Презентация "А.П.Чехов «Ионыч» Обучение композиционному анализу прозаического текста" 10 класс




Подписи к слайдам:
Обучение композиционному анализу художественного текста на уроках литературы в средней школе

А.П.Чехов «Ионыч»

  • Урок литературы в 10 классе.
  • Обучение композиционному анализу прозаического текста.

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ №22» Череповец

Содержание

  • Задание. Композиция художественного произведения.
  • Задание. Композиционный анализ прозаического текста.
  • «Ионыч» А.П.Чехова на уроке литературы в 10 классе.
  • Задание. План рассказа.
  • Задание. Языковая композиция.

Задание

  • Дайте определение композиции.
  • Назовите композиционные приёмы и средства.
  • Что такое языковая композиция?
  • Назовите типы композиции.
  • Назовите виды композиции.

Композиция художественного произведения

  • Что такое композиция?
  • Это прежде
  • всего установление
  • центра, центра
  • зрения художника.
  • А.Н.Толстой

Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский

Композиционные формы прозаической речи. 1.Повествование. 2.Описание. 3.Характеристика. Н.Тамарченко

Композиция – связь и соотношение отдельных форм изображения и сцен. Единицы композиции – портрет, пейзаж, диалоги, монологи, характеристика и т. д. В.Кожинов

Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин

Композиция – это взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно- речевых средств. В.Хализев

Композиционные приёмы. 1.Повтор. 2.Усиление. 3.Противопо ставление. 4.Монтаж. А.Есин

Композиционные приёмы и средства. 1.Повторы и вариации. 2.Мотивы. 3.»Крупный» план, «общий» план, умолчания. 4.Точка зрения. 5.Со-и противопоставления. 6.Монтаж. 7.Временная организация текста. В.Хализев

Лингвистическая теория композиции

  • Языковая композиция – сопоставление,
  • противопоставление,
  • чередование
  • словесных рядов
  • в художественном тексте.
  • В.Виноградов

Типы композиции. 1.Простые (линейные). 2.Сложные (трансформа ционные). А.Есин

Виды композиции. 1.Кольцевая. 2.Зеркальная. 3.Линейная. 4.Умолчание. 5.Ретроспекция. 6.Свободная. 7.Открытая и т.д. А.Есин

Задание

  • Какова роль композиционного анализа художественного текста?
  • Что должен уметь читатель, чтобы проанализировать композицию?
  • Назовите приёмы композиционного анализа текста.
  • Как анализируется эпизод текста?
  • Какова роль эпизода в тексте?

Композиционный анализ художественного произведения

  • Только осознав общий принцип построения произведения, можно правильно истолковать функции каждого элемента или компонента текста. Без этого немыслимо правильное понимание идеи текста.
  • В.Одинцов

Композиционный анализ наиболее продуктивен. Все компоненты художественной структуры важны не сами по себе, а как отражение эстетической программы автора, который отобрал материал и обработал его в соответствии со своим пониманием, отношением и оценкой. Л.Кайда

Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь: выделять в его структуре значимые повторы, выявлять семантические переклички, выделять языковые сигналы, определять роль композиционных единиц в составе целого, устанавливать связь повествовательной структуры текста с его внешней композицией. Н.Николина

Начинать анализ композиции необходимо с опорных точек: кульминации, развязки, сильных позиций текста, повторов, противопоставлений, перипетий в судьбе героя, эффектных художественных приёмов и средств. Анализ опорных точек – ключ к пониманию логики композиции. А.Есин

Приёмы композиционного анализа прозаического текста

  • 1.План текста (микротемы), сюжетная схема.
  • 2.Опорные точки композиции.
  • 3.Повторы и противопоставления.
  • 4.Композиционные приёмы, их роль.
  • 5.Сильные позиции текста.
  • 6.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды.
  • 7.Вид и тип композиции.
  • 8.Роль эпизода в тексте.
  • 9.Система образов персонажей.
  • 10.Смена точек зрения в структуре текста.
  • 11.Временная организация текста.

Анализ эпизода прозаического текста

  • Что такое эпизод?
  • Предположение о роли эпизода в произведении.
  • Сжатый пересказ фрагмента.
  • Место эпизода в композиции текста. Какие фрагменты до и после? Почему именно здесь?
  • Место эпизода в сюжете произведения. Экспозиция, завязка, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог.
  • Какие темы, идеи, проблемы текста нашли отражение в этом фрагменте?
  • Расстановка персонажей в эпизоде. Новое в характерах героев.
  • Каков предметный мир произведения? Пейзаж, интерьер, портрет. Почему именно в данном эпизоде?

Мотивы эпизода. Встреча, спор, дорога, сон и т. д. Ассоциации. Библейские, фольклорные, античные. От чьего имени ведётся повествование? Автор, рассказчик, персонаж. Почему? Организация речи. Повествование, описание, монолог, диалог. Почему? Языковые средства художественной изобразительности. Тропы, фигуры. Вывод. Роль эпизода в произведении. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде? Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

Роль эпизода в тексте. 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. 2.Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. 3.Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев 4.Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события.

«Ионыч» А.П.Чехова на уроке литературы в 10 классе

  • Учимся
  • анализировать
  • прозаический
  • текст.
  • Композиционный
  • анализ.

Задание

  • Составьте простой план рассказа.
  • Составьте цитатный план рассказа.
  • Найдите сюжетные элементы.
  • Составьте хронологическую схему.
  • Сопоставьте начало и конец каждой главы.
  • Определите вид и тип композиции.

