Презентация "Четыре имени в поэзии Серебряного века"

Подписи к слайдам:
Четыре имени в поэзии Серебряного века Четыре поэта, разные и по характеру творчества, и по степени дарования…
  • «Вспомнит со временем кто-нибудь, верь, и нас…»(Сафо).
  • «Мы не будем слагать книги пророчеств, стеречь пламя, - мы сами сгорим» (А.Герцык).
  • «Это поэты, чьи тексты на сегодня либо малодоступны читателю, либо вовсе неизвестны» (Е.Калло)
  • «Мы – последний цвет, распустившийся под солнцем Пушкина, последние, на ком еще играет его прощальный луч…»(С.Парнок)
  • Аделаида Казимировна Герцык (1874-1925)
  • София Парнок (София Яковлевна Парнох) (1885-1933)
  • Поликсена Сергеевна Соловьева (1867-1924)
  • Черубина де Габриак (Елизавета Ивановна Дмитриева) (1887-1928)
  • «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Отк.3, 19, Апокалипсис)
Аделаида Казимировна Герцык (16 февраля 1874-25 июня 1925)
  • «Если бы это пришло ранее, это вознесло бы ее Бог знает куда…» (Б.Пастернак)
  • «Дух ее книги заключается в попытке мифологизировать повседневность, жизнь во всех ее проявлениях, превратить тусклый камень в сверкающий бриллиант» (В.Крейд).
  • «Любимые образы Герцык берут начало на пересечении символизма и фольклора…» (В.Крейд).
  • «В поэзии Герцык явлена божественная благодать, посетившая ее еще в земной жизни» (Е.Калло).
  • Аделаида Герцык. Конец 1890-х годов.
Творческий феномен Аделаиды Герцык
  • Прозаик. Автобиографическая проза (циклы «О том, чего не было» (1911), «Мои романы» (1913), «Мои блуждания», (1915)); «Подвальные очерки» («своеобразные эскизы к психологическим портретам людей, с которыми столкнулась поэтесса в период заключения », - Э.Корпала –Коршак)).
  • Переводчица и автор литературно-критических очерков (с 1904 г. Журнал «Весы»)
  • Поэтесса (первая публикация в 1907 г. В символистском альманахе «Цветник Ор», затем эти стихи перепечатаны в сборнике «Стихотворения», 1910 г.). «Полусафические строфы», сонеты, после 1917-1918 гг. простые и лаконичные стихи.
  • Пусть иной, синея, манит неминучий.
  • И в конце дороги - пелена спадает,
  • И на перевале – все былое тает,
  • И в часы заката – солнце проливает
  • Золото на землю.
  • Если это старость – я ее приемлю.
«Стихийная» лирика как характерный пример русского символизма
  • Женщина там на горе сидела,
  • Ворожила над травами сонными…
  • Ты не слыхала? Что шелестело?
  • Травы ли, ветром склоненные…
  • То струилось ли море колоса?
  • Или женские вились волосы?
  • Ты не видала?
  • К утру родилось в глуби бездонной
  • Море-дитя,
  • Очи раскрыло, зрит полусонно
  • Вверх на меня.
  • Судак. Вид на Крепостную гору. Начало века.
«И в каждый миг совершается чудо…» Любовь…
  • И в каждый миг совершается чудо,
  • Но только понять его нельзя,
  • Стекаются золота искры оттуда,
  • Как капли лучистого дождя.
  • Порой мелькнет за тяжелым покровом
  • Ведущая прямо вверх стезя,
  • Такая светлая, как Божье слово,
  • Но как к ней пройти – узнать нельзя.
  • И в каждый миг люди празднуют скрыто
  • Восторг умиранья и рождества,
  • И в каждом сердце, как в храме забытом,
  • Звучит затаенно речь волхва.
  • (посвящается Д.Ж.)
  • Д.Е.Жуковский. 1905 год.
Счастье
  • «Дева, тихая Дева!
  • Что ты все дома днюешь?
  • Днюешь дома, ночуешь?»
  • - Счастье мне прилучилось.
  • Счастьем душа осенилась.
  • Надо с ним дома сидеть,
  • Дома терпенье терпеть…
  • А.К.Герцык с сыновьями: младшим Никитой и старшим Даниилом. 1914 год.
София Яковлевна Парнок (Парнох) (30 июля 1885 – 26 августа 1933)
  • «Мы – те, кому на долю выпало печальное счастье быть последними в роде» (С.Парнок)
  • «Она входит в число лучших поэтов русского Серебряного века» (Е.Калло)
  • «У Парнок был музыкальный дар…именно через музыку она ощущала мир. К ее стиху приложимы собственно музыкальные характеристики: длительность, модуляции, смена лада, рифма звучит то в терцию, то интервал меняется, вибрация утонченного ритма…» (Е.Калло)
  • Где море? Где небо? Вверху ли, внизу?
  • По небу ль, по морю ль тебя я везу,
  • Моя дорогая?
  • Отлив. Мы плывем, но не слышно весла,
  • Как будто от берега нас отнесла
  • Лазурь, отбегая.
«Она умела оживлять стертые клише»
  • С.Я.Парнок. 1907-1908 гг.
  • 1911 г. Критик и рецензент под псевдонимом Андрей Полянин
  • 1913 г. Постоянный сотрудник журнала «Северные записки» и газеты «Русская молва».
  • 1916 г. Сборник «Стихотворения». Слияние классических и новых художественных форм.
  • 1922 г. Книга стилизаций «Розы Пиерии»; 1923 г. - «Лоза».
  • 1926 г.»Музыка»; 1928 г. «Вполголоса».
  • Неизданное: «Большая Медведица» и «Ненужное добро».
«Родина души» Парнок - Судак
  • Годы, проведенные в Судаке, были для поэтессы одновременно трудными и прекрасными: именно там начался расцвет поэзии Парнок, там написаны стихи, без которых ее творчество многое потеряло бы:
  • Тень от ветряка
  • Над виноградником кружит.
  • Тайная тоска
  • Над сердцем ворожит.
  • Снова темный круг
  • Сомкнулся надо мной,
  • О, мой нежный друг,
  • Неумолимый мой!
Поликсена Сергеевна Соловьева (20 марта 1867 – 16 августа 1924). Неповторимое лицо Серебряного века
  • П.С.Соловьева. Конец 1890-х годов. «Наружностью совсем некрасива, но лицо очень симпатично. Прекрасное выражение глаз» (из воспоминаний Е.О.Кириенко-Волошиной.
  • Тебе несу дары, печальный и убогий,
  • И скучен гордому весь блеск даров иных.
  • В душе горит огонь мой строгий
  • И плавится мой стих.
  • И я всегда один: средь пыльных сел в долине
  • И на лесной тропе, и на верху горы -
  • Один от века и доныне
  • Тебе несу дары.
  • Но если б мог взлететь над облачною кручей,
  • Не выбрал бы и там Тебе даров светлей:
  • То золото моих созвучий
  • В огне любви моей.
Автограф стихотворения П.Соловьевой «Власть дождя». Из альбома П.Соловьевой (Пушкинский Дом) Крым, хоть и любимый, стал для нее местом «заточения». Еще летом 1916 г. Соловьева приехала в Коктебель, но задержалась здесь на несколько революционных лет… Большая часть сборника «Последних стихов» написана в крымские годы…
  • Где-то замирают голубые шумы
  • Ласкового моря в жаркой тишине.
  • Облака вздымились и плывут, как думы,
  • Золотые думы о грядущем дне.
  • В сердце умирают темные печали…
  • Что это – мгновений непрерывный звон,
  • Или то цикады тишину заткали
  • Золотым бряцаньем здесь со всех сторон?
Черубина де Габриак – блистательная мистификация в русской культурной жизни начала 20 века
  • Елизавета Ивановна Дмитриева (в замужестве Васильева) (31 марта 1887 – 5 декабря 1928)
  • Псевдоним родился в 1909 году в Коктебеле:
  • «Габриак был морской черт, найденный в Коктебеле, на берегу, против мыса Мальчин. Он был выточен волнами из корня виноградной лозы и имел одну руку, одну ногу и собачью морду с добродушным выражением лица. Он жил у меня в кабинете, пока не был подарен мною Лиле…Имя ему было дано в Коктебеле» (М.Волошин)
  • «Габриах» имя из «Демонологии» Бодена – бес, защищающий от злых духов.
  • Имя Черубина от имени ангела-стража Херувима и по имени героини рассказа Б.Гарта «Тайна Телеграфного Холма».
«Я иногда стала думать, что я – поэт»…
  • Где Херувим, свое мне давший имя,
  • Мой знак прошедших дней?
  • Каких фиалковых полей
  • Касаешься крылами ты своими?
  • И в чьих глазах
  • Опять зажег ты пламя,
  • И в чьих руках
  • Дрожит тобой развернутое знамя?
  • И голосом твоим
  • Чьи говорят уста, спаленные отравой?
  • Кого теперь, кого ведешь за славой?
  • Скажи мне, Херувим?
  • Черубина де Габриак (Е.И.Дмитриева). 1910-е годы
«У меня странная душа…»
  • «Самым близким человеком, встреченным Черубиной на земле» (Е.Калло) был Макс Волошин.
  • «У меня странная душа, Макс, и никто, кроме тебя, не приоткрывал ее. Тебе это просто было дано, потому что ты имел ключи: искусство. «Черубина» никогда не была для меня игрой…» (Е.Дмитриева)
  • Переписка их продолжалась до ее смерти.
  • «Макс, ты выявил во мне на миг силу творчества, но отнял ее от меня навсегда потом».
  • В июне 1907 года в Париже Дмитриева познакомилась с Н.С.Гумилевым: «Он был еще совсем мальчик, бледное, манерное лицо…в руках он держал небольшую змейку из0 голубого бисера. Она меня больше всего поразила».
  • Осенью 1909 года произошла дуэль между Волошиным и Гумилевым из-за Черубины.
  • В ее стихах образ Анатолия Гранта (парижский псевдоним Гумилева) навсегда остался образом утраченного возлюбленного.
«Вспомнит со временем кто-нибудь, верь, и нас…(Сафо)
  • Аделаиды Герцык не стало 25 июня 1925 года. Она умерла и похоронена в Судаке, но могила ее не сохранилась: старое судакское кладбище было снесено.
  • София Парнок умерла 26 августа 1933 года под Москвой, в селе Каринском. Похоронена на немецком кладбище в Лефортово.
  • Поликсена Соловьева скончалась 16 августа 1924 года, похоронена среди семейных могил на кладбище Новодевичьего монастыря.
  • Елизавете Ивановна Дмитриева умерла 5 декабря 1928 года. Ей был 41 год. «Я вернулась, я пришла живая, только поздно, - город мой убит…»
Презентация подготовлена по материалам исследований Е.А.Калло и Т.Н.Жуковской
  • «Однажды, в результате поисков, может быть найден по-настоящему большой поэт» (Е.Калло)