простые, четкие рисунки и меткие стихи под
ними. Москвичи называли их «Окнами РОСТА». Это оригинальный жанр плакатного
искусства. В то нелегкое время, когда не хватало бумаги, типографии не работали, «Окна
РОСТА» заменяли газету и сатирический журнал, у витрин с плакатами всегда стояла толпа.
Сам он рассказывал, что нарисовал около трех тысяч плакатов, но сохранилось меньше
половины из них. И немногие знали, что большинство плакатов нарисовано Маяковским. Два с
половиной года, изо дня в день, в холод и жару работал поэт с друзьями над плакатами. Часто
недосыпал. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. Эти плакаты
выставляли в витринах магазинов Москвы, некоторые даже отправляли в другие города.
(Картины Маяковского).
Для Маяковского было главным, чтобы его понимали те, для кого он пишет и читает; может
быть, потому его поэтические метафоры и образы были по-особому зрелищны, а сравнения
неожиданны. Например, «Угрюмо дождь скосил глаза» (стихотворение «Утро»), «Мокрая, как
будто ее облизали, толпа» (стихотворение «Эй»).
Метафора перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании
признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов.
Эпитет художественное определение, выраженное прилагательным, но также
наречием, существительным, числительным, глаголом.
Олицетворение вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на
неодушевленные.
Гипербола художественное преувеличение.
неологизмы новые слова и выражения, созданные для обозначения новых предметов
или для выражения новых понятий.
Так же необычно Маяковский строил свои стихи. У него особый стих, ритмически
организованный. Каждое слово написано с новой строчки. Этим поэт увеличивает смысловую
нагрузку каждого слова. Поэтому Маяковского называют поэтом – новатором.
- Как вы понимаете слово «новатор»?
(тот, кто вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, приемы, идеи).
5
-Маяковский обновил рифму. Классическая рифма – определенное созвучие в концах
стихотворных строк.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:
Маяковский рифмует корни слов, он создает составную рифму. Рифмующиеся слова могут
находиться в разных местах стихотворения.
Сначала он писал их «в столбик», а с 1923 года поэт начинает использовать «лесенку». Поэтому
стихотворения Маяковского лучше слушать. Лучшим исполнителем его стихов является он сам.
Поэзия – вся! – езда в незнаемое.
Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
Но как испепеляющее слов этих жжение
рядом с тлением слова-сырца.
Эти слова приводят в движение
тысячи лет миллионов сердца.
-Что значит «незнаемое»? (Незнакомое, неизведанное, неизвестное)
Поэзия – вся! – езда в незнаемое.
В одной строке – восхитительная метафора. Поэт сравнивает поэзию с увлекательным,
интересным путешествием по просторам таинственной страна, имя которой – поэзия.
-Что вы поняли из этого отрывка? (Писать стихи – занятие непростое. Поэт сравнивает свой
поэтический труд с тяжелой физической работой – добычей радия. Что такое радий? редкий
металл, добыча которого очень тяжела. Для того, чтобы его найти, нужно переработать тысячи
тонн руды. «В грамм добыча, в год труды». Так и с поэзией. Для того, чтобы получить «единое
слово», надо переработать, осмыслить «тысячи тонн словесной руды»).
- Давайте обратимся к стихотворению «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским на даче», которое он написал в 1920 году. Это стихотворение поэт считает
программным, потому что выразил в нем свое отношение к поэтическому труду, выбрав для
этого необычную, матафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть
настоящая поэзия.
Чтение стихотворения учителем (5 мин.)
Как вы думаете, почему поэт выбрал такое длинное название для своего стихотворения?
Почему он пишет и пояснение? (Маяковский стремился придать своему произведению
достоверный характер. Уже в заголовке поэт пытается рассеять сомнения читателей в
вымышленном характере истории. Все произошедшее с ним истинная правда).
1.
- С самой первой строчки какой литературный прием нам встречается? (Гипербола)
- Для чего поэт его использует? (чтобы ярче показать изнуряющую жару июля).
-С каким чувством поэт произносит фразу «На даче было это»?
