Презентация "Неисчерпаемость мира А.А. Фета" 9 класс




Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Неисчерпаемость мира
  • А.А.Фета
  • Учитель муниципальной Новлянской СОШ Лебедева Евгения Игоревна

  • А.А.Фет
  • Два мира властвуют от века,
  • Два равноправных бытия:
  • Один объемлет человека,
  • Другой – душа и мысль моя…

  • Большим поэтом сделала А.Фета прежде всего любовь к природе, умение видеть и чувствовать её красоту. Фет писал: «Поэт тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит».
  • Жанр, в котором Фет воссоздавал картины природы, можно назвать жанром лирической миниатюры. Восторг поэта вызывает не экзотическая природа южных стран, а простые русские картины, которые под пером Фета приобретают особую поэтичность, в то же время сохраняя поразительную точность при передаче конкретных деталей.

  • Я пришёл к тебе с приветом,
  • Рассказать, что солнце встало,
  • Что оно горячим светом
  • По листам затрепетало;
  • Рассказать, что лес проснулся,
  • Весь проснулся, веткой каждой,
  • Каждой птицей встрепенулся
  • И весенней полон жаждой;
  • Рассказать, что с той же страстью
  • Как вчера, пришёл я снова,
  • Что душа всё так же счастью
  • И тебе служить готова;
  • Рассказать, что отовсюду
  • На меня весельем веет,
  • Что не знаю сам, что буду
  • Петь – но только песня зреет.
  • "Я пришёл к тебе с приветом..."

  • "Я пришёл к тебе с приветом..."
  • Это стихотворение – восторженный призыв порадоваться торжеству природы и жизни. Картины природы гармонируют с приподнятым настроением героя, который жаждет поделиться радостью со своей любимой.

  • "Это утро, радость эта..."
  • Это утро, радость эта,
  • Эта мощь и дня и света,
  • Этот синий свод,
  • Эти стаи, эти птицы,
  • Этот крик и вереницы,
  • Этот говор вод,
  • Эти нивы и берёзы,
  • Эти капли – эти слёзы,
  • Этот пух – не лист,
  • Эти горы, эти долы,
  • Эти мошки, эти пчёлы,
  • Этот зык и свист,
  • Эти зори без затменья,
  • Этот вздох ночной селенья,
  • Эта ночь без сна,
  • Эта мгла и жар постели,
  • Эта дробь и эти трели,
  • Это всё – весна.

  • "Это утро, радость эта..."
  • Стихотворение составлено из назывных предложений, объединённых анафорой. В заключении – как выдох: «Это всё – весна». Поэт начинает с утра, проходит через день – до вечера, до ночи. Существо поэта впитывает в себя все явления жизни: он видит небо и землю, слышит звуки весны («крик», «говор вод», «вздох ночных селений»), ощущает прохладу и жар, нежность первого листа на берёзе («…Этот пух – не лист…»).
  • В целом эта лирическая миниатюра создаёт ощущение, что поэту дорог каждый миг весны, что он не устаёт наслаждаться и восхищаться жизнью.

  • В конце 19 века во Франции – в живописи – стал популярен импрессионизм.
  • Импрессионизм – направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлевать мир в его подвижности и изменчивости, передавать свои мимолетные впечатления. Наиболее известные французские импрессионисты Эдуард Мане, Огюст Ренуар. Среди русских живописцев - К.А.Коровин, И.Э.Грабарь.
  • Фета можно назвать одним из первых импрессионистов в поэзии: он всегда стремился передать мгновенное впечатление от картин природы. Фет отмечал: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление»
  • Э.Мане «Сирень в стекле»
  • К.А.Коровин «Сирень»

  • Если сравнить пейзажные зарисовки Фета с картинами импрессионистов, то обнаружим много общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно. У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечают другие: он благоговеет перед печальной берёзой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину.
  • Уж вера вся пушистая
  • Раскинулась кругом;
  • Опять весна душистая
  • Повеяла крылом.
  • Станицей тучки носятся,
  • Теплом озарены,
  • И в душу снова просятся
  • Пленительные сны.
  • Какой-то тайной жаждою
  • Мечта распалена –
  • И над душою каждою
  • Проносится весна.
  • И.Грабарь «Февральская лазурь»

  • "Какая грусть! Конец аллеи..."
  • Какая грусть! Конец аллеи
  • Опять с утра исчез в пыли,
  • Опять серебряные змеи
  • Через сугробы поползли.
  • На небе ни клочка лазури,
  • В степи всё гладко, всё бело,
  • Один лишь ворон против бури
  • Крылами машет тяжело.
  • И на душе не рассветает,
  • В ней тот же холод, что кругом,
  • Лениво дума засыпает
  • Над умирающим трудом.
  • А всё надежда в сердце тлеет,
  • Что, может быть, хоть невзначай.
  • Опять душа помолодеет,
  • Опять родной увидит край,
  • Где бури пролетают мимо,
  • Где дума страстная чиста,-
  • И посвященным только зримо
  • Цветёт весна и красота

  • "Какая грусть! Конец аллеи..."
  • Перед нами мастерски нарисована картина зимней бури с её позёмкой, тучами и ветром. Лишь одно живое существо – ворон – пытается сопротивляться ветру. Состояние души лирического героя соответствует зимней непогоде ( «И на душе не рассветает»). Дума засыпает, но надежда тлеет…
  • Фет считал, что подлинный мир счастья есть только в природе – и в душе человека. «Родной край» - это край юной души, надежды и радости жизни. Вход в этот край доступен только посвященным:
  • …И посвящённым только зримо
  • Цветёт весна и красота.

  • "Учись у них - у дуба, у берёзы"
  • Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы» :
  • Учись у них – у дуба, у березы.
  • Кругом зима. Жестокая пора!
  • Напрасные на них застыли слезы,
  • И треснула, сжимаяся кора.
  • Все злей метель и с каждою минутой
  • Сердито рвет последние листы,
  • И за сердце хватает холод лютый;
  • Они стоят, молчат; молчи и ты!
  • Но верь весне. Её промчится гений,
  • Опять теплом и жизнию дыша.
  • Для ясных дней, для новых откровений
  • Переболит скорбящая душа.
  • Человек глядится в природу и познает свои законы и возможности. Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник.

  • "Целый мир от красоты"
  • Целый мир от красоты,
  • От велика и до мала.
  • И напрасно ищешь ты
  • Отыскать её начало.
  • Что такое день иль век
  • Перед тем, что бесконечно?
  • Хоть не вечен человек,
  • То, что вечно, - человечно
  • Вероятно, Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений. Он остался верен своей Музе – изящной по форме, восторженной по чувству, философской по смыслу.