Презентация "Русская литература начала 20 века" 11 класс




Подписи к слайдам:
Русская литература 20 века

Русская литература начала 20 века

  • 11 класс
  • Учитель русского языка и литературы ГУ СОШ №47
  • г. Семей.
  • Бектина Лилия Алтынбековна

  • Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам.
  • Серебрянный век

  • В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.
  • Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.
  • Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.

  • СИМВОЛИЗМ

От гр. symbolon - знак, символ.

  • От гр. symbolon - знак, символ.
  • Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.
  • Связь с мировой культурой.
  • Интерес к отечественной классике.
  • Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию
  • идеала. Ощущение хаоса.
  • Особая роль творчества.
  • Поэт - пророк.
  • СИМВОЛИЗМ

Появился в России в 80-90 гг. XIX в.

  • Появился в России в 80-90 гг. XIX в.
  • Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни
  • Представители в литературе:
  • В.Я. Брюсов
  • К.Д. Бальмонт
  • А.Белый
  • Ф.К. Сологуб
  • И.Ф. Анненский
  • Представители в живописи :
  • А.Бенуа
  • К.Сомов
  • М. Врубель

Особенности русского символизма:

  • Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру
  • Героико-трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков
  • Сочетание противоречивых тенденций
  • Открытия в поэтике
  • - обновление жанров лирики
  • - новые принципы циклизации
  • - смысловая полифония
  • Идея самоценности искусства
  • (независимость от всего)
  • Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление

  • Старшие символисты
  • В.Брюсов
  • Ю.Балтрушайтис
  • К.Бальмонт
  • 1903 Брюсов «Ключи тайн» :
  • Цель искусства – выражение «движения души» поэта, выражения тайн человеческого духа
  • Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией
  • Искусство есть постижение мира иными. Не рассудочными путями.
  • Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения
  • Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность

Младосимволисты 1900гг.-рубеж веков

  • В.Иванов А.Белый А.А.Блок Л.Л. Эллис
  • Философия Соловьева
  • Мы подошли -и воды синие
  • Как две расплеснутых стены.
  • И вот в дали белеет скиния,
  • И дали мутные видны…
  • Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания
  • Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры
  • Эклектичность , противоречивость
  • В центре внимания – вопросы о судьбах России
  • божественное единство Вселенной
  • Душа мира – Вечная Женственность
  • Общество построено на духовных началах

  • АКМЕИЗМ

От гр. akme - высшая степень чего-либо.

  • От гр. akme - высшая степень чего-либо.
  • Выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов.
  • Проповедует точность, ясность поэтического языка, логичность в замысле, в постройке произведения.
  • Человек должен найти лад с собой и с миром.
  • Связь с мировой культурой и русской классикой.
  • АКМЕИЗМ

  • «Прекрасная ясность», логичность, чёткость, контрастность
  • Стремление заново открыть жизнь в её простоте, основа – память, опора на разнообразные культурные традиции
  • Предметный мир значителен сам по себе, а не только как символ чего-то высшего. Стремление освоить яркий земной мир. Деятельность самого человека.
  • Ясность слова
  • Высшее предназначение поэта – открыть мир, его красоту

  • ФУТУРИЗМ

От лат. futurum - будущее.

  • От лат. futurum - будущее.
  • Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство будущее мира.
  • Творчество как продолжение природы.
  • Отказ от традиций.
  • Разрушение существующей системы жанров.
  • Разрабатывается тонический стих. Неограниченное
  • словотворчество. Сложная композиционная структура.
  • ФУТУРИЗМ

  • М.Горький:
  • «Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни».
  • В.Брюсов:
  • «Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»
  • Бунин И.А.:
  • «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».

Эстетические принципы футуризма

  • Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм.
  • Отношение к реальности: революционное преображение.
  • Взгляд на призвание поэта: поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности.
  • Взгляд на исторический процесс: весный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.
  • Близкий род искусства: живопись.
  • Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.

«Центрифуга»

  • Поэт, переводчик, прозаик. Родился 29 января в Москве в семье известного художника. Его первые сборники стихов ("Близнец в тучах". 1914; "Поверх барьеров", 1917) отмечены влиянием символизма и футуризма. Вместе с Н.Асеевым он организовал группу новых или «умеренных» футуристов – «Центрифуга».
  • Борис Пастернак
  • 1890-1960
  • Вернуться к "Содержанию"

  • Русский поэт. Родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента. Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908–1910), был вольнослушателем Московского университета. 1914г. – Асеев – один из организаторов литературной группы «Лирень».
  • По инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество».
  • Николай Асеев
  • 1889-1963
  • Вернуться к "Содержанию"

  • Родился 7 июля 1893 в селе Багдади в семье лесничего. Маяковский учился в московской гимназии. Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает "делать социалистическое искусство": "Я прервал партийную работу. Я сел учиться".
  • В 1911 Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
  • К 1912 относятся первые поэтические опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов.
  • Владимир Маяковский
  • 1893-1930
  • Кубофутуризм
  • Вернуться к "Содержанию"

Крупнейший представитель русского авангарда, поэт, прозаик, драматург, философ. Родился 9 ноября 1885 года в Астраханской губернии. В 1908 году переехал в Петербург, поступил на 3-й курс естественного отделения физико-математического факультета. С осени 1909 г. перешел на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, вслед за этим перешел на 1-й курс славяно-русского отделения историко-филологического факультета.

  • Крупнейший представитель русского авангарда, поэт, прозаик, драматург, философ. Родился 9 ноября 1885 года в Астраханской губернии. В 1908 году переехал в Петербург, поступил на 3-й курс естественного отделения физико-математического факультета. С осени 1909 г. перешел на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, вслед за этим перешел на 1-й курс славяно-русского отделения историко-филологического факультета.
  • Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который предложил отказаться от термина «футуризм», заменив его на «будетлянство», подчеркивая тем самым самобытный характер движения.
  • Хлебников Велимир
  • (Виктор Владимирович)
  • 1885-1922
  • Вернуться к "Содержанию"

Эгофутуризм

  • Игорь Северянин
  • (Лотарев Игорь Васильевич)
  • 1887-1941
  • Родился в Петербурге в семье офицера (по материнской линии – потомок Карамзина и дальний родственник Фета). Стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».
  • Фактически он остался единственным из эгофутуристов, вошедших в историю русской поэзии. В 1911 г. назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго», получилось – эгофутурист («Я-будущее» или «я в будущем»).
  • Вернуться к "Содержанию"

В начале 1920-х большинство представителей футуризма вошло в ЛЕФ (Левый Фронт Искусств – литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929). Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский.

  • В начале 1920-х большинство представителей футуризма вошло в ЛЕФ (Левый Фронт Искусств – литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929). Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский.
  • Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами.
  • Вернуться к "Содержанию"

  • ИМАЖИНИЗМ

  • От англ. и фр. image - образ.
  • Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.
  • Поедание образом смысла.
  • Против политизации искусства.
  • Используется свободный стих.
  • С. А. Есенин, В. Шершневич,
  • А. Мариенгоф
  • ИМАЖИНИЗМ

  • Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении Ключи Марии (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума – ангелическим». Как и другие имажинистские декларации Ключи Марии полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники Трерядица, Радуница, Преображение (все – 1921) и драматическая поэма Пугачев (1922).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Прочитать стр. 8-18, ответить на вопросы на стр. 19.
  • Подготовить презентации по группам.
  • Выучить стихотворение одного из модернистских поэтов.