Презентация "Смоленский Дюма"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Смоленский Дюма

Василий Александрович Вонлярлярский

  • Роман «Большая барыня»
  • МКОУ Юшинская ООШ
  • Сычёвский район Смоленской области
  • Презентацию создала
  • Долотовская Ирина Петровна,
  • учитель русского языка и литературы
  • высшей категории
  • 2013 г.

  • Биография
  • Автор многих романов и повестей; родился 12 апреля 1814 года в дворянской семье, в Смоленске. До 14 лет воспитывался дома, затем был в Благородном пансионе при петербургском университете и, наконец, определившись в лейб-гусарский полк, поступил в школу гвардейских юнкеров, где сблизился с Лермонтовым. При выпуске он вышел подпоручиком в гвардейский конно-пионерный эскадрон; но скоро бросил военную службу.
  • Он ничего не печатал до 1851 года, когда появились в «Отечественных записках» его очерки: «Поездка на марсельском пароходе» и «Охота на львов в Милиане».
  • В 1849 году Вонлярлярский сильно заболел, ездил лечиться на юг Франции и в Алжир, но болезнь не покидала его, и 30 декабря 1852 года он умер в Москве и похоронен в селении Рай, Смоленского уезда.

  • Творчество
  • Им написано значительное количество беллетристических произведений: «Силуэт», «Абдаллах бан-Атаб», «Байя», «Магистр», «Ночь на 28-е сентября», «Большая Барыня», «Две сестры», «Воспоминание о Захаре Ивановиче», «Сосед», «Могло бы не случиться», «Турист» и ряд драматических произведений.
  • Собрание сочинений его с биографией и портретом издано
  • К. Полевым в 7 т. в 1853—54 годах в СПб. Из всего написанного Вонлярлярским наибольшим успехом пользовалась «Большая барыня». Нельзя не удивляться необычайной плодовитости Вонлярлярского: все изданные его произведения написаны им, как сообщает Полевой, в течение трех лет. Не отказывая Вонлярлярскому в некотором таланте, конечно, смешно и сравнивать его с Гоголем, а не только что ставить выше, как это делает Полевой: стремление смягчить отрицательные стороны жизни выставлением положительных ещё не слишком великая заслуга, особенно когда подобное стремление лишает произведение реальности.
  • Делая оценку деятельности Вонлярлярского, его биограф замечает, что Вонлярлярский усвоил себе изящество французских романистов, но, следует прибавить, он усвоил и их легковесность.

  • Первое произведение Василия Александровича Вонлярлярского (1814—1852) появилась в 1850 году. И тут же новичок писательского цеха прочно занял место в числе наиболее популярных русских прозаиков: лучшие журналы соперничали за право печатать его повести и романы, на столичной сцене с успехом шли его пьесы, пресса с шумом обсуждала каждое его сочинение. А работоспособность Вонлярлярского была беспримерна. За три года писательской деятельности (1850, 1851, 1852) из-под его пера вышло четыре романа, три повести, пять больших рассказов и семь пьес; написанное составило семь объемистых томов. Стремительно ворвавшийся в литературу, он умер в момент своего наивысшего успеха; авторскую судьбу его можно смело назвать одной из самых причудливых.

  • Лучший роман писателя — «Большая барыня», где на фоне картин провинциальной жизни разворачивается сложная социально-психологическая драма.

  • И старый пристав, подобрав фалды, присел на пол и под звук Денискиной скрипки и громкого хохота предстоявших, проехал три раза по полу комнаты, выкидывая из-под себя ноги с неимоверною быстротою.
  • — Ай да Елисеич, ай да молодец,— кричал городничий,— что лихо, то лихо! вот так и поддал бы тебя плеткой, словно волчок.— И сравнение городничего заслужило поощрение, выраженное всеобщими рукоплесканиями.

