Презентация "Ты не женщина, а птица..." 11 класс (литературно - музыкальная композиция по творчеству М. Цветаевой)

Подписи к слайдам:
  • «Ты не женщина, а птица…»
  • (литературно-музыкальная композиция по творчеству М.Цветаевой)
Ты, чьи сны еще непробудны, Чьи движенья еще тихи, В переулок сходи Трехпрудный, Если любишь мои стихи. О, как солнечно и как звездно Начат жизненный первый том, Умоляю - пока не поздно, Приходи посмотреть наш дом! Будет скоро тот мир погублен, Погляди на него тайком, Пока тополь еще не срублен И не продан еще наш дом. Этот тополь! Под ним ютятся Наши детские вечера. Этот тополь среди акаций Цвета пепла и серебра. Этот мир невозвратно-чудный Ты застанешь еще, спеши! В переулок сходи Трехпрудный, В эту душу моей души.
  • Семья Цветаевых во дворе дома в Трехпрудном. Стоят: Андрей, Иван Владимирович, Ольга Иловайская; сидят: Мария Александровна с дочерью Анастасией, Марина, Валерия.
  • Дом в Трехпрудном... Каждый москвич знает этот лабиринт переулков невдалеке от Патриаршего пруда. До наших дней сохранился не только переулок, но и его название, которое даже при Советской власти не было изменено. Трехпрудный, потому что когда-то, в 17 веке, при патриархе Иоакиме, имевшем здесь резиденцию, был не один пруд, а несколько. Дом в Трехпрудном! Первый - и потому вечный! - дом. Дом, где Марина родилась, выросла, стала поэтом, то есть написала и опубликовала свою первую книгу. Дом настолько родной и незабываемый, что когда в 1912 году, уже вместе с мужем Сергеем, искала новое гнездо, искала дом (и нашла - на Полянке!), по внутреннему устройству похожий на тот - в Трехпрудном. Дом - первым погиб в революцию, в 1918 году. Но гибель его юная Марина Цветаева предрекла еще в счастливом 1913...
  • Ты, чьи сны еще непробудны, Чьи движенья еще тихи, В переулок сходи Трехпрудный, Если любишь мои стихи. О, как солнечно и как звездно Начат жизненный первый том, Умоляю - пока не поздно, Приходи посмотреть наш дом! Будет скоро тот мир погублен, Погляди на него тайком, Пока тополь еще не срублен И не продан еще наш дом. Этот тополь! Под ним ютятся Наши детские вечера. Этот тополь среди акаций Цвета пепла и серебра. Этот мир невозвратно-чудный Ты застанешь еще, спеши! В переулок сходи Трехпрудный, В эту душу моей души.
  • Марина занималась музыкой лет с шести. С семи уже выступала в школьных концертах в Москве, в частной музыкальной школе в Мерзляковском переулке. После смерти матери, пианистки выдающегося таланта, ученицы Рубинштейна, в 1906 году занятия музыкой прекратились. Но знание музыки, ее понимание, создание музыки словесной - сохранились на всю жизнь. Разве мог бы написать такого "Крысолова" поэт, чуждый музыке?
  • Марина Цветаева за роялем.
  • <Из поэмы "Крысолов" >
  • <<...>
  • - Что есть музыка? Щебет птах!
  • Шутка! Ребенок сладит!
  • - Что есть музыка? - Шум в ушах.
  • - Увеселенье свадеб.
  • - Беспоследственный дребезг струн.
  • - Скука и крики браво.
  • - Что есть музыка? Не каплун,
  • А к каплуну - приправа.
