Конспект урока "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье..." 5 класс

Токарева С.Ф. Мазинова К.Н.
Бинарный урок литература – музыка в 5 классе
Тема урока: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
(тема музыки в баснях И.А.Крылова)
Цели урока:
- На примере басен И.А.Крылова определить особенности жанра басни;
- Установить связь жанра басни с произведениями УНТ;
- Дать понятие музыкального квартета;
- Определить роль музыки в баснях И. А.Крылова;
- Развивать нравственные качества детей, их эстетический вкус.
- Отрабатывать навыки выразительного чтения
- Помочь учащимся целостно представить внутреннюю связь музыки и литературы; дать
понятие ансамбль, оркестр; уметь различать их не только внешне, но и во время слушания
музыки;
- Способствовать формированию чувств понимания и уважения к музыке и литературе;
- Содействовать развитию эстетического восприятия, воображения и музыкального кругозора
учащихся.
Круг чтения:
«Музыканты»
«Осёл и Соловей»
«Квартет»
«Кошка и Соловей»
«Скворец»
«Кукушка и Орёл»
Эпиграфы к уроку:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, просто мука.
И. А.Крылов
То мастерство, что ты постиг,
Ценнее всех богатств на свете.
Ход урока
Учитель музыки
-На предыдущих уроках мы с вами увидели, как много бы потеряла музыка, если бы не было
литературы. Что стало бы со всеми музыкальными произведениями, предназначенными для
пения, во что превратились бы песни без слов? ( в вокализ.)
А смогли бы существовать без литературы оперы, балеты, кантаты, оратории…?
Почему? ( Потому что для всех этих произведений нужен сюжет, содержание)
Как называется сюжет, содержание в музыке? (либретто).
Конечно же , ребята, без литературы музыка потеряла бы многое. А интересно, что станет с
литературными произведениями, если не будет музыки?
Например: со стихами, особенно с теми, которые написаны для композиторов: песнями они
так и не станут..(«В траве сидел кузнечик», «Антошка»…)
Но не только музыка обогащает литературу, превращая стихи в песни. Писателями и поэтами
написано много разных литературных произведений о музыке, а в некоторых произведениях
музыка даже становится главным « действующим лицом»…Например, в баснях…
Учитель литературы
- Сегодня мы с вами поговорим о таком жанре литературы, как басня. Как вы думаете, почему
басня так называется?
Да, это слово произошло от старинного слова баять, что значит говорить. Словами этого
же корня являются такие слова, как Баян (древнерусский сказитель), краснобай. Значит, басня
нам о чем-то рассказывает, что-то хочет до нас донести. Вот как мы с вами определим, что же
такое басня.
Басня это короткий иносказательный рассказ с нравоучением.
- А на какие части мы сможем разделить басню? (сюжет и само нравоучение). Это
нравоучение принято называть моралью.
Мораль начальные или заключительные строчки басни с нравоучительным выводом.
Сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня проводим его вместе с учителем музыки.
- Какая из басен, входящих в круг чтения нашего сегодняшнего урока, уже судя по названию,
имеет отношение к уроку музыки?Музыкант»)
Чтение басни «Музыкант»
- Хорошими ли исполнителями оказались певцы? Почему?
- Какова мораль этой басни?
- Мы с вами не так давно изучали устное народное творчество. С каким жанром УНТ мы
могли бы соотнести басню? (с пословицей) Давайте попытаемся выяснить, что у басни общего
с пословицей, и чем она отличается.
Составление диаграммы Вена. (Общее: нравоучение. Разное: басня имеет сюжет, эпический
жанр, есть автор; пословица – короткое изречение, жанр УНТ, автор- народ.
Басня Пословица
Имеет сюжет Короткое изречение
Эпический жанр Жанр УНТ
Есть автор Автор - народ
Аллегорична
Какие из данных вам пословиц можно соотнести с басней «Музыканты»?
1 группа
От трудов праведных не нажить палат каменных.
Труд при ученье скучен, да плод от ученья вкусен.
Дерево живет корнями, а человек - друзьями.
Люди хорошие, да музыканты плохие.
Старые башмаки никогда не жмут.
2 группа
Что копал, в то и сам попал.
Тот достоин наград, кто трудиться рад.
Без совести и при большом уме не проживешь.
Кушанье славится по вкусу, а мастерство по искусству.
Всякая тряпица по-своему трет.
3 группа
У плохого мастера и пила плохая.
В глаза любит, а за глаза губит.
Добрая наседка одним глазом зерно видит другим - коршуна.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Не умеющий ходить портит дорогу.