  • Наблюдавшая за дочерью и гостем Елизавета Парфеньевна утверждалась в той мысли, что ежели женщина захочет понравиться, то уж конечно понравится, и сделай в этот вечер предложение штаб-ротмистр, на другой же день Пелагея Власьевна могла бы снова облечься в свое вердепешевое платье и кисейное канзу; и сколько завистниц возродила бы в уезде весть о внезапной помолвке Пелагеи Власьевны!
  • Но штаб-ротмистр думал иначе. Опыт товарищей доказал ему, что хорошенькие девушки очень часто нравятся молодым людям, особенно военным, что девушки эти обыкновенно бывают до крайности любезны, пока замужество не увенчает этой любезности чепцом и титлом жены; тогда все-таки очень часто из любезных и хорошеньких девушек делаются фурии, и этих фурий бедные люди, превратившиеся в супругов, обязаны таскать за собою всю жизнь.

  • — Не верите, так наденьте шинель и прошу пересесть ко мне, в сани; вы умеете править?
  • — Лучше всякого кучера, ваше сиятельство.
  • — Очень рада, пожалуйте поскорее.
  • С проворством юноши перескочил штаб-ротмистр из своих пошевней в санки графини, принял вожжи из рук кучера, которого графиня отослала домой, и приготовился везти ее хотя на край света.
  • — Поедем в лес, вы не боитесь? — сказала Наталья Александровна, обращаясь к Петру Авдеевичу.
  • — Жаль мне, ваше сиятельство, что в лесах-то наших бояться нечего, а то я доказал бы вам,— отвечал штаб-ротмистр, ударяя вожжами темно-серого бегуна.
  • Гордое животное, не привыкшее к подобному обращению, взвилось было на дыбы, фыркнуло и, закусив удила, помчалось стрелою по гладко укатанной дороге

  • — Петр Авдеевич! я запрещаю вам приезжать в Петербург.
  • — Графиня!
  • — Я более не знакома с вами, Петр Авдеевич.
  • — Ваше сиятельство!— завопил, всплеснув руками, Петр Авдеевич,— не только свято исполню волю вашу, но потребуйте... ну, что бы такое?
  • — Так лучше, сосед, и предупреждаю вас вперед, что с капризными существами, подобными мне, может только ладить и ужиться тот, кто послушен как ребенок. Будьте же ребенком, Петр Авдеевич, и до свиданья.
  • — Прощайте, прощайте, ваше сиятельство,— проговорил дрожащим голосом костюковский помещик, целуя протянутую ему ручку. Он хотел сказать еще что-то, но не мог; слезы душили его, а графиня, как бы не замечая их, вышла уже из комнаты. У кареты простился еще раз Петр Авдеевич с ее сиятельством и... она уехала, а он, простояв минут с десять на дворе, вытер украдкою глаза свои клетчатым синим платком и возвратился в прихожую

  • Увидев небритого и покрытого грязью господина, привратник ее сиятельства с негодованием спросил у штаб-ротмистра, зачем он лезет.
  • — У себя ли графиня?
  • — Графиня? — повторил протяжно швейцар, продолжая всматриваться в вопрошавшего.— А что тебе в том, у себя ли графиня? зачем пожаловал в такую пору? стащить небось что-нибудь?
  • — Ах ты грубиян! ах ты неуч такой! — заревел разгневанный костюковский помещик,— да знаешь ли, ракалия, что, скажи я только слово ее сиятельству, праху твоего не останется здесь!
  • Принимая, вероятно, раннего гостя за бродягу, встретившего светлый праздник слишком весело, опытный привратник, не желая заводить шуму, прехладнокровно взял Петра Авдеевича за плечо и, прежде чем тот успел сделать какое бы то ни было сопротивление, вытолкнул его за дверь и запер ее на ключ.

  • Список литературы:
  • Меркин Г.С. «Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению. Том 1,2.»(Траст-имаком, 1994г.)
  • Стукалов А. «Край мой Смоленский»(Смоленск, 2001г.)
  • Трофимов И.Т. «Писатели Смоленщины. Библиографический справочник.»(Смоленское книжное издательство, 1959г.)
  • Трофимов И.Т. «Писатели Смоленщины»(Московский рабочий, 1973г.)
  • www.naslediesmolensk.ru