В Тарусу семейство Цветаевых выезжало каждый год, с мая до сентября. Переезда на дачу и дети и взрослые ждали, как праздника. Таруса была землей обетованной, к которой постоянно стремишься, землей, дарящей ощущение счастья. Осенью 1909 года в Тарусе, Марина восклицает: «Ты дал мне детство - лучше сказки <...> !» Последнее стихотворение, посвященное детству в Тарусе, Марина Цветаева написала в 1911 году:
  • В Тарусу семейство Цветаевых выезжало каждый год, с мая до сентября. Переезда на дачу и дети и взрослые ждали, как праздника. Таруса была землей обетованной, к которой постоянно стремишься, землей, дарящей ощущение счастья. Осенью 1909 года в Тарусе, Марина восклицает: «Ты дал мне детство - лучше сказки <...> !» Последнее стихотворение, посвященное детству в Тарусе, Марина Цветаева написала в 1911 году:
  • Семья Цветаевых в Тарусе (слева направо) : В.И. Цветаева. М.А Цветаева, Андрей, Марина и Анастасия Цветаевы. 1901 год.
  • Ах, золотые деньки!
  • Где уголки потайные,
  • Где вы, луга заливные
  • Синей Оки?
  • Старые липы в цвету,
  • К взрослому миру презренье
  • И на жаровне варенье
  • В старом саду.
  • К Богу идут облака;
  • Лентой холмы огибая,
  • Тихая и голубая
  • Плещет Ока.
  • Детство верни нам, верни
  • Все разноцветные бусы, -
  • Маленькой, мирной Тарусы
  • Летние дни.
Может быть именно Тарусская (Та русская) земля дала Марине Цветаевой сильное и неизменное чувство России, Руси, вылившееся в в 20-е годы в поэтические формулы-определения:
  • Может быть именно Тарусская (Та русская) земля дала Марине Цветаевой сильное и неизменное чувство России, Руси, вылившееся в в 20-е годы в поэтические формулы-определения:
  • И Русь, страна Дивья, Российский человек, Один да на бугру - Не ем глазами - жру Русь.
  • Русь есть мы.
  • Родина! Исток и устье! Радость! Снова пахнет Русью! Просияйте, очи тусклые! Веселися, сердце русское!
  • Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь! То шатаясь причитает в поле - Русь.
  • В струпьях, в язвах, в проказе - оправдана, Ибо есть и останется – Русь.
  • И.В. Цветаев и его дети (слева направо): Валерия, Андрей, Анастасия, Марина, его жена, Мария Алекcандровна, гувернантка. Таруcа, 1902 год.
Зиму 1905 года Марина и Ася провели в Лозанне, в пансионе сестер Бринк.
  • Зиму 1905 года Марина и Ася провели в Лозанне, в пансионе сестер Бринк.
  • Только по воскресеньям тяжело больная мать забирала их к себе. В это время девочки начали вести дневники. Ранние стихи Марины, датированные 1906 годом, также носят дневниковый характер. И первым адресатом первых стихов была - Ася...
  • КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ АСЕ Спи, царевна! Уж в долине Колокол затих, Уж коснулся сумрак синий Башмачков твоих. Чуть колышутся березы, Ветерок свежей. Ты во сне увидишь слезы Брошенных пажей. Тронет землю легким взмахом Трепетный плюмаж. Обо всем шепнет со страхом Непокорный паж. Будут споры... и уступки, (Ах, нельзя без них!) И коснутся чьи-то губки Башмачков твоих.
  • Анастасия и Марина Цветаева. 1905 год
В отрочестве, после смерти матери, без строгого контроля неизменно работающего отца, Марина и Ася росли своевольными. Марина часто пропускала гимназию, ради затворничества в своей комнате, ради стихов. В день похорон Льва Николаевича Толстого девочки без спроса уехали в Ясную Поляну. Марина поклонялась Наполеону и его сыну («Орленку»), несмотря на гнев отца, так и не убрав портрет своего кумира из иконного киота.
  • В отрочестве, после смерти матери, без строгого контроля неизменно работающего отца, Марина и Ася росли своевольными. Марина часто пропускала гимназию, ради затворничества в своей комнате, ради стихов. В день похорон Льва Николаевича Толстого девочки без спроса уехали в Ясную Поляну. Марина поклонялась Наполеону и его сыну («Орленку»), несмотря на гнев отца, так и не убрав портрет своего кумира из иконного киота.
