Открытый урок "Пантелеймон Романов «У парома»" 11 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Кингисеппская средняя общеобразовательная школа
Православной культуры»
Открытый урок литературы в 11 классе
Пантелеймон Романов « У парома»
Комплексный анализ текста
Учитель Никитина Анна Владимировна
Кингисепп
2011
Пантелеймон Романов « У парома»
Тип урока: классного чтения и изучения художественного произведения.
Цели:
- научить анализировать текст в единстве формы и содержания
- прочитывать текст в контексте эпохи, истории
- анализировать эпизоды, характеризовать персонажей в соответствии с
понятиями нравственности
- развивать критическое мышление
-побудить учащихся к творческой исследовательской работе над текстом;
- активизировать речь учащихся;
- соотносить данный текст с другими литературными текстами
Оборудование:
подготовленные тексты рассказа (Приложение 1),
медиапроектор,
презентация (Приложение 2),
музыкальное сопровождение
Основной прием - «Чтение с остановками»
Методические приемы:
- анализ эпизода
-комментарий учителя
- беседа
Ход урока
« Вы куплены дорогою ценою;
Не делайтесь рабами человеков»
( 1 коринф.7,23)
« Сущность веры состоит в том,
что она придает жизни такой смысл,
который не уничтожается смертью»
( Л. Н. Толстой)
Слайд 1
1.Оргмомент: звучит музыка;
название рассказа и дата его написания, а также эпиграфы записаны на доске
Слово учителя:
На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2010
году был предложен текст П. Романова « У парома». Текст интересен тем, что автор не дает
никаких оценок. Запечатленная жизнь! Так старательно потом и замазанная, и забытая.
Живейшие люди того времени!
П. Романов , в отличие от многих своих современников, не выпячивает тенденцию, не стремится
выполнить социальный заказ, спущенный сверху власть имущими, а хочет дать правду жизни,
пропущенную сквозь свое сознание, отобразить жизнь такой, какой он ее видит.
На уроке читаем, думаем, рассуждаем, комментируем. Наблюдаем языковые приемы; указываем,
какую роль они играют в тексте.
Стадия вызова:
Работа учителя
Работа учащихся, их предполагаемые ответы
На доске вы видите год написания рассказа. Что
знаете из истории об этой эпохе?
Переоценка ценностей, рождение новой идеологии, тоталитарное
подавление личности
Как вы можете соотнести эти явления с
эпиграфами к уроку?
В любое время надо оставаться верным своим принципам и
взглядам
Стадия осмысления:
Читаем предложенный фрагмент:
.Слайд 11
Какова тема данного фрагмента?
Описание ночи.
Какие языковые приемы использует автор при
описании?
В основном эпитеты:: « темные тона»,
« туманная мгла», « призрачный свет», " тусклый луч
ущербного месяца».)
Что может предвещать такой пейзаж?
Если не трагические, то драматические события
Читаем следующий фрагмент:
Слайд 4
Читаем дальше. Слайд 9
Что узнаем нового о Петрухе?
Обращаем внимание на речь: выдает парня из низов,
малограмотный, своей осознанной позиции в
отношении веры у него нет)
Перед каким выбором стоит Петруха?
Любовь и - Бог, церковь, религия
Кого из литературных персонажей-современников
напоминает?
А. Блок « Поэма 12», тоже Петруха
Новые ценности: нужна не часовня, а паром, т.е. утрачиваются
духовные ценности
« Как что божественное, так у меня с души воротит. А сейчас оно
мне вот где сидит...
Петр оглянулся в темноту, как бы боясь, чтобы не услышал тот, к
кому имеет отношение разговор») Т.е. в Бога не верит, а в черта
верит.
- Отчаянная голова! Вот кто, можно сказать, бога не боится,-
проговорил вновь приехавший и подсел к огоньку.- Смотри,
Петруха, на том свете ответишь.
( Все-таки верит в « тот свет»).
Вопрос веры и безверия
Что у них общего?
Оба стараются попасть в ногу со временем, подавляя
при этом « простые человеческие чувства»
Выделяем 4 микротему – рассказ мужичка. Обращаем внимание на композицию
рассказа ( рассказ в рассказе)
Слайд 10
Таким образом, композиция служит средством раскрытия идеи: Бога нет, а
нечистая сила есть.
И заканчивается разговор Петрухи с мужиком этой же мыслью:
- Бога никак не признаю,- сказал Петр,- а чертей окаянных вот до чего боюсь - просто стыд берет...
А уж когда-нибудь наука допрет, и до них допрет, разъяснит.
Читая следующую часть текста, отмечаем слова, фразы, характеризующие персонажей
Слайд 6
Отмечаем детали, характеризующие девушку:
Слайд 7
(« тонкость профиля», «что-то в ней было
тонкое, хрупкое, не деревенское, а скорее
монашеское или сектантское. И платок на
ней был не красный, а черный, еще больше
оттенявший белизну ее лица и тонкость
профиля».
«А ты, как кремень...» - портрет дан
психологический.
шла по деревне, везде в окнах светло,
огоньки горят, и душа у меня вроде как
светлая, светлая сделалась... А у тебя,
гляжу, окна темные, пустые. И так
нехорошо сразу мне стало.
шла по деревне, везде в окнах светло,
огоньки горят, и душа у меня вроде как
светлая, светлая сделалась... А у тебя,
гляжу, окна темные, пустые. И так
нехорошо сразу мне стало.
Абсолютная вера в нечистую силу. В соответствии с
религиозными канонами, нельзя произносить слово» черт»,
поэтому мужик употребляет местоимение « они»
Возможен ли компромисс?
Каков возможный исход их отношений?
Обоснуйте свое мнение, опираясь на текст:
«И что ж я в церковь пойду,- это против себя
иттить. Сколько глаз вверх ни пяль, все равно там
ничего не увидишь. Сколько глаз вверх ни пяль, все
равно там ничего не увидишь. Это ты около монашек
натерлась...
-- Нет, у меня это смальства...
-- Эх, девка, девка, что ты со мной делаешь!..
Веришь ли, себя не узнаю. Стал бы я с другой так
воловодиться!.. Плюнул бы да ушел. Они сами вон на
шею вешаются. А ты, как кремень..
« - Об тебе вчерась целую ночь думала,- сказала
тихо, как бы про себя, девушка. - Не буду я больше
ходить к тебе."
Компромисс не возможен, т. к. у обоих свои
категорические позиции.
Наступает кульминационный момент. Читаем текст до конца.
Стадия рефлексии.
Слайд 8
Что нового можно отметить в образе девушки?
У нее нет стремления приспособиться к новой
действительности:- А какое кому дело?..
Всякий по-своему верит,- ответила она уклончиво.»
Она ведет себя независимо, твердо.
--
Кого он называет настоящими людьми?
Людей, не верующих в Бога
В чем
В чем смысл их спора? Свои выводы
аргументируем текстом.
Ведь не я один не хожу и не верю, сколько народу так-то...».
Ты рассуди, я тебя с другого конца подведу:
кто попа не принимает? - Петруