Презентация "Система анализа литературного произведения" 9 класс

Подписи к слайдам:
  • Система анализа
  • литературного произведения
  • Шитова Инна Геннадьевна
  • Учитель русского языка и литературы
  • МОУ СОШ № 2, г. Ноябрьск, Тюменская обл
1.Условия и требования общественно-исторической действительности, которые можно считать предпосылками создания данного произведения.
  • 1.Условия и требования общественно-исторической действительности, которые можно считать предпосылками создания данного произведения.
  • Общечеловеческие
  • ценности
  • Общественно-историческая
  • действительность
2. Особенности мировоззрения художника и связанные с ним предпосылки создания данного произведения.
  • 2. Особенности мировоззрения художника и связанные с ним предпосылки создания данного произведения.
  • Общечеловеческие
  • ценности
  • Общественно-историческая
  • действительность
  • мировоззрение
  • мировоззрение
  • мировоззрение
  • мировоззрение
  • 3.Родовые и
  • жанровые
  • характеристики.
          • Род
  • Эпос
  • Лирика
  • Драма
Эпос – повествование, рассказ, миф.
  • Эпос – повествование, рассказ, миф.
  • Эпос – средство формирования национальной памяти.
  • Эпос – это мир, ориентирующийся на прошедшее время, множественное число, 3 лицо.
  • Жанры
  • эпоса
  • роман
  • повесть
  • рассказ
  • басня
  • поэма
  • - незавершённость
  • - многожанровость
  • - полифонизм
  • Черты романа как жанра:
Лирика – это 1 лицо, единственное число, настоящее время.
  • Лирика – это 1 лицо, единственное число, настоящее время.
  • Лирика – это субъективный род.
  • Лирический герой – это та концепция человека, которая выражена в лирике, это тот персонаж, который оказывается в лирической ситуации (встреча, расставание, воспоминание и т.п.)
Жанры лирики:
  • Жанры лирики:
  • элегия
  • послание
  • сонет
  • ода
  • поэма
  • Жанры драмы:
  • комедия
  • трагедия
  • драма
  • Трагедия
  • личность
  • сверхличностные силы
  • (власть,рок)
  • Драма
  • Я
  • он
  • она
  • Комедия
  • 4. Творческий метод писателя.
Направления:
  • Направления:
  • - классицизм
  • - сентиментализм
  • - романтизм
  • реализм
  • - модернизм
  • 4а. Принципы реализации метода
  • в произведении
  • (хронотоп).
4б. Система характеров и обстоятельств как ряд экстремальных ситуаций, в которых персонаж вынужден раскрыть свои человеческие свойства.
  • 4б. Система характеров и обстоятельств как ряд экстремальных ситуаций, в которых персонаж вынужден раскрыть свои человеческие свойства.
  • Типы героев:
  • персонаж-маска
  • социально-моральный тип
  • герои-характеры
  • герои-идеи
  • 4в. Исследование структуры
  • художественной речи.
Про древний хаос, про родимый
  • ПРАРОДИНА
  • Предметы
  • Обиходная лексика
  • (студень,
  • блюдо,
  • стакан,
  • трубы)
  • Экзотическая лексика
  • (флейта,
  • ноктюрн,
  • океан)
  • Глаголы
  • контакта
  • (смазал,
  • плеснул,
  • прочёл,
  • сыграть)
  • Стихотворные размеры:
  • Ямб
  • Хорей
  • Дактиль
  • Амфибрахий
  • Анапест
5. Анализ стиля как совокупности художественных приёмов, реализованных в частности в системе тропов, оригинальном синтаксисе.
  • 5. Анализ стиля как совокупности художественных приёмов, реализованных в частности в системе тропов, оригинальном синтаксисе.
  • 1) Метафора
  • А) Художественное определение («глухие тайны»)
  • 2) Аллитерация
  • Б) Единоначалие («И вижу берег очарованный / И очарованную даль»)
  • 3) Ассонанс
  • В) Повтор согласных звуков («Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши»)
  • 4) Катрен
  • Г) Соединение противоречивых понятий («звенящая тишина»)
  • 5) Эпитет
  • Д) Черты, наводящие на воспоминание о другом произведении (Пушкин: «Как гений чистой красоты» - Жуковский: «Ах! Не с нами обитает гений чистой красоты»)
  • 6) Анафора
  • Е) Четырёхстишная строфа
  • 7) Лирический герой
  • Ж) Персонаж в лирической ситуации
  • 8) Антитеза
  • З) Повтор гласных
  • 9) Реминисценция
  • И) Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений («пожар сердца»)
  • 10) Оксюморон
  • К) Сопоставление контрастных образов.
1 – И 6 – Б
  • 1 – И 6 – Б
  • 2 – В 7 - Ж
  • 3 – З 8 - К
  • 4 – Е 9 - Д
  • 5 – А 10 - Г
  • Анализ композиции.
  • Сюжет и фабула.
  • Исследование образа автора.
  • Восприятие данного произведения,
  • его «судьба».
М.М.Бахтин:
  • «В любой момент развития диалога между текстом и читателем существуют огромные неограниченные массы забытых смыслов, но в определённые моменты дальнейшего развития диалога, по ходу его они (то есть мысли) снова вспомнятся и оживут в обновлённой виде. Нет ничего абсолютно мёртвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения - это проблема большого времени».
  • Идея