Презентация "Там русский дух, там Русью пахнет..." 5 класс

Подписи к слайдам:
«Там русский дух, там Русью пахнет…» Просвирнина Альбина Афанасьевна МОУ лицей № 1 г.Мурманск Мир славянской мифологии
  • Язычество – от «языки»(суть: народы,племена);
  • это вера во множество богов, которые олице-
  • творяли силы природы, представления людей об
  • окружающем мире, мире человеческих отноше-
  • ний.
Древние славяне -язычники
  • Идол («капь», статуя) – изображение бога.
  • Капище – место приношения жертв богам и бо-
  • жествам.Святилища под открытым небом часто
  • были круглыми,состоящими из двух валов.Во внутреннем кругу ставились идолы,здесь горел
  • жертвенник и приносились жертвы богам. Вне-
  • шний круг назывался требищем.
  • Треба – языческое приношение и ритуальное
  • съедение жертвенной пищи всеми присутству-
  • ющими.
КАПИЩЕ Боги древних славян СВАРОГ
  • Сварог – верховный владыка Все-
  • ленной,родоначальник богов; отец
  • солнца и огня. Все основные боги
  • славянские – дети Сварога, оттого
  • зовутся Сварожичи.
ПЕРУН
  • Перун – грозное славянское божест-
  • во,сын Сварога.Молнии-его оружие,
  • радуга – его лук, тучи-одежда, гром-
  • далеко звучащее слово, ветры и бу-
  • ри- дыхание.Признается богом зем-
  • ного огня, богом морей и рек,богом
  • ветров.
Немного истории
  • У Перуна была огромная свита: Гром,Молния,
  • Град,Дождь,русалки и водяные, ветры,которых
  • четыре, как и четыре стороны света.Отсюда день Перуна – четверг( ср. «после дождичка в
  • четверг», «чистый четверг»).Перуну и другим
  • Богам служат богатыри: Горыня, Верни-гора,
  • Дубыня, Елиня, Лесиня, Бор, Верни-вода,Усыня,
  • Медведко,Соловей-разбойник(ураганный ветер),
  • Святогор и др.
М.Херасков «Владимириада»
  • Боги велики; но страшен Перун;
  • Ужас наводит тяжела стопа,
  • Как он, в предшествии молний своих,
  • Мраком одеян, вихрями повит,
  • Грозные тучи ведет за собой.
  • Ступит на облак – огни из-под пят;
  • Ризой махнет –побагровеет твердь;
  • Взглянет на землю – встрепещет земля;
  • Взглянет на море – котлом закипит.
  • Клонятся горы былинкой пред ним.
  • Страшный! Свой гнев ты от нас отврати!
ПЕРУНИЦА
  • Перуница – супруга громовержца
  • Перуна; дева-громовница.Она раз-
  • деляет власть над грозами со сво-
  • им мужем.Подчеркивается ее воин-
  • ственная сущность.
Ю.Медведев «Копьеносица»
  • …Но едва лишь восток по уходу
  • Стражей ночи зазолотится –
  • Открывает ключами ворота небесного свода
  • Копьеносица Перуница.
  • Для богов и людей
  • Возвещает приход светозарного Солнца
  • И на тройке ретивых коней
  • По небесному кругу несется…
ДАЖЬБОГ
  • Дажьбог – сын Сварога, бог солнца.
  • Дажьбогов день праздновали весной
  • В этот день сжигали Зиму,пекли
  • сладкие хлебы, а яйца красили лу-
  • ковой шелухой в солнечный крас –
  • ный цвет.Под покровительством
  • Дажьбога находились все божества
  • плодородия.
ЯРИЛО
  • Ярило –обаятельное славянское
  • божество; представитель силы мо-
  • гучей,удали богатырской,веселья
  • молодецкого.Ярилин праздник начи-
  • нается тем,что девушки выбирают
  • прекрасного юношу,сажают на коня,
  • наряжают в цветы.Проводы Ярилы-
  • это и проводы весны.
МАКОШЬ
  • Макошь –богиня,влиянием на лю -
  • дей равная Перуну.Это олицетворе-
  • ние Матери Сырой Земли, а также
  • дочь Перуна; богиня плодородия,
  • посредница между небом и землей;
  • покровительница женщин и их дел,
  • а также торговли.
ЛАДА
  • Лада – славянская богиня красоты,
  • любви и бракосочетаний.
  • О человеке,который женился без
  • любви, говорили: «Не с Ладою же-
  • нился!»Чтобы избегнуть таких бед,
  • молодожены приносили богине цве-
  • ты,мед и ягоды.
ЛЕЛЬ
  • Лель –сын богини Лады, он побуж-
  • дает природу к оплодотворению, а
  • людей – к брачным союзам.Об этом
  • боге страсти до сих пор напоминает
  • слово «лелеять», то есть нежить,
  • любить.
БЕЛБОГ ЧЕРНОБОГ
  • Белбог –воплощение света, боже-
  • ство удачи, счастья, блага.