4 группа
Всем молодец, да таланта нет.
Мужественный пеняет на себя, малодушный - на товарища.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Проживёшь ладно, коли жизнь построишь складно.
Доброе начало - половина дела.
-Ну, что ж, мы с вами успешно справились с заданием, и увидели, как близка мораль басни
И.А.Крылова к русским пословицам. Сюжеты очень многих басен И.А.Крылова
доказывают истинность, мудрость пословиц русского народа и будто призваны более
полно, на конкретном примере раскрыть их смысл. Ну а мы вернемся к музыке.
Учитель музыки
- Какая басня из оставшегося перечня самая музыкальная? Чтобы отгадать, давайте решим
такой пример:
Дуэт + квинтет трио = …(квартет)
-Почему басня так называется?
Слово квартет произошло от слова кварта, что в переводе с латинского квартус значит
четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет –
музыкальное произведение для четырёх исполнителей, музыкантов. Значит, в квартете
участвуют 4 музыканта – исполнителя. Приведите, пожалуйста, составы квартетов. (Это
могут быть 2 трубы , саксофон, гитара; 2 певца, виолончель и фортепиано….)
Правильно, но такие квартеты встречаются очень редко. Зато чаще и в прежние времена и в
наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты в исполнении 2-х скрипок, альта и
виолончели. (Картина со струнными инструментами).
Скажите, какая группа инструментов здесь изображена? ( струнно – смычковая)
Почему смычковая? ( потому что у каждого инструмента имеется смычок для извлечения
звука)
Назовите эти музыкальные инструменты (скрипка, альт, виолончель и контрабас).
Но в струнном квартете контрабас не участвует, вместо него используют 2 скрипки, альт и
виолончель. Струнные квартеты сочиняли Моцарт, Бетховен, Бородин, Шуберт, Чайковский,
Барвинский….
Учитель литературы
Давайте посмотрим, каким же квартет в своей басне показал И.А.Крылов.
Инсценировка басни «Квартет»
Учитель музыки
- Назовите музыкальные инструменты, упомянутые в басне.
- Почему виолончель Крылов называет басом? ( Это самый низкий инструмент в квартете)
Учитель литературы
-А кто из зверей участвует в квартете? О зверях ли здесь речь?
Это иносказание принято в литературе называть аллегорией.
Аллегория иносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядно
показать его существенные черты.
-Как вы думаете, почему именно этих животных сделал героями своей басни Крылов?
Мартышка суетлива, активна, но глупа, это подчёркивается одним словом «проказница»,
Осёл невежественный, ограниченный, Козёл тупой, Медведь неповоротливый,
доверчивый простофиля. В народе перечисленные животные ассоциировались именно с этими
человеческими качествами. А олицетворением чего является в басне Соловей? Конечно,
таланта!
-Какие строчки мы можем считать моралью басни?
А ведь первоначально Крылов басней «Квартет» хотел развенчать работу Государственного
совета и показать, что управление осуществляется невежественными и бездарными
исполнителями. Однако смысл басни воспринимается нами гораздо шире.
Мы увидели, что у наших горе-музыкантов квартет не получился.
Учитель музыки
-Да, не всегда можно сыграть на музыкальных инструментах, даже, если тебе этого хочется.
Обязательно нужно учиться.
Василий Барвинский (портрет композитора) выдающийся украинский композитор начала 20
века, писавший музыку для квартетов, пианист, педагог, музыкальный критик, получил
музыкальное образование в Праге (Чехии).
Василий Барвинский стал основоположником украинской камерно инструментальной
музыки, был директором, Львовской консерватории. Все его творчество основывается на
народном украинском фольклоре, народных украинских песнях. Необычайна красивая,
трогательная музыка раскрывает душевное состояние простого человека. Его музыку хочется
слушать и слушать.
Вот и мы с вами сейчас послушаем замечательный струнный квартет В.Барвинского. Обратите
пожалуйста, внимание на последовательность звучания музыкальных инструментов.
Слушание квартета.
-Что же отличает эту прекрасную музыку от хаоса, производимого четырьмя незадачливыми «
музыкантами из басни»? (ответы учащихся).
-Почему квартет не получился, ведь они так старались? (ответы учащихся). Потому эпиграфом
нашего урока и стало высказывание. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не
пойдет…»
-Вместе ли зазвучали инструменты в квартете Барвинского? Какой инструмент зазвучал
первый?
Охарактеризуйте мелодию квартета. (ответы детей).
Действительно, квартет очень красивый, в нем ощущение поющего человеческого голоса.
Какими инструментами оно достигается? (Скрипкой, альтом, виолончелью). Мы с вами
смогли убедиться в том, что если инструменты находятся в руках настоящих музыкантов,
самая разная музыка: медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная
звучит красиво и выразительно.
Учитель литературы
-Скажите, ребята, а может ли неподготовленный слушатель судить о серьезной музыке?
Давайте послушаем еще одну очень поучительную басню.
Чтение басни «Соловей».
- Сумел ли Осёл по достоинству оценить пение соловья? Почему?
Связь с народными пословицами, простота и ясность образов, народная мудрость её морали
делали жанр басни особенно любимым народом. Народная пословица учила Крылова
краткости словесного построения, превращая басню в короткую формулу. Этим объясняется и
то, что многие выражения крыловских басен становились в свою очередь пословицами и
поговорками.
- Давайте вспомним, чем же отличается пословица от поговорки?
- Как вы думаете, пословицами или поговорками можно считать следующие выражения из
басен И.А. Крылова?
А ларчик просто открывался.
А Васька слушает да ест.
У сильного всегда бессильный виноват
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться
В своих баснях Крылов разоблачает скупость, эгоизм, назойливость, ложь, зазнайство,
лицемерие, бахвальство, подхалимство, лень, неблагодарность и многие другие человеческие
слабости и пороки. И делает это мастерски. Его считают поистине русским баснописцем,
несмотря на то, что он сюжеты многих своих басен брал у баснописцев других стран. Он
очень умело трансформировал любые сюжеты под особенности русской натуры. А стиль
многих его басен напоминает произведения фольклора. В народе всегда любят музыку. Не
случайно так ритмично и музыкально звучат многие пословицы и поговорки. В баснях
Крылова особая музыка, так понятная простому русскому народу. Именно музыка проще
воспринимается человеческой душой и даже сильнее, чем слово воздействует на человека.
Учитель музыки
-И с помощью такого литературного жанра, как басня мы глубже постигаем азы музыкального
искусства и понимаем, какими нравственными качествами нужно обладать, чтобы стать
настоящими музыкантами. Как вы думаете, почему Крылов так часто обращается в своих
баснях к музыке?
Крылов постоянно посещал концерты и музыкальные вечера. Известный музыкальный
писатель и пианист В. Ф. Ленц в своей книге о Бетховене между прочим рассказывал, что
"много раз встречал Крылова в высших музыкальных кругах Петербурга", и свидетельствовал:
"Крылов любил слушать квартеты Гайдна и Моцарта, но еще больше любил бетховенские
квартеты. "В Бетховене слышны голоса природы, но нужно уметь их слышать", - сказал
однажды этот старик с мощной головой мыслителя. Когда Бём или генерал Львов играли его
любимый квартет (C-dur с фугой), Крылов погружался в глубочайшее раздумье"
Учитель литературы
Обращение к памятнику И.А.Крылова в Летнем саду в Петербурге. (Автор Пётр Клодт)
-На постаменте перед нами, словно живой, сидит Иван Андреевич Крылов. Его большая
голова чуть наклонена вниз. Глаза его серьезны и внимательны, будто разглядывают они, что
делается внизу. А там, вокруг постамента, толпятся отлитые из бронзы “герои” его басен. И
кажется нам, что вот-вот полные губы Крылова дрогнут, сложатся в улыбку, и тогда оживут,
задвигаются бронзовые медведи, лисицы, зайцы, обезьяны и волки. Этот памятник поставлен
Крылову в городе, где он создал больше двухсот своих басен.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. (М.Исаковский)
Мы видим, как прочно опираемся в своём творчестве И.А.Крылов на народную основу, и как
народ в сою очередь тянется к творчеству баснописца. Именно народное творчество дает нам
представление о настоящих нравственных ценностях.
Учитель музыки
-Каждый народ любит и бережет свои традиции, культуру и особенно песни. Сегодня мы с
вами познакомимся с норвежской народной песней. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив,
Его выводит ….(скрипка)
Песня называется «Волшебный смычок». У вас на партах слова, послушайте, пожалуйста,
песню.
Исполнение песни учителем. Разучивание. Работа над песней.
Исполнение песни хором, а затем по ролям.
Какой у нас получился ансамбль? Три вокалиста и фортепиано квартет.
Как вы понимаете выражение на доске:
«То мастерство, что ты постиг, дороже всех богатств на свете». (ответы детей).
Учитель литературы
-Скажите, ребята, похожа ли эта песня на басню? Есть ли в ней мораль? Вашим домашним
задание и будет следующая работа: попытайтесь сами написать мораль, вытекающую из песни
«Волшебный смычок»