Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Льгова» Курской области
Методическая статья на тему
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Птицына Галина Владимировна
ЛЬГОВ - 2015
Для современной школы исключительно важной является проблема развития
творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и
продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в
практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще
очень незначительны.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах
школьного обучения. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе
выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка.
Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи,
такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В.
Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития творчества
и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали
условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного
решения.
Литературное творчество, по мнению Л.С.Выготского, является самым
характерным для школьного возраста. Практическая разработка методики
творческой деятельности учащихся при изучении литературы начата еще
М.А.Рыбниковой. Ее известный тезис «От маленького писателя к большому
читателю» был принят многими методистами и учителями, чей опыт показал:
если школьник попробует себя в творчестве, он будет гораздо более чуток к
авторскому слову, писательскому мастерству.
Творческая деятельность учащихся при изучении литературы складывается
из:
1. литературно-творческих заданий;
2. творческих сочинений;
3. заданий, развивающих творческого читателя;
4. участия в творческих формах урока.
Творческие формы урока в зависимости от характера творческой
деятельности разделяют на логические и эмоционально-образные (или
эмоционально-художественные).
К логическим формам принадлежат:
5. уроки-лекции;
6. семинары;
7. практикумы;
8. исследования;
9. защиты докладов, рефератов.
К эмоционально-образным формам относятся:
10. урок-концерт;
11. композиция;
12. монтаж;
13. урок-новелла;
14. урок-сказка;
15. урок - воображаемое путешествие;
16. урок-спектакль.
Подготовка и проведение эмоционально-образных форм урока
«многосторонне приобщает учеников к творчеству: попытка создания
сценария концерта или композиции, творческое (с целевой установкой
отбора и использования в сценарии) знакомство с критической литературой,
отбор стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных
произведений, усиливающих эмоциональное впечатление, разработка
эмоционального анализа-комментария» - все это оставляет у школьников
ощущение сотворчества и способствует переносу полученных на уроках
знаний и навыков в творческую деятельность.
Одним из эффективных средств развития творчества на уроках литературы
является театрализация. Театрализация способствует активизации
познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес учащихся
к предмету.
Методические и организационные формы содружества между преподаванием
литературы и театром складывались на протяжении многих лет и нередко
видоизменялись в зависимости от реальных условий (изменение программы,
характера репертуара, особенностей интересов того или иного коллектива),
но основной принцип – принцип связи литературы с формированием
читательского опыта – всегда оказывался чрезвычайно плодотворным и
вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществление:
расширялся круг литературных интересов учащихся, возникал стойкий
интерес к фактам современной культуры, и прежде всего – к театру,
действеннее обогащался мир эмоций, нравственных чувств и знаний
школьников, активно формировались нравственно-эстетические оценки,
заметно повышалась самостоятельность и обоснованность суждений.
В центре внимания учителя были прежде всего особенности восприятия
учащимися драматургического текста и поиски таких приемов работы,
которые, отвечая художественной специфике драмы, облегчали бы ее
освоение в единстве формы и содержания.
Условия, необходимые для преодоления трудности восприятия учащимися
драматического произведения.
1. Организация школьной драматической самодеятельности, тесно связанной
с уроками литературы, когда происходит критическое знакомство учащихся с
пьесой и ее сценическими возможностями.
2. Подготовка школьников в процессе учебной работы к сознательному
чтению и анализу драматического произведения:
а) самостоятельное инсценирование небольших эпизодов;
б) обучающий анализ драматического эпизода;
в) обязательное чтение вслух драматического произведения на уроках
литературы.
3. Анализ драмы, учитывающий ее специфические художественные свойства.
4. Обращение к профессиональному театру в соответствии с задачами
литературного образования и развития школьников.
Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок
заранее подготовленных элементов театрального действия. Формы уроков с
театрализацией: «Парад героев», игра «Узнай героя», «Суд над героем»,
«Пресс-конференция с героями» и т.д.
Театрализация включает в себя.
1) Инсценирование – создание драматической трансформации эпического
текста.
2) Режиссерский комментарий – создание описания будущего спектакля от
имени воображаемого режиссера, размышление над способами изображения
места и времени в спектакле.
3) Сценическо-игровые упражнения – упражнения на материале текстов
художественных произведений с использованием приемов театральной
педагогики.
4) Театральное видение пьесы – прием изучения драматического
произведения, при котором работа над пьесой ведется в виде деловой игры –
создание воображаемого спектакля.
Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной
умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского
отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе
сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого
воображения и литературного «соображения» учащихся. В процессе
подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в
дополнительной информации и сами начинают поиск нужного материала;
читают дополнительную литературу (справочную, научно-популярную,
художественную литературу, критическую литературу), чаще обращаются за
консультацией к учителю – это создает условия для формирования опыта
самообразования.
Таким образом, театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации
художественного текста сценически, с внесением элементов драматического
действия. Процесс применения театрализации художественных произведений
на уроках литературы основывается на читательском/зрительском
сотворчестве ученика с автором, литературы с театром.
Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из
важных аспектов реализации творческих способностей учащихся, которые
способствуют формированию мировоззрения, эстетическому развитию.
Список литературы
1. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или
режиссура поведения учителя. – М., 2008.
2. Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и
реализации замысла школьного урока. – М.,2003.
3. Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и
образование. – М., 2002.
4. Методика преподавания литературы: учебник для студ. Пед. вузов / О.
Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой.
5-е изд., испр. – М.: Академия, 2011.