(обыденности...и разочарования: от жары не спасает даже дачная обстановка).
2.
6
Поэт открывает тайну, известную только ему. Куда каждый вечер уходит солнце? (Маяковский
не совсем уверен, но он предполагает, что солнце спускается в некую дыру, расположенную «за
деревнею». В этом мы видим какое-то детское представление о мире: солнце не уходит далеко,
оно «ночует» на краю деревни, чтобы наутро «снова мир залить» своими лучами...)
-Наступает утро. Что изменилось в мире? (все по-прежнему).
3. Чем недоволен поэт? почему он зол? (поэта удручает обыденность)
4.
-Что происходит дальше? Читаем.
-Почему поэт употребляет такие резкие и грубые слова, обращаясь к солнцу: «Слазь»,
«дармоед»? (Поэт, удрученный, измученный жарой, изнурительным трудом художника, считает
несправедливым обыденный порядок слов с «восходом» и «заходом» солнца, ему захотелось
пристыдить светило за его «бесполезный» труд)
- Справедливы ли такие слова в адрес солнца?
- Какой работой занят поэт?
-Она ему нравится?
-Поэт приглашает солнце в гости. С каким чувством прозвучало дерзкое приглашение? (Поэт
меняет гнев на милость «златолобо»)
- Какое слово в этом отрывке необычно, ново? Как называются такие слова?
-Это слово создает эффект величия, царственности и какой-то человечности. Солнце – живое!)
-Как мы называем такой прием, при котором неодушевленные предметы получают свойства
одушевленных? (олицетворение)
5.
-Как поэт передает свой испуг? (восклицательными предложениями: Что я наделал! Я погиб!)
6.
-Какое событие произошло с солнцем впервые?
-Какие детали быта помогают придать образам солнца и поэта характер обыденности?( Чаи
гони, гони, поэт, варенье)
-Что значит «сконфужен»? (Быть в замешательстве, смущении, неловком положении)
7.
-Как чувствует себя поэт в этом удивительном соседстве? (сначала ему неловко, потом
привыкает)
-Что такое «ЯСЬ»?
( неологизм, от слова «ЯСНЫЙ») Вот почему рассеиваются страх и неуверенность поэта,
потому что из солнца струится ЯСЬ- свет, ясность)
8.
-О чем ведут беседу поэт и солнце? (они говорят о простом, о привычном)
-Как поэт ощущает себя в присутствии солнца? ( он на «ты» с солнцем, «дружбы не тая»).
9.
Ребята, взорим, вспоем –глаголы, созданные Маяковским. Вспоем – значит споем, от глагола
петь образовано.Петь кто может: солнце или поэт? Поэт. Что делает солнце? взорит, смотрит.
Значит глагол образован от слова «зор», «заря», «зори». Поэт поет, солнце взорит.
-Какой смысл Маяковский вкладывает в слова «взорим», «вспоем»? (Это призыв солнца к
поэту: будем вместе встречать зарю, воспевать свет)
Поэт и солнце делают одно дело: несут свет и добро людям. Солнце животворной радостью
своих лучей, поэт – светом своей поэзии.
Я буду солнце лить свое,
а ты – свое
стихами.
10.
-Два солнца (поэт и солнце) победят «сонницу», то есть ночь. Значит, поэт принял предложение
солнца действовать совместно? Принял.
- В чем поэт видит главный смысл поэзии и своего существования?
Светить всегда,
Светить везде....
7
-Это яркая метафора Маяковского: поэзия – солнце. Но поэзия – это и каждодневный, нелегкий
труд души и ума. Мы с вами разгадали метафору Маяковского. Поэзия нужна людям, чтобы
просветлять их души. Но тайна творчества остается, потому что жива настоящая поэзия,
настоящее искусство. Родятся новые поэты, они принесут в поэзию новые темы, образы, но
завет Маяковского «светить всегда, светить везде», пожалуй, самый точный и самый
правильный.
Домашнее задание:
1. прочитать статью учебника (стр.121-126)
2. прочитать стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» и ответьте на вопрос №1 на
странице 132.