Интегрированный урок "Человек и общество в 30-е годы в литературе и истории" 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ
В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Человек и общество в 30-е годы в литературе и истории».
Провели: учитель истории и обществознания Колина Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы Лыженкова Ольга Дмитриевна.
- 2010-
Цели урока:
Образовательная: обобщение и интеграция знаний учащихся об эпохе
тоталитаризма в СССР, её чертах, особенностях и итогах,
выраженных как в исторических документах, так и в художественной
литературе на примере творчества М.А. Булгакова и его романа
«Мастер и Маргарита» (Ершалаимские главы);
Воспитательная: воспитание гражданственности и патриотизма на
примере исторических фактов и литературного произведения;
Развивающая: развитие и совершенствование у учащихся умения
анализировать литературные произведения и исторические
документы, обобщать, делать выводы.
Оборудование:
1) компьютерная презентация;
2) фрагменты художественного фильма «Мастер и Маргарита»;
3) речь Сталина на партийной конференции;
4) исторические документы (см. приложение);
5) текст произведения «Мастер и Маргарита»;
6) музыкальное сопровождение – песни 30-х годов ХХ века.
Х О Д У Р О К А:
I. Волнующее начало
На фоне ударов метронома и слайдов компьютерной презентации советского
общества 30-х годов ХХ века, исполняется стихотворение О. Мандельштама:
Мы живем, под собою не чуя
страны,
Наши речи за десять шагов не
слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского
горца.
Его толстые пальцы как черви
жирны
И слова как пудовые гири верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих
вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто
хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, дарит за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб,
Кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.
Метроном останавливается и второй учащийся читает стихотворение Б.
Пастернака «Гефсиманский сад» на фоне иллюстративного материала
(«Моление о чаше», «Христос в пустыне»):
…Он отказался без
противоборства,
Как от вещей полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь как смертные, как
мы…
…И глядя в чёрные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца…
…Петр дал мечем отпор
головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать
железом,
Вложи свой меч на место,
человек…
…Книга жизни подошла к
странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное
сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен
притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного её величья
Я в добровольных муках в горб
сойду.
Я в гроб сойду и в третий день
восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».
II. Актуализация знаний
Учитель литературы:
- Каково содержание данных стихотворений?
- Что в них общего?
- О каком времени идет речь?
(учащиеся отвечают в форме фронтальной беседы).
Учитель истории:
(Ученица читает несколько строк стихотворения)
А нужно ль былого чураться,
Пускать прожитое на слом,
Позиции и декларации выдумывать
Задним числом?
И чваниться напропалую, и лавры,
Кичась, пожинать,
И всю беззаботность былую
Предательски не вспоминать?
- Не вспоминать это самый простой выход. Пытаться разобраться в
прошедшем – значительно сложнее. Тем более, что текущий день нельзя
разглядеть из него самого, надо отойти, отдалиться, чтобы оценить значение
того или иного политического явления, требуется взгляд из прошлого, чтобы
совершить прорыв в будущее.
- Почему именно сейчас мы так часто вспоминаем сталинское время? Не
потому ли, что долгое замалчивание проблем, считавшимися решёнными, всё
ещё отзывается эхом и сегодня?
Мы вынуждены возвращаться к этому времени ещё и потому, что защищая
Сталина, мы защищаем право на произвол. Мы учимся анализировать
пережитое, учимся говорить вслух, читать заново свою историю.
История это память народа, дающая знание того, что было. А было
разное. Было то, чем по праву гордимся, бережно храним, поклоняемся, было
и то, о чём предпочитаем молчать.
Который год со страниц печати не сходит имя Сталина. Равнодушных к
нему нет. Но есть два противоположных лагеря – за и против.
- Наш сегодняшний разговор вовсе не ставит своей целью обсуждение
Сталина как личности.
Как было сказано выше, в данных стихах есть тема человека, его судьбы,
общества и, конечно, власти.