  • Чернобог – олицетворение всех
  • злоключений и бед,воплощение
  • земного мрака, вечной вселенской
  • тьмы.
ДИВ
  • Див – одно из воплощений верхов-
  • ного бога Сварога.Это вихрь-чело-
  • век,сверкающий точно молния, ко-
  • торый внезапно появлялся на пути
  • войска,идущего в поход, и выкликал
  • пророчества: то страшные, то бла –
  • гоприятные.
  • Доля и Недоля – счастье и несча-
  • стье, судьба и несудьба, удача и не-
  • удача.Это две сестры, небесные пряхи,которые плели нить жизни
  • каждого человека.Но у Доли с вере-
  • тена текла ровная,золотистая нить,
  • а Недоли –неровная,непрочная.
  • Морана – богиня бесплодной,бо –
  • лезненной дряхлости, увядания
  • жизни и ее неизбежного конца –
  • смерти.
  • В слове «мор»,которое обозначает
  • поголовную и внезапную смерть це-
  • лых народов, сохранилась память
  • об этой жестокой богине.
БЕРЕГИНЯ
  • Берегиня – это богиня,породившая
  • все сущее.В берегинь обращались
  • просватанные невесты,умершие до
  • свадьбы; берегини хранили благо-
  • получие разных мест и видов при-
  • роды.
ПТИЦА ГАМАЮН
  • Птица Гамаюн–посланница славян-
  • ских богов, их глашатай. Она поет
  • людям божественные гимны и про-
  • возвещает будущее тем, кто согла-
  • сен слушать тайное.Гамаюн все на
  • свете знает.По древнему поверью,
  • крик птицы Гамаюн предвещает
  • счастье.
  • Баба Яга – персонаж славянской
  • мифологии; принадлежит сразу
  • двум мирам: миру живых и миру
  • мертвых.Отсюда ее безграничные
  • возможности.Она обитает в дрему-
  • чем лесу,который издавна вселял в
  • людей страх, поскольку восприни-
  • мался как граница между миром мертвых и живых.
Немного истории.
  • Слово «Яга» – огрубленное от «Яшка».Яшей в
  • славянских песнях называли ящура – некогда
  • жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда слово пращур.Баба Яга
  • изначально-прародительница,очень древнее по-
  • ложительное божество, хранительница рода и
  • традиций, детей и околодомашнего пространст-
  • ва.В период принятия христианства всем язы-
  • ческим богам и божествам придавались злые
  • черты.Так строгая прародительница стала злоб-
  • ным существом.
  • Кощей Бессмертный – от слова
  • «кощь»(сухой,тощий, худой телом).
  • Кощей –представитель темных туч,
  • окованных стужею, иссушитель влаги,скупой хранитель сокровищ и
  • похититель красавиц.
ДОМОВЫЕ
  • Домовой - дух,который живет в
  • каждой крестьянской избе;храни –
  • тель домашнего очага,незримый помощник хозяев.Он может и озор –
  • ничать(во сне щекотать, посудой
  • греметь), но главное дело его – до-
  • смотр за хозяйством.
ВСПОМНИМ!
  • -Что такое фольклор?
  • -В каких жанрах фольклора можно встре-
  • тить образы славянской мифологии?
  • - Какие это образы? Как они себя прояв-
  • ляют?
  • -Какие авторы и в каких произведениях
  • художественной литературы обращают-
  • ся к языческим сюжетам и образам?
  • -Кто из русских композиторов проявлял
  • интерес к славянской мифологии? В ка-
  • ких произведениях это можно увидеть и
  • услышать?
  • -Какие художественные фильмы, мульт-
  • фильмы, героями которых стали персо-
  • нажи мифов, вам знакомы? Что нового,
  • может быть, неожиданного внесли их ав-
  • торы в понимание этих персонажей?
  • -Знакомы ли вам русские художники, ко-
  • торые в своем творчестве обращались к
  • теме славянской мифологии? Какие кар-
  • тины и каких авторов вы знаете?
Это интересно
  • Библиография
  • 1.Костомаров Н.И.Домашняя жизнь и нравы ве-
  • ликорусского народа,М.,1993.
  • 2.Нидерле Е.Славянские древности,М.,1974.
  • 3.Рыбаков Б.А.Язычество Древней Руси,М.,1988
  • 4.Снегирев И.М.Русские простонародные празд-
  • ники и суеверные обряды.М.,1837-1839.
  • 5.Афанасьев А.Н.Народные русские сказки,М.,
  • 1958.
  • 6.Флоринский Т.Д.Обряды и обрядовый фольк-
  • лор,Л.,1974.
  • 7.Сумцов Н.Ф.Культурные переживания,Киев,
  • 1890.
  • 8.Соколов В.К.Весенне-летние каледарные об-
  • ряды русских, украинцев и белоруссов,М.,1979.
  • 9.Грушко Е.А.,Медведев Ю.М.Русские легенды и
  • предания,М.,2004.