Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс




Тема урока: «Быть или не быть?»
(по трагедии В. Шекспира «Гамлет»).
Цели урока:
1. в процессе сопоставительного анализа и выявления авторской позиции
показать своеобразие разрешения проблемы мучительного выбора
Гамлета;
2. через освоение художественного языка произведения (сюжет, образы
героев, композицию) подвести учащихся к пониманию замысла
писателя, его идеи;
3. познакомить учащихся с осмыслением гамлетовской темы в русской
лирике, представить героев Шекспира как «Вечные образы в мировой
литературе».
Эпиграф к уроку:
«Время слипшихся век, пустота
Пробудившейся ночи, -
Кто я? Зверь? Человек? Слово или туман
Многоточий?..»
(Ю. Благовещенский)
Слова и понятия
фабула;
перипетия;
трагедия;
катарсис;
гуманизм;
гамлетизм;
«гамлетовские ситуации»;
«вечный образ».
Ход урока
1. Вступительное слово:
Античность подарила грядущему свою мифологию, своих героев, которые
стали нарицательными для всей мировой литературы. Именно с античности,
с искусства древних греков зарождается понятие прекрасного.
Искусство греков было настолько совершенным, что ему синонимом стало
слово «Прекрасный».
Эпоха Возрождения, Ренессанс… Это расцвет культуры, научно-технические
открытия: Коперник, Кеплер, Леонардо да Винчи, открытие новых
континентов. Человек является центром мироздания. Ведущий принцип
гуманизм – утверждение человека как высшей ценности.
Величайший гуманист эпохи английского Возрождения – Вильям Шекспир.
Символом Шекспира был сокол. Сокол с копьем в когтях – его герб.
Фамилия «Шекспир» означает - «потрясающий копьем». Критики его
называли «сотрясателем сцены», друзья - поэты «Лебедем Эвона». Именно
перейдя мост через реку Эвон, отправился Шекспир в поисках удачи.
Отправился, чтобы стать великим поэтом и остаться жить вечно.
«Гамлет» - главное создание Шекспира. Не один образ, созданный поэтами
не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту
знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора,
проникнуться в его идеи, увидеть старую трагедию глазами новой эпохи и
попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.
2. Для начала обратимся к первому теоретику драмы Аристотелю (слайд 1).
Как он раскрывает понятие «Трагедия», попробуем по Аристотелю
определить составные части драмы:
Фабула:
Перипетия (перемена событий к противоположному, происходящая по
законам вероятность или необходимости);
Узнавание (переход от незнания к знанию, который ведет или к
дружбе, или в вражде лиц);
Страдание (действие, причиняющее гибель или боль).
Кульминация – монолог Гамлета. Узнавание – встреча с призраком,
страдание – смерть Полония, Офелии, развязка – гибель героев.
Художественная цель пьесы – трагедия должна быть осознана как
мистическая реальность необъяснимость связи событий и самого Гамлета.
3. Работа со слайдом «Теория воздействия трагедии на человека».
Какая теория вам близка? Почему?
4. «Гамлет – вечный образ». Какие герои мировой литературы находили свое
отражение в произведениях других авторов? (Прометей, Иисус Христос, Дон
Кихот, Дон Жуан). В этом ряду находится и Гамлет. Появилось понятие
«Гамлетизм» - преступная медлительность и бездействие. Имя его стало
нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного
быстро действовать. «Гамлетовские ситуации» - выбор практически сделать
невозможно.
В лицее написана исследовательская работа «Гамлетизм среди подростков».
Этой темой занималась ученица 10 «б» класса О. Борокшонова. Сегодня она
ознакомит нас с результатами своей деятельности (см. приложение 1).
5. Гамлетовские мотивы в русской лирике. Образ Гамлета и его «вечная
жизнь» помогают читателю соприкоснуться с поэтической концепцией
других авторов. Блок и Цветаева, Пастернак и Ахматова, Волошин,
Самойлов… многих русских поэтов интересовал образ Гамлета, но каждый
вносит в трактовку этого образа что-то свое, личное.
6. Содержание трагедии имеет вечную ценность и будет актуальна всегда,
независимо от времени и места. Здесь ставятся вечные вопросы, всегда
волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими
средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни?
Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы. Эти
вопросы поднимали и русские поэты.
Сообщения учеников о гамлетовских мотивах в творчестве Блока, Пастернак,
Цветаева (см. приложение 2).
7. Творческая работа. Реализация домашнего задания – анализ монологов.
Сопоставление монолога «Быть или не быть…» с 66-м сонетом Шекспира в
разных переводах.
8. Перевод с английского 66-го сонета Шекспира на русский язык ученицей
10 «а» Гыргеновой А.
9. Чтение стихотворения собственного сочинения на бурятском языке
«Размышления о Гамлете» - Мархакова Т.
10. Представление и защита мультимедиа презентации «Быть или не быть?»
учениками (см. приложение 3).
11. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пико дела Мирандола
вложил в уста бога удивительно точные слова о сущности человека: «Я не
сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессметным, чтобы
ты сам свободный и славный мастер, сформировал себя в образе который ты
предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшее, неразумное существо, но
можешь переродиться по велению своей души и высшее божественное». У
нас у всех есть выбор, и пусть этот выбор будет правильным.
Домашнее задание:
Написать сочинение – размышление «Мой Гамлет».
Использованная литература
1. Владимирова. Внеклассные мероприятия по литературе, 10-11 кл., ,
Волгоград, 2006г.
2. Т.Л. Еремина. Мастерские по литературе, 11 класс, С-П, «Паритет» -
2004г.
3. В.Ф. Мартынов. Мировая художественная культура, учебное пособие,
Минск, тетрасистема, 1997г.
4. Н.П. Михальская, О.С. Мончаковская. Зарубежная литература, 10-11
класс, Изд-во «Дрофа», 2006г.