  • И.В. Цветаев с дочерью Мариной.
  • И в то же время Марина гордилась заслугами отца перед Россией. В начале 1940 года, пытаясь найти жилье себе и сыну в Москве, она писала в письмах в литературные инстанции: «Без обязанности отцу, без гордости им, без ответственности за него, без связанности с ним, человек - СКОТ. <...> Я ничем не посрамила линию своего отца. Он 30 лет управлял Музеем (Румянцевским), в библиотеке к-го - все мои книги.»
  • Стихов непосредственно посвященных отцу у Цветаевой нет. Но в 1931 году незадолго до дня памяти Ивана Цветаева (12 сентября) она пишет стихотворение «Дом», в котором есть упоминание об отцовском Музее.
В 1909 году Марине и Асе было 17 и 15 лет. Они были как «крылья одной, летящей в небеса души». Сходство их и внешнее, и внутреннее было поражающим и восхищающим. Похожи были черты лица, прическа, голос... Может быть, волшебство двойного голоса при чтении сестрами в унисон стихов Марины было одной из причин первых успехов Марины Цветаевой в московских литературных кругах. Анастасия Цветаева вспоминает: «Когда мы вышли на сцену в огромной зале в форменных гимназических платьях, публика заметно приветственно заволновалась. <...> В два одинаковых голоса, сливающихся в один в каждом понижении и повышении интонации, мы, стоя рядом, <...> читали стихи по голосовой волне. Внятно и просто. Певуче? Пусть скажет, кто помнит. Мы прочли несколько стихотворений. Из них помню: «В пятнадцать лет» и «Декабрьская сказка»
  • В 1909 году Марине и Асе было 17 и 15 лет. Они были как «крылья одной, летящей в небеса души». Сходство их и внешнее, и внутреннее было поражающим и восхищающим. Похожи были черты лица, прическа, голос... Может быть, волшебство двойного голоса при чтении сестрами в унисон стихов Марины было одной из причин первых успехов Марины Цветаевой в московских литературных кругах. Анастасия Цветаева вспоминает: «Когда мы вышли на сцену в огромной зале в форменных гимназических платьях, публика заметно приветственно заволновалась. <...> В два одинаковых голоса, сливающихся в один в каждом понижении и повышении интонации, мы, стоя рядом, <...> читали стихи по голосовой волне. Внятно и просто. Певуче? Пусть скажет, кто помнит. Мы прочли несколько стихотворений. Из них помню: «В пятнадцать лет» и «Декабрьская сказка»
  • Анастасия и Марина Цветаевы
"Двойничество", общая жизнь Марины и Аси к 1911, распавшись, перешло в новые союзы: Марина и Сережа (Эфрон), Ася и Борис (Трухачев).
  • "Двойничество", общая жизнь Марины и Аси к 1911, распавшись, перешло в новые союзы: Марина и Сережа (Эфрон), Ася и Борис (Трухачев).
  • Возможно, предвидя это распадение жизненного пути на два новых, сестры сфотографировались у Дорэ. Ася записала в дневнике: "Мы - такие? Два лица, две полуулыбки, у обоих - волнистые волосы выше плеч. Это - мы: два лица девических прямо глядят, не улыбаются, но улыбка - в уголках глаз, губ - неулыбающихся..."
  • Марина и Анастасия Цветаевы.
  • Первая разлука сестер произошла 11 декабря 1911 года. Ася уезжала к жениху. Ее провожали Марина и общие друзья. Конечно, будущая разлука - навсегда - произойдет позднее, в 1927 году. Но разлука мета-физическая относится к году 1911-му. Стихотворение Марины Цветаевой "На вокзале" - одно из последних, в которых еще встречается имя Ася, посвящено этому расставанию.
