Конспект урока "Роман «Преступление и наказание». История создания. Образ Петербурга" 10 класс


Тема. Роман «Преступление и наказание». История создания. Образ Петербурга.
Цель. Показать многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в
романе, подчеркнуть тесную связь проблематики, идейного смысла романа с
исторической эпохой развития России. Проанализировать образ Петербурга в
романе и определить его роль в развитии характера главного героя.
План урока:
1. История создания романа.
2. Топография.
3. Дома.
4. Жители.
5. Цвет.
6. Заключение.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Слово учителя.
( Слайд № 4)
Ф.М.Достоевский считал Петербург «самым отвлеченным и умышленным городом на
всем земном шаре». Построенный по приказу Петра I на болотах, он казался писателю
мрачным и таинственным. Именно в таком фантастическом месте, по его мнению, могла
зародиться «безобразная мечта» нищего студента.
История создания романа.
В 1865 году Ф.М.Достоевский сообщил редактору «Русского вестника» М.Н.Каткову
план повести, в котором угадывается сюжет «Преступления и наказания»: «Молодой
человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и
живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись
некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился
разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху,
титулярную советницу, дающую деньги на проценты…». Постепенно повесть
разрастается в объеме (писатель использует материалы задуманного раньше романа
«Пьяненькие») и меняется по форме: от «исповеди» к повествованию от третьего лица.
Окончательную редакцию «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевский создает в 1866
году одновременно с печатанием в «Русском вестнике» готовых глав.
«Все сердце мое с кровью положится в этот роман, - писал Достоевский брату. - Я
задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти...»
Вот как писатель излагал замысел романа: «Действие современное, в нынешнем, году.
Молодой человек... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в
понятиях, поддавшись некоторым, странным "недоконченным" идеям., которые носятся
в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну
старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха,
больна, жадна... зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую
сестру. «Она никуда не годна», Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-
нибудь?» и т.д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека».
2
2. Составление схемы. (Слайд № 5)
9 октября 1859 г.
Задумал на каторге
«Я задумал его на каторге,
лежа на нарах, в тяжелую
минуту грусти...» «В
декабре начну роман
Июль 1865 г.
Начал в Висбадене
«Сижу в отеле, кругом
должен, денег ни гроша...»
«Все сердце мое с кровью
положится в этот роман»
Идея романа: «Это
психологический отчет
одного преступления»
1866 г.
Закончил в Петербурге
«Я убежден, что сюжет мой
отчасти оправдывает
современность»
Конфликт романа:
1. Почему убил?
2. Какие идеи привели к
убийству?
3. Виноват ли преступник?
Вывод: «Романы Достоевского представляют собой самое страшное обвинение,
брошенное в лицо буржуазному обществу: истинный убийца, губитель человеческих душ
- это ты».
(Роза Люксембург)
3. Объяснение проводится в такой последовательности:
9 октября 1859 г. Задумал на каторге. «Преступление и наказание», первоначально
представлявшееся автору в форме исповеди, вытекает из духовного опыта каторги.
Именно там писатель впервые столкнулся с «сильными личностями», стоящими вне
морального закона. 9 октября 1859 года Достоевский писал брату: «В декабре я начну
роман... Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и
саморазложения»...
Июль 1865 г. Начат в Висбадене. «Вынашивание» замысла продолжалось шесть лет.
В конце июля 1865 года Достоевский выехал за границу. Денежная драма, начавшаяся в
России, приняла катастрофические размеры. Жизненные тупики, которые возникали на
пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя. В
маленькой комнате, без денег, без еды и без света, «в самом тягостном положении» и «в
совершенном отчаянии» Достоевский приступил к работе над своим совершеннейшим
созданием - романом «Преступление и наказание». Великий романист писал друзьям
отчаянные письма: «Сижу в отеле, кругом, должен, денег ни гроша... Все сердце мое с
кровью положится в этот роман». Идею романа Достоевский излагает в письме к
издателю М.Н.Каткову: «Это - психологический отчет одного преступления».
1866 год. Закончен в Петербурге. В Петербурге Достоевский продолжает усиленно
работать, опираясь на свои наблюдения нравственных последствий повсеместного
обнищания, роста преступности и народного пьянства, разгула капиталистического
хищничества.
«Одним словом, я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность», -
писал Достоевский.
3
Конфликт романа составляет психологическая тайна: Почему убил? Какие идеи привели
к убийству? Виноват ли преступник?
4. Петербург Достоевского.
«Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом».
Достоевский, как и герой романа, любил этот город горькой и мучительной любовью и по-
своему воспринимал его. Существует выражение «Петербург Достоевского». Это
мрачный, больной, сырой и все-таки прекрасный город.
Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе, хотя время действия — лето и
погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург.
Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе
лишь как контраст к такому безотрадному изображению. Голодный юноша чувствует себя
отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин.
Топография (Слайды № 6 –8)
Ф.М.Достоевский точно воссоздает топографию тех мест, где происходят события
романа. Это прежде всего Сенная площадь и «все близлежащие переулки». Можно также
узнать «адреса» Раскольникова, старухи-процентщицы, Сони Мармеладовой и Порфирия
Петровича.
В романе упоминаются набережные и каналы, улицы и переулки, многоэтажные дома и
дворы-колодцы, трактиры, распивочные, «известные заведения» - никаких
художественных описаний и красот природы. Лишь однажды возникает картина
парадного Петербурга, когда Раскольников смотрит с Николаевского моста на
Исаакиевский собор и Зимний дворец: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой
великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная
картина…»
Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке Сенной
щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная
и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на
Сенной площади Раскольников пытается всенародно принести покаяние. Эти уличные
сцены, нарисованные крупным планом, дополняются мимолетными эпизодами.
Подобных картин много в романе. Они создают фон, на котором развертывается не
менее трагическая жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова...
Дома ( Слайды № 9 – 15)
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои.
Обычно это - доходные дома, столь типичные для капиталистического Петербурга. Мы
входим в «грязные и вонючие» дворы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из
них - «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах
отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная
духота».
Квартиры и комнаты, в которых живут герои романа, поражают нищетой и уродством.
«Каморка» Раскольникова приходится «под самою кровлей высокого пятиэтажного
дома» и походит «более на шкаф, чем на квартиру».
Мармеладов живет в проходной комнате, в которой находятся «всего только два стула
и клеёнчатый очень ободранный диван» да «кухонный сосновый стол, некрашеный и
ничем не покрытый».
Комната Сони Мармеладовой походит «как будто на сарай» и имеет вид «весьма
неправильного четырехугольника»; её обстановка это кровать, стол, три стула и комод.
4
Ещё менее привлекательно выглядят распивочные и трактиры, куда заходят иногда герои
романа: темные, грязные углы, липкие столики, духота и вонь.
Жители (Слайды № 16 17)
Жители Петербурга, помимо главных героев романа, относятся преимущественно к
низшему классу: портные, кухарки, «девицы, живущие от себя», дворники, «чухонцы-
разносчики», прачки, «полуразвалившиеся извозчики» и просто нищие. Встречи с
некоторыми из них становятся для Раскольникова знаковыми. Ещё до совершения
преступления он видит на улице пьяную девочку, видимо, «обманутую в первый раз», за
которой следит «толстый господин», намереваясь воспользоваться случаем. Раскольников
думает в это время о несчастной судьбе своей сестры и пытается помочь девочке. Позднее
он становится свидетелем самоубийства молодой женщины, которая бросается с моста в
воду. Её спасают, но Раскольникову становится не по себе ведь он сам только что думал
об этом.
Цвет (Слайд № 18)
Чаще всего в романе фигурирует желтый цвет: обои в комнате Раскольникова, мебель в
квартире старухи-процентщицы, «билет» Сони Мармеладовой, вода в стакане у Никодима
Фомича, лицо женщины-утопленницы. Этот «сумасшедший» цвет невольно
ассоциируется с состоянием главного героя, у которого все происходящее вокруг
вызывает «желчь и конвульсии».
5. Заключение.
В романе изображены два мира. Лишь единственный раз обратит внимание писатель на
«город пышный», но объектом его исследования становится город «бедный», Петербург с
его распивочными заведениями, Сенной площадью, улицами, перенаселенными домами.
- Какими красками нарисован город, ведь события происходят в жаркие
июньские дни?
Преобладание серого цвета, пыли, отсутствие солнца
- В какой форме передается мысль об унижении и бесправии петербургского
люда, ведь непосредственно картины эксплуатации не показаны в романе?
Страдания женщин и детей, история жизни Мармеладова. Используя различные
художественные приемы (прямые описания, внесюжетные персонажи, портрет, фамилию,
цветовую палитру), автор показывает бесправие «маленького человека» в буржуазном
городе, человека, которому некуда идти.
- Почему такое внимание уделено описанию нищеты в Петербурге?
- Как влияет окружающая среда на главного героя?
- Есть ли куда пойти Родиону Раскольникову?
- Какую роль в раскрытии темы бесправия человека выполняет сон
Раскольникова?
Сон Раскольникова навеян некрасовскими стихами - циклом «О погоде», отрывок «До
сумерек».
5
Петербург в «Преступлении и наказании» - это не только фон романа, но и его «душа».
Не случайно Ф.М.Достоевский старается как можно более подробно описать время и
место происходящих событий: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер,
один молодой человек вышел из своей каморки, которую он нанимал от жильцов в С-м
переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, шел к К-му мосту».
В романе упоминаются набережные, каналы, мосты, улицы, переулки, многоэтажные
дома, трактиры, распивочные. Несмотря на скученность и тесноту, люди в этом городе
разобщены: каждый живет наедине со своими проблемами. Уличная грязь, квартирная
духота, человеческая злоба и нищета окружают Раскольникова, мутят его сознание и
угнетают ум.
III. Домашнее задание.
Образ Раскольникова. Понятие «маленький человек».
6
7