Конспект урока "«Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»)" 8 класс

Урок в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Подготовила и провела Хайретдинова Рамиля Гарифовна, Учитель русского языка и
литературы МОУ «Кунашакская СОШ»
Слайд №2.
Тема урока: «Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»).
Цель урока: познакомить учащихся с композицией рассказа, проследить за авторской
позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры;
продолжить работу над выработкой навыков анализа художественного текста;
воспитание любви и уважения к своим близким.
Слайд №3.
Словарная работа.
Эпиграф изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и
характеризующая их основную идею.
Зарубка отметка рубящим орудием на чем-нибудь, например, на дереве.
Ветла вид ивы.
Пустельга 1.Хищная птица из семейства соколиных;
2. Легкомысленный пустой человек (разг. неодобрит.)
Интерьер внутреннее помещение в здании.
Деталь художественная изобразительная или выразительная подробность
изображенного мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет
характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, презентация (слайды к уроку).
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Беседа:
- Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?
-Сравните воспоминания писателя и художественный текст.
Что нового внес автор, что изменил, а что оставил прежним?
-Как построил свое произведение для того, чтобы и у нас остались «зарубки на
сердце»?
2. Слово учителя.
Слайд №4
Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий
всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл».
Создатель этого кристалла автор. Как писатель Паустовский очень своеобразен и
самобытен. Рассказ телеграмма (1946 год) дает замечательную возможность проследить за
емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всем
многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и
внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей,
специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской
позиции – дело нелегкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не
слышен.
Наша задача на уроке проникнуть, говоря словами В.Г.Белинского, «в тайну
личности» писателя, понять своеобразие его таланта то, что принято называть
творческой индивидуальностью.
3.Анализ рассказа в форме беседы.
1)Углубление восприятия произведения.
- Ваше впечатление о «Телеграмме К.Г.Паустовского. О чем этот рассказ?
2) Самостоятельная работа учащихся.
Выделить основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.
(1 часть – Мать. «Эх, горе ее горькое, страданье неписанное!»
2 часть – Дочь. «Эх ты, сорока!»
3 часть – Телеграмма. «За добро плати добром , не будь пустельгой».
Последняя 4 часть играет роль эпилога).
4.Постижение авторской позиции. (Работа с текстом).
Повествователь в «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции
наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Обратимся к
тексту рассказа. Перечитаем его начало.
Слайд №5.
1.Анализ пейзажа, интерьера:
-Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
- Какие мысли автор передает через этот пейзаж?
- Какое предложение выбивается из этого пейзажа?
- Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
- Каков философский подтекст пейзажа?
- Как соответствует безотрадная картина внутренному состоянию Катерины
Петровны?
- Выражает ли автор прямое сочувствие героине?
- Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом
доме?
Вывод: за простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое
сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.
2.Роль художественных деталей в тексте.
К.Г.Паустовского считают мастером детали.
Слайд №6.
- Подумайте, какой многоязычный смысл заключен в данных выражениях?
1) «Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в
почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно
одна жестяная пустота»
Слайд №7
2) «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным
живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и
не знала бы, как дожить до утра
Слайд №8
3) «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную,
мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой
хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой
бесприютной, ветреной ночи».
Вывод: Мастерство К.Г.Паустовского в использовании детали поразительно.
3.Характеристика Катерины Петровны.
Слайд №9.
- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?
- Восстановите прошлое героини по ряду точных деталей.
- Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки, страусовые перья,
стеклярусную черную шляпу», а потом дарит их Маняше?
- Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?
- Подберите синоним к слову «маленькая».
- Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не приехать к
матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? Найдите строчки
в тексте.
- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
- Завершающим аккордом 1-ой части становится сообщение о том, что Катерина
Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала?
Слайд №10.
Итак, мы, еще не зная ничего о Насте, начинаем ее осуждать, и все это благодаря
мастерству писателя, умеющего, не высказывая прямо свое мнение, при помощи
художественных деталей прийти к определенным выводам. А какой вывод для себя мы
можем сделать?
Оценки за урок.
Домашнее задание:
Слайд №11.
Ответьте письменно на вопросы:
- Почему рассказ К.Г.Паустовского называется «Телеграмма»?
- Какие зарубки на сердце оставил у вас этот рассказ?