Презентация "Вечная Сонечка, пока мир стоит!" 10 класс




Подписи к слайдам:
Соня

  • «Вечная Сонечка,
  • пока мир стоит!»
  • Красильникова Т.В.
  • МОУ «Гимназия №22 г.Белгорода»
  • Обрести Христа –
  • значит обрести
  • собственную душу.
  • Ф.Достоевский

  • Расскажите историю Сони Мармеладовой.
  • В чем же «правда» Сони?
  • По каким принципам она живет?
  • Во имя чего «преступила» героиня?

 Обратите внимание на цифры: Соня отдает Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье — последние 30 копеек.

  •  Обратите внимание на цифры: Соня отдает Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье — последние 30 копеек.
  •  Какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой?
  •  Случайны ли эти цифры у Достоевского?

  • «Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета…Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора».
  • Дом Сони

«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два стула. …у противоположной стены, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

  • «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два стула. …у противоположной стены, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».
  • Комната Сони

Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова.

  • Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова.
  • Но как ее воспринимают эти герои?
  • Что показалось странным Раскольникову у Сони, почему?
  • Соня Мармеладова

Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня тихая, кроткая?

  • Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня тихая, кроткая?
  • Что главное в поведении Сони?
  • Докажите. Что писатель утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой.
  • Соня и Раскольников

Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

  • Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?
  • До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»?
  • Соня – нравственный ориентир автора

  • « … припав к полу, поцеловал ее ногу…
  • Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

  • Соня
  • Раскольников
  • Кроткая, добрая
  • Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие
  • Спасая других, берет на себя тяжести греха. Мученица
  • Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. Преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?
  • Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке
  • Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий
  • Живет, исходя из требований жизни,
  • вне теорий
  • Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни
  • Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие
  • Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик
  • Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа
  • Его правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя
  • Есть смысл жизни: любовь, вера
  • Нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт

  • 1) О чем просит Раскольников прочесть Соню? Почему именно это место из Евангелия? Какой особый смысл оно имеет?
  • 2) Почему Соня не хочет ему читать? («Соня все колебалась. Сердце ее стучало. Не смела как-то она ему читать...
  • — Зачем вам? Ведь вы не веруете?»)
  • 3) Почему Раскольников уверен, что чувства ее при чтении этого отрывка из Евангелия составляли настоящую тайну?
  • Чтение Евангелия

Как объясняет Раскольников цель своего прихода к Соне?

  • Как объясняет Раскольников цель своего прихода к Соне?
  • 6) Почему теперь уже Соня считает, что Раскольников сумасшедший?
  • 7) Что непонятное и страшное говорит он ей?
  • 8) Что обещал открыть, если придет завтра?
  • 9) Почему говорит о «власти над муравейником»?
  • 10) Каковы художественные особенности этой главы и мастерство Достоевского в изображении героев?
  • 11) Как связан этот эпизод с целым и помогает понять роман?
  • 4) В каком состоянии читает Соня? С кем мысленно сравнивает Раскольникова?

  • На каторге. Эпилог романа

Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?

  • Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
  • Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
  • Как складываются его отношения с окружающими?
  • Почему каторжники полюбили Соню?
  • Что помогло возродиться Раскольникову?
  • Какую роль отводит автор «Эпилогу» в понимании смысла всего романа?

Источники:

  • http://www.claw.ru/book16/1000-6.htm

  • Спасибо за внимание !