Разработка урока ""Я снова здесь, в семье родной..." (посвящённая юбилею Сергея Александровича Есенина)" 11 класс


1
Разработка урока, посвящённого юбилею Сергея Александровича Есенина
«Я снова здесь, в семье родной…»
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей №1»
г.Балаково Саратовской области
Землянникова Татьяна Сергеевна
Сергей Александрович Есенин (1895-1925)-115 лет со дня рождения
Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг поэта, компьютер, проектор для демонстрации
презентаций, диски с записью романсов на стихи С.А.Есенина, «Ноктюрн» Шопена, цветы любимому поэту,
рисунок берёзы, выполненный Кошелевой Татьяной, выпускницей 2000 г.
Цели урока:
1)продолжить в ходе урока формирование навыков вдумчивого выразительного чтения стихотворений
С.Есенина;
2)способствовать развитию эмоционального восприятия поэтических текстов;
3)содействовать эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя (демонстрируется презентация с видами берёзы и репродукциями картин
И.И.Левитана):
По-моему, нет человека, который был бы равнодушен к поэзии Сергея Есенина. Читая стихи поэта, мы
вспоминаем душистый запах сена, тихие заводи с белыми лилиями и жёлтыми кувшинками… Но особенно
дорога была Есенину берёза. Этот образ неотделим от русского пейзажа, русской песни. Кажется иногда, что
воплотились в стихах Есенина великолепные пейзажи замечательного русского художника Исаака Ильича
Левитана, которые вы можете сегодня увидеть.
В ранних стихах поэта берёзы лишь часть пейзажа: они стоят, как большие свечки, отражаясь в воде, в
«лунных перьях серебра». В стихотворении «С добрым утром» Есенин создал новый образ берёзки-девушки,
юной, прекрасной, целомудренной:
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
В поэзии Есенина мы видим берёзу во все времена года: зимой в пушистом серебряном убранстве; весной и
летом «в зелёной причёске»; осенью в золоте опадающих листьев.
Как символ жизни, красоты, девичьей чистоты и непорочности останется в нашей памяти берёзка в
стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…», посвящённом сестре Шуре. Образы сестры и
берёзы сливаются в нём:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.
С этими строками перекликаются строчки стихотворения «Берёза»:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились листья
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
2
(1913)
Такие стихи учат видеть прекрасное, доставляют эстетическое наслаждение, пробуждают чувство любви к
родине.
2.Рассказ работника библиотеки или учителя, который предлагает небольшой обзор выставки литературы,
подготовленной к юбилею С.А.Есенина.
( Во время этого рассказа учащимся демонстрируется презентация «На родине Есенина») 3.Слово
учителя.
Родина великого русского поэта С.А.Есенина старинное село Константиново привольно раскинулось
среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается
необъятный простор заливных лугов, просматриваются у горизонта леса Мещёры.
Эти места колыбель поэзии Есенина. Здесь он родился и провёл более половины своей жизни, здесь
впервые, очарованный красотой своего края, «выплеснул душу в слова».
4. Ученик читает стихотворение Есенина «Вот оно, глупое счастье…»
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
Здравствуй, златое затишье,
С тенью берёзы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветёт,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поёт.
Стелется синею рясой
С поля ночной холодок…
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щёк!
(1918)
5.Слово учителя.
Родина была тем источником вдохновения, к которому постоянно припадал Есенин, черпая силу русского
духа, силу любви к людям, отчему дому… И в каких бы дальних краях ни приходилось ему бывать, он всегда
оставался связан глубинными корнями с этой исконно русской землёй, на которой развился его удивительный
талант.
6. Ученик читает стихотворение Есенина «Я снова здесь, в семье родной…»)
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня волнует непреодолимо.
Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!
В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
3
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.
И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далёких.
(Июнь 1916)
7. Слово учителя.
До наших дней сохранился его родительский дом, в нём до 1955 года жила мать поэта Татьяна
Фёдоровна. В глубине есенинского сада избушка-времянка, около которой растёт яблоня-дикарка,
посаженная при жизни Есенина. Недалеко от избушки среди вишен амбар, где, по свидетельству Екатерины
Александровны, старшей из сестёр поэта, им были написаны многие стихи. А в самом углу усадьбы укрылась
под золотистой соломой рига (сарай для сушки снопов и молотьбы). Это именно о родительском доме стихи
«Низкий дом с голубыми ставнями…»
8.Стихотворение может быть прочитано учителем или подготовленным учеником.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Всё равно не могу научиться,
И под этим дешёвеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
(1924)
9. Слово учителя.
Музей, открывшийся в 1965 году, насколько это возможно, воссоздаёт время и атмосферу жизни тех лет,
помогает лучше понять поэтический язык Есенина, прочувствовать природу его творчества.
4
Сохранился в Константинове и дом, с которым связаны многие страницы жизни и творчества поэта. Это
бывший усадебный дом помещицы Кашиной Л.И., послужившей прототипом героини поэмы «Анна
Снегина». Есенин не раз приходил сюда, с волнением переступая порог «дома с мезонином». Осенью 1969
года здесь был открыт Литературный музей, экспозиция которого рассказывает о творческой биографии
поэта. В марте 1984 года Литературно-мемориальный музей в селе Константиново реорганизован в
Государственный музей-заповедник С.А.Есенина.
Известный советский поэт Николай Тихонов сказал о Есенине: «Есенин это вечное…», потому что в
сегодняшнем трепетном, хрупком мире с его атомными бомбами голос Есенина призывает к человечности, к
благоразумию, к любви. Именно о любви многие стихи поэта, даже если они имеют серьёзный философский
смысл, они прежде всего о любви к женщине, о любви к Родине и о любви к жизни, как «Шаганэ ты моя,
Шаганэ!»
10. Стихотворение может быть прочитано учителем или подготовленным учеником.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
(1924)
11. Слово учителя.
Интересна история создания стихотворения С.А.Есенина «Собаке Качалова». Артист Московского
Художественного театра В.И.Качалов вспоминал о том, как весной 1925 года, вернувшись после спектакля
часов в 12 домой, застал у себя дома компанию друзей, среди которых был и С.Есенин. Поэт сидел на диване
и мило беседовал, обнявшись, с его собакой Джимом. Прощаясь, Есенин пообещал написать о Джиме
стихотворение и, к удивлению Качалова, сдержал слово, написав это стихотворение уже в мае 1925 года.
12.Стихотворение «Собаке Качалова» читает ученик.
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
5
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей,
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и не всяких было,
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придёт, даю тебе поруку.
И без меня, в её уставясь взгляд,
Ты за меня лизни её нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват.
(1925)
13. Вопрос классу: Скажите, неужели это стихотворение действительно о собаке? Кто же она, та
девушка, что «всех печальней и грустней»?
14. Слово учителя или подготовленного ученика.
Галина Артуровна Бениславская журналистка, которая несколько лет, вплоть до своей смерти, работала в
московской газете «Беднота». В Галине Бениславской соединились неразрывно чувство возвышенной любви
к поэту и чувство глубокого понимания его таланта. Именно поэтому она решила посвятить себя
издательским делам Есенина и заботе о нём и его близких, что, безусловно, позволило поэту сосредоточиться
исключительно на творчестве.
У Есенина много стихов о любви, и все они очень интересные и разные.
15.Ученики читают стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» и «Ты меня не любишь, не
жалеешь…»)
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали,
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь – как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут.
И, чтоб прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, лёгкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
6
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонкой касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошёл за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
(1923)
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от счастья млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я – они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,-
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдёшь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пройдёшь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».
И ничто души не потревожит,
И ничто её не бросит в дрожь,-
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того н