Развитие творческого потенциала на уроках литературы


«Развитие творческого потенциала на уроках литературы»
Тюлендина А.Е., преподаватель
Костанайского социально- технического колледжа.
Литературное развитие обучающихся можно осуществлять только в
русле творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может
быть воспитана без творчества».
Уроки литературы прежде всего требуют
атмосферы креативности, так как постижение искусства немыслимо без
личностного включения, без творческой направленности.
Хочу поделиться, как реализую на уроках литературы метод
самостоятельной творческой работы.
Развивать творческие способности обучающихся помогают мне
развивающие, ассоциативные игры, творческие задания. На уроках
литературы уместен эмоциональный, психологический момент, с помощью
которого происходит снятие напряжения, обеспечение добрых,
доверительных отношений между преподавателем и учащимися.
С этой целью часто на уроках провожу различные игры.
Вот некоторые из них:
1. «Домино литературных изречений» (Игра проходит как обычное
домино, но на карточках написаны изречения (строки из литературных
произведений), разделенные на 2 части).
Играющие берут по 3 карточки, остальные остаются на прикуп.
Проигравшие составляют рассказ, используя оставшиеся изречения.
1
Учись, мой сын:
но есть покой и воля. 4
2
Друзья мои, прекрасен наш союз!
в ком совесть не чиста. 7
3
Но не хочу, о други, умирать!
покоя сердце просит.5
4
На свете счастья нет,
и летопись окончена моя.10
5
Пора, мой друг, пора,
где вместе рубились они. 8
6
Иных уж нет,
И в воздух чепчики бросали. 9
7
Да! Жалок тот,
Он, как душа, неразделим и
вечен… 2
8
Бойцы вспоминают минувшие дни
и битвы,
Я жить хочу, чтоб мыслить и
страдать. 3
9
Кричали женщины: ура!
а те далече. 6
10
Еще одно, последнее сказанье,
наука сокращает нам опыты
быстротекущей жизни. 1
В качестве домашнего задания предлагается подготовить свое
литературное домино.
2. Игра «Ассоциации»
При изучении новой темы предлагаю составить ассоциации все возможные,
определив ключевое слово.
Например, на уроке литературы по теме: «Лирика дружбы в творчестве А.С.
Пушкина», даю ключевое слово ЛИЦЕЙ. Можно и, чтобы обучающиеся сами
определили ключевое слово.
Задание:
Напишите ключевое слово или фразу в центре листа или доски.
Начните писать слова или фразы, которые приходят на память по
выбранной теме.
Как только идеи приходят на ум и записаны, начните рисовать
соединения между идеями, которые кажутся подходящими.
Записывайте столько идей, сколько приходит на ум до тех пор, пока
не выйдет время или будут исчерпаны идеи
Не делайте никаких выводов о мыслях, просто запишите
Обучающиеся должны составить свои ассоциации.
3.Игра «Ищем названия литературных произведений»
В предлагаемом рассказе можно найти семнадцать названий
литературных произведений: романов, повестей, рассказов, стихотворений.
Постарайтесь их отыскать.
«Проснувшись очень рано. Я тотчас же вспомнил полученное
накануне письмо, и сон меня окончательно покинул.
Неужели в расчетах была допущена ошибка и на испытаниях нас
постигнет неудача? Часы пробили пять. Набросив на плечи шинель, выхожу
из дома. На улице тишина. Воздух, как перед дождем, влажный и теплый.
Тучи, похожие на дым, проносятся над самыми крышами.
В переулках еще таится темнота, Нева уже несет на себе отсвет
спрятанного в облаках солнца. Древний старик на набережной застыл над
поплавком, неподвижный, как сфинкс».
Задание: Составьте по аналогии свой рассказ, используя названия
литературных произведений.
4. Игра «Крестики - нолики».
Обучающимся при самостоятельной работе с учебником, со статьей,
теоретическим материалом предлагаю составить 9 вопросов по теме, на
которые можно ответить ДА или НЕТ. Расположив вопросу в нужном
порядке, каждый из них создает свою комбинацию, как в детской игре
«Крестики - нолики». Завершив работу, ребята меняются подготовленными
заданиями. Отвечая на вопросы, при ответе «ДА» ставят 0, при ответе
«НЕТ» - Х. Побеждает тот, у кого раньше всех получилась нужная
комбинация. Например:
Тема: А.С. Пушкин.
1. А.С. Пушкин родился в Москве. (ДА)
2. Бабушку поэта звали Арина.(НЕТ)
3. И. Пущин был другом А.С. Пушкина. (ДА)
4. Поэма «Цыгане» принадлежит М.Ю. Лермонтову. (НЕТ)
5. Стихотворение «Я помню чудное мгновение» посвящено Анне Керн. (ДА).
6. Роман «Евгений Онегин» написан 4- стопным хореем. (НЕТ)
7. Письмо Татьяны написано «онегинской строкой». (НЕТ)
8. Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась на Черной речке. (ДА)
9. Роман «Евгений Онегин» по жанру – роман в стихах. (ДА)
Ответ:
О
1
Х
2
О
3
Х
4
О
5
Х
6
Х
7
О
8
О
9
5. Игра «Соревнование с поэтом»
Например: На доске(экране) написано стихотворение поэта с пропуском
эпитетов. Задание: введите эпитеты, которые помогут увидеть картину,
представить её перед глазами. Посоревнуйтесь с автором.
Немаловажным становится использование проблемных ситуаций на
уроке, способствующих реализации новых «открытий», которые не
преподнесены педагогом, а постигнуты самостоятельно.
Например, при изучении произведений использую такие виды заданий:
1.Письмо литературному герою или письмо восхищенного читателя.
(Напишите письмо Тихону Кабанову, Борису, Катерине, Родиону
Раскольникову или письмо поэту, писателю) Такой вид работы помогает
лучше понять отношение обучающихся к героям, их поступкам.
2. Часто обучающиеся составляют кроссворды, ребусы, готовят презентации,
иллюстрируют эпизоды, отрывки из произведений.
Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы,
содержит огромное число нравственных проблем, имеет способность
эмоционального воздействия, а значит, становится источником
нравственного, эмоционального и эстетического опыта. Изучая литературное
произведение, я стараюсь использовать любую возможность обратиться к
личностному опыту ребенка, вовлечь его в размышление не только над
литературными проблемами, но и над общечеловеческими.
Например, 1.Напишите сочинение – миниатюру «Мне поручена роль…»
(Каким вы себе представляете данного героя и как бы вы его играли на
сцене?). (По пьесе Островского «Гроза»).
2 «Какова роль художественной детали в раскрытии авторского замысла?»
(При изучении рассказов А.П. Чехова)
Зная индивидуальные предпочтения обучающихся, использую их в
процессе учебной работы, при планировании домашних заданий, в ходе
опроса.
Например: Сочините сказку, стихотворение, исполните песню.
Еще один из видов работ – это инсценирование.
Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной
умственной деятельности обучающихся, для углубления их
исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому
на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание
творческого воображения и литературного «соображения». В процессе
подготовки театральной постановки обучающиеся испытывают потребность
в дополнительной информации и сами начинают поиск нужного материала;
читают дополнительную литературу (справочную, научно-популярную,
художественную литературу, критическую литературу), чаще обращаются за
консультацией к преподавателю – это создает условия для формирования
опыта самообразования.
Один из заключительных уроков по творчеству Н.В.Гоголя обычно
провожу как урок – инсценирование. В театре Н.В. Гоголя на «Ревизоре»).
Творческая личность - это в первую очередь личность, способная на
нестандартные решения. Безусловно, способность к творческим решениям
появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный
потенциал. Творческие возможности нужно развивать. Вот в этом и состоит
главная задача преподавателя.
Творчество – это радость. Творите, и пусть вам это приносит
удовольствие!
Список литературы
1. Волкова С.В. Я иду на урок литературы, М, Первое сентября, 2000
2. Дмитриева Т. В. «Игра как средство повышения интереса к урокам
русского языка и литературы» М, 2001
3. Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и
реализации замысла школьного урока. М.,2003.
4. Красухин Г Г и др «Я иду на урок литературы» М, Просвещение, 2001
5. Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и
образование. М., 2002.
6. Пирогова Л. И «Сборник словесных игр по русскому языку и литературе»,
М, Школьная пресса, 2004.