  • НА ВОКЗАЛЕ Два звонка уже и скоро третий, Скоро взмах прощального платка... Кто поймет, но кто забудет эти Пять минут до третьего звонка? Решено за поездом погнаться, Все цветы любимой кинуть вслед. Наимладшему из них тринадцать, Наистаршему под двадцать лет. …
  • Кто мудрец, забыл свою науку, Кто храбрец, забыл свое: "воюй!" "Ася, руку мне!" и "Ася, руку!" (Про себя тихонько: "Поцелуй!" Поезд тронулся - на волю Божью! Тяжкий вздох как бы одной души. И цветы кидали ей к подножью Ветераны, рыцари, пажи. Брестский вокзал, 3 декабря 1911
  • М.И Цветаева . 1912 год
  • М.И Цветаева . 1913 год.
  • Сергей Эфрон и Марина Цветаева незадолго до свадьбы. 1911 год.
"Кто для Аси нужнее Марины? Милой Асеньки кто мне нужней?" -
  • "Кто для Аси нужнее Марины? Милой Асеньки кто мне нужней?" -
  • так вопрошала юная Марина в 1911 году. Марина всегда говорила о сестре "моя неразлучная". Гибель прежней России и связанные с этим события жизни в 1927 году навсегда разлучили сестер. Марина жила в Париже, Ася в Москве. Когда Марина Цветаева вернулась в Россию, Анастасия Цветаева находилась в лагере на Дальнем Востоке. Несмотря на отсутствие связи наяву, сестры душами - бесконечно родными - чувствовали друг друга.
  • Анастасия и Марина Цветаевы
  • Не в споре, а в мире - Согласные сестры. Одна - меч двуострый Меж грудью и миром Восставив: не выйду! Другая, чтоб не было гостю обиды - И медом и миром.
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
  • Кто создан из камня, кто создан из глины, -
  • А я серебрюсь и сверкаю!
  • Мне дело - измена, мне имя - Марина,
  • Я - бренная пена морская.
  • Кто создан из глины, кто создан из плоти -
  • Тем гроб и надгробные плиты...
  • - В купели морской крещена - и в полете
  • Своем - непрестанно разбита!
  • Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
  • Пробьется мое своеволье.
  • Меня - видишь кудри беспутные эти? -
  • Земною не сделаешь солью.
  • Дробясь о гранитные ваши колена,
  • Я с каждой волной - воскресаю!
  • Да здравствует пена - веселая пена -
  • Высокая пена морская!
  • Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Коктебель. 1911год
  • М. Цветаева с дочерью Ариадной.
  • М. Цветаева с сыном
  • М.И. Цветаева с сыном Муром. 1933 год
  • М. Цветаева с сыном Георгием
  • О гибели Марины Анастасия узнала только в 1943 году. Но вот что мы читаем в ее воспоминаниях:
  • "В начале сентября 1941 г. я увидела сон, от которого проснулась потрясенная. В этом сне была весть о смерти - имени я не произнесла, не в силах признать, что мне такое приснилось, отодвигая весть, наяву усмиряя то, что во сне произвела эта весть на меня. Не называя его, я, однако, не смогла определить его иначе, хоть обезопасив отдаленным определением, как "самая близкая женщина". Но я восстала против во сне пережитого, разметала его явью <...>".
  • Анастасия Ивановна пережила свою "неразлучную" Марину на 52 года. Эти полвека ее долгой жизни были посвящены памяти Марины Цветаевой, образ которой ожил для нас под пером самого близкого человека.
  • Е.О. Волошина, М.И. Цветаева, А.И. Цветаева. Коктебель. 1911 год.
  • М. Цветаева. Коктебель. 1911 год
  • «Ты не женщина, а птица…»
  • Работу выполнила: учитель русского языка и литературы высшей кв.кат. МОУ-СОШ №1 р.п.Степное Дадатченко Татьяна Васильевна
Литература:
  • М.И.Цветаева. Лирика: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/Авт.-сост.Т.Ю.Максимова.- 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2003.- 128 с. – (Школьная программа)
  • Интернет-ресурсы.