Внимание на экран! Вы видите термины, которые вы выделили при анализе
стихотворений.
Человек
Власть
Общество
Судьба.
- Итак, попробуйте, ребята, определить тему нашего урока, запишите её в
рабочих листах. А теперь сформулируйте цель урока для себя и тоже
запишите её в рабочий лист. (См. приложение 1).
Тема: «Человек и общество в 30-е годы в истории и литературе».
Цель: «Какими были эти годы для человека?»
III. Постановка проблемы
Учитель литературы:
На экране появились два высказывания. Сформулируйте проблему и
запишите её в рабочий лист.
«Мы рождены, чтобы жить
совместно; наше общество – свод
из камней, который обрушился бы,
если бы один не поддерживал
другого».
Сенека
«Каждый человек это мир,
который с ним рождается и с ним
умирает: под каждой могильною
плитою лежит всемирная история».
Г. Гейне
Проблема урока: «Что создает 30-е годы: человек или общество
- Как мы решим данную проблему?
(учащиеся предлагают решить проблему, используя исторические документы и
текст произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
IV. Решение проблемы
Учитель истории задаёт вопросы:
- Что такое тоталитаризм?
- Каковы его основные черты?
(учащиеся используя документы №1, №2, №3, №4, №5 и знания, полученные
ранее, отвечают на поставленные вопросы). (см. приложение 2).
(На экране появляется определение тоталитаризма и его структура.)
- А какого человека формирует такое общество? (учащиеся отвечают).
- Ответить на этот вопрос вам поможет текст речи Сталина (прослушивают
речь Сталина в записи).
В сознании советского человека формировались иные ценности, чем
капиталистическая этика с её предприимчивостью и индивидуализмом. Такие
как. Подчинённость технологии, заданность действий, наличие крупной
собственности государства и отсутствие частной собственности, наличие
строжайшего законодательства и коллективистская психология. Власть
понималась как социальный институт и сакральная сущность. Сталина любили
как родного отца, «отец родной» становится одним из официальных титулов
Сталина. Происходило обожествление Сталина, причём свойственно это было
при его жизни.
Ответ на этот вопрос дает не только история, но и литература.
Учитель литературы:
Роман «Мастер и Маргарита», как и большинство произведений М.А.
Булгакова, в первую очередь роман о современной писателю действительности,
и не только. Это ещё и осмысление основ того общества, которое создавалось в
нашей стране в 30-е гг. Роман Булгакова – это попытка разобраться в
непростом, противоречивом времени, его процессах.
Роман завершен в год смерти писателя. Напечатан впервые в 1966-67 годах.
Читателей поразила вставная новелла, посвященная событиям, которые
произошли две тысячи лет назад, в 30-е годы I века н.э.
Вопрос:
- О чём эти главы? (учащиеся отвечают).
Не знающим Библии кажется, что ершалаимские главы – парафраз
евангельской истории, суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над
Иисусом Христом.
Задание:
- Давайте проведём сопоставление текстов Библии и романа М.А. Булгакова.
Вопрос:
- Что позволяет увидеть такое сравнение булгаковского сюжета с
евангельской основой?
Сравнение доказывает переосмысление писателем библейских текстов,
полемику с ними. Если сюжет Евангелия определяется событиями жизни
Иисуса Христа, то у Булгакова главной личностью, становится прокуратор
Понтий Пилат, всадник золотое копьё. Мы знаем, что портрет является одним
из способов раскрытия характера героя, в нём автор отражает внутреннее
состояние, духовный мир героя.
Вопросы:
- Каким предстаёт Понтий Пилат перед читателем?
- Боится ли арестант Пилата?
- Когда и почему Пилат принимает решение в пользу Иешуа и какое?
(учащиеся отвечают и работают с текстом произведения).
Вопрос:
- В какой момент изменяется настроение Пилата?
Ответить на этот вопрос вам поможет фрагмент художественного фильма.
(показ фрагмента, ответы на вопрос). ( Учащиеся делают вывод: «Будучи
смелым воином на поле боя, он трус тогда, когда дело касается кесаря и власти.
Человек не свободен, он боится за себя так, что пойдет против своей совести»).
Учитель истории
Вопрос:
- Так какого человека формирует тоталитарное общество?
Ответить на этот вопрос вам поможет речь И.В. Сталина. (звучит речь).
(Учащиеся отвечают и делают вывод о том, что человек в тоталитарном
обществе – это часть механизма, системы, которому представляют готовые
шаблоны жизни и деятельности).
Вопрос:
-Что было с теми, кто не подчинялся режиму?
Опираясь на документы №6, №7, №8, №9, №10 и компьютерные слайды,
ответьте на данный вопрос (см. приложение 2).
- Ребята, обратите внимание на экран. В 1988 году в Латвии в одной из газет
была опубликована статья о том, что в северо-западном направлении под
Минском в лесной уротище (поселение) было обнаружено 510 захоронений
сталинских репрессий. Перед вами памятники жертвам сталинских репрессий.
К сказанному хочу добавить: историки по-разному оценивают эпоху
руководства Сталина. Так, например, военный историк Дмитрий Волкогонов
назвал эпоху Сталина так: «Триумф и трагедия». Триумф одного человека –
трагедия целого народа.
Учитель литературы
Вопрос:
- Как связаны ершалаимские главы с эпохой 30-х годов ХХ века?
(Учащиеся выстраивают схему, на экране появляется слайд «Рим в 30-е годы I
века»).
Учитель истории
- Много общего есть у Рима и Москвы в 30-е годы ХХ века. (звучит песня
«Эх, хорошо в стране советской жить…», затем звучат слова из песни: «От
Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей, человек
проходит как хозяин…» и далее звучит «Песня о Сталине»).
(показ слайда)
Рим в30-е гг. 1 века Советское общество в 30-е гг. ХХ века
Кесарь ТИБЕРИЙ вождь СТАЛИН
ПОНТИЙ ПИЛАТ СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК
ТОЛПА СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО
V. Закрепление
Учитель литературы
Ваши точки зрения запишите в рабочем листе и аргументируйте. (Учащиеся
работают с рабочими листами) (см. приложение 1).
VI. Рефлексия
Учитель истории
- Итак, используя исторические документы, обратимся с вами к поставленной
проблеме нашего урока: «Что создаёт 30-е годы: человек или общество?»
(После обсуждения вывод записывается в рабочий лист)
Вывод: 30-е годы создаёт человек.
VII. Домашнее задание и оценки
- В качестве домашнего задания нужно заполнить рабочие листы, отвечая на
вопрос: «Как решает данную проблему литература и история?».
П Р И Л О Ж Е Н И Е 1
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Фамилия, имя учащегося: ______________________________________________
Эпиграф:
Мы живем, под собою не чуя
страны,
Наши речи за десять шагов не
слышны,
А где хватит на пол разговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы как черви
жирны
И слова как пудовые гири верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих
вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, дарит за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб,
Кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.
Осип Мандельштам.
…Он отказался без противоборства,
Как от вещей полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь как смертные, как
мы…
…И глядя в чёрные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца…
…Петр дал мечем отпор
головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать
железом,
Вложи свой меч на место, человек…
…Книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен
притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного её величья
Я в добровольных муках в горб
сойду.
Я в гроб сойду и в третий день
восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».
Б.Л. Пастернак «Гефсиманский
сад»
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
Проблема:
«Мы рождены, чтобы жить
совместно; наше общество свод из
камней, который обрушился бы,
если бы один не поддерживал
другого».
Сенека
«Каждый человек это мир,
который с ним рождается и с ним
умирает: под каждой могильною
плитою лежит всемирная история».
Г. Гейне
Сформулируйте проблему:
Ваша задача, используя исторические документы и текст художественного
произведения (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита») провести наблюдение,
как решает обозначенную проблему история и литература.
ЛИТЕРАТУРА
Что создает 30-е годы – человек или общество? Вывод аргументируйте.
ВЫВОД:
П Р И Л О Ж Е Н И Е 2
Документы по истории
Документ 1
Из выступления на комсомольском форуме стахановки-свекловода Марии
Демченко: (Мы всю свою работу построили по стахановскому методу, по-
сталински. Все чего мы добились, говорит о том ,что мы поняли, как надо
работать….. партия учит нас работать по-сталински. Товарищ Сталин заботится
о нас как родной отец; мы его горячо, сильно любим. Мы его любим за то ,что
он нас учит , как жить, как работать , дает широкую дорогу, защищая нас от
врагов.)
Документ 2
1929 год. Постановление ЦК – директор промышленного предприятия как
единоличный начальник получает право увольнять рабочих без уведомления
профсоюзов. Рабочие теряют возможность социальной защиты, отстаивания
своих прав на производстве.
Документ 3
1932 год. Закон «Об охране государственных предприятий, колхозов и
кооперативов и укреплении общественной собственности» предписывал: к
врагам народа, покушающимся на социалистическую собственность, применять
«в качестве Мары судебной репрессии» расстрел с конфискацией всего
имущества или лишение свободы на 10 лет. Вскоре Закон был распространён на
«обширный круг преступлений», в том числе спекуляцию и саботаж
сельскохозяйственных работ.
Документ 4
1932 год. Постановление ЦИК и СНК «Об установлении единой паспортной
системы по Союзу ССР и обязательной системы прописки паспортов»
применялось для учёта населения городов, рабочих посёлков и новостроек.
Паспорт ограничивал свободу передвижения граждан, обеспечивал тем самым
наиболее эффективный контроль со стороны государства. Колхозники,
лишённые права на получение паспорта, не имели возможности покинуть село.
Документ 5
В 1933 году введён в строй уральский завод тяжёлого машиностроения.
Коллектив не был профессионально подготовлен к освоению производства, и
поэтому каждый агрегат осваивали штурмом, без выходных. Но дело не шло. И
тогда пускается в ход последнее средство: показательные процессы над
вредителями- инженерами, рабочими.
Документ 6
1934 год. Введение «высшей меры социальной защиты» за измену Родине,
ответственности всех взрослых членов семьи за преступление одного из них.
Наказание для тех, кто знал о намерении родственника, - от 2 до 5 лет
лагерного заключения, для тех, кто не знал, - ссылка на 5 лет.
Документ 7
1934 год. Постановление ЦИК о рассмотрении дел о террористических
организациях и террористических актах против работников Советской власти:
следствие ограничивается десятидневным сроком, слушание дела идёт без
участия прокурора и адвоката, ходатайства о помиловании не допускаются,
приговор о высшей мере наказания приводится в исполнение немедленно.
Документ 8
Установлена ответственность вплоть до смертной казни для детей, начиная с
12 лет.
Документ 9
Разрешение ЦК ВКП(б) на применение в практике НКВД методов
физического воздействия против врагов народа.
Документ 10
«Понимание себя как личности у многих было обманчивым, так как
соизмерялось степенью собственной причастности к аппарату управления и к
общему делу строительства социализма. Права личности подменялись
классовыми, групповыми, в частности партийно- бюрократическими
интересами. Под прикрытием классового подхода и политической
принципиальности проявляется формализм в отношениях, пренебрежение к
личным чувствам и переживаниям человека. Школа воспитала личность в духе
непримиримости к «врагам народа». А ими нередко оказывались мать, отец,
близкие… Формировалось массовое репрессивное сознание: искреннее
желание выявить врага, что поощрялось руководством всех уровней. Люди
становились в своём большинстве простыми исполнителями, средними
индивидами.