Составить простой план рассказа. 1.Д.И.Старцев знакомится с семьёй Туркиных. 2.Любовь(?) Дмитрия к Екатерине Ивановне. 3.Разлука. 4.Последняя встреча Дмитрия с Екатериной. 5.Жизнь Ионыча.

Составить цитатный план рассказа. 1.»Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…» (А.Дельвиг). 2.»…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало…». 3.»И жаль было своего чувства, этой своей любви…». 4.»…и огонёк в душе погас». 5.»Куда это Ионыч едет?»

Найдите сюжетные элементы. 1.Экспозиция. Встреча Старцева с семьёй Туркиных. 2.Завязка. Влюблённость. 3.Развитие действия. Свидание, предложение. 4.Кульминация. Дмитрий на кладбище. 5.Развязка. Последнее свидание. 6.Эпилог.Ионыч.

Составить хронологическую схему. 1.Дмитрий Ионыч Старцев. Лошадей не было. 1 год. 2.Пара лошадей и кучер Пантелеймон. 1 день. 3.4 года. 4.Тройка с бубенчиками. Несколько лет. 5.Ионыч. Едет не человек, а языческий бог.

Герой живёт, когда чувствует, герой не живёт, когда нет чувства. Поэтому годы, когда Ионыч наживал деньги и становился богатым, прошли для него впустую; пропуская их, Чехов тем самым выражает их значение для героя. Целые годы жизни – ничто, а поездка ночью на кладбище, ничего не принёсшая герою, - жизнь, подлинное чувство. В.Линков

Сопоставить начало и конец каждой главы. 1 глава. Семья Туркиных Дмитрию понравилась. 2 глава. Прозаические мысли. 3 глава. Равнодушие. 4 глава. Равнодушие. 5 глава. Туркины всё так же человечны.

Постепенная эволюция в душе Ионыча выразительно передана концовками главок. Мы видим, что Чехов не даёт непрерывного описания процесса «оравнодушивания» Ионыча, он намечает своего рода пунктирную поэтическую линию, и каждая концовка главы фиксирует новый момент этого внутреннего процесса. З.Паперный

Определить вид и тип композиции. Вид - кольцевая. Тип - линейная.

Финал рассказа возвращает нас к его началу, где говорится о губернском городе С. И о «самой образованной и талантливой» семье Туркиных. Кольцевая композиция усиливает ощущение замкнутости жизненного круга, невозможности его преодоления, трагичности жизни, придаёт всей этой грустной истории притчевый характер, поучительный смысл не только для её участников. В.Крючков

Задание

  • Найдите тематические повторы в 1 и 4 главах.
  • Лабораторная работа «Два свидания: 2 и 4 главы».
  • Лабораторная работа «На кладбище: словесные ряды».
  • Назовите композиционные приёмы.

Найдите тематические повторы в 1 и 4 главах. Вера Иосифовна читает свои романы гостям. Лакей Пава. Шутки Ивана Петровича. Игра Екатерины Ивановны.

Сопоставьте два свидания во 2 и 4 главах. Найдите повторы на лексическом уровне.

  • Первое свидание.
  • Дмитрий
  • Второе свидание.
  • Екатерина
  • «…сильно волнуясь…»
  • «Ради Бога…пойдемте в сад».
  • «…беспокойно билось сердце…»
  • «…с таким волнением ожидала вас…»
  • «Ради Бога, пойдемте в сад».
  • «…тревожно билось сердце…»

Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами. При первом объяснении она категорична, он неуверен, при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, запрограммированность же, повторяемость остаются. В.Катаев

Эпизод «На кладбище». Постройте словесные ряды мотивов: любовь, лунная ночь, осень.

  • Любовь
  • Лунная ночь
  • Осень
  • Присутствие тайны, жизнь тихая, вечная, прекрасная, ждал страстно, страсть, ждёт любви, тела прекрасные, томление.
  • Лунный свет, хорош и мягок лунный свет, звёзды, смирение, глухая тоска небытия, подавленное отчаяние, опустился занавес, луна ушла.
  • Тепло по – осеннему, увядшие цветы, прощение, печаль, покой.

В главах первой и второй всё как бы покрыто лёгким покровом поэзии, это веяние крепнет и растёт, в сцене на кладбище достигает своего апогея. Тут конец «поэзии», и с главы третьей идёт уже сплошная «проза». Всё вместе представляет собой музыкальную композицию. Робкая «поэзия», прозябающая в душе сухой и прозаической, её лебединая песня – на кладбище. А рядом всесильная, всепоглощающая, торжествующая «проза» жизни. Д.Овсянико-Куликовский

Назовите композиционные приёмы.

  • Повтор. Монтаж.

Архитектоника рассказа, его строение основано на одном главном принципе: повторении, которым пронизан весь текст. В нём представлена целая иерархия повторов, они наслаиваются друг на друга, перекрещиваются, усиливая яркость образов. Этот приём характерен и для других чеховских рассказов. В.Троицкий

Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких бы то ни было нравственных связей с людьми – вот жестокий удел таких натур, как Старцев. Нормально ли это? Вполне нормально – для того уклада, который существует повсюду в цивилизованном мире. Страсть к наживе, деловитость, способность к труду – не из любви к самому труду, а исключительно ради обогащения – разве это не характерно, не типично, разве это не настоящая, современная рутина? Д.Овсянико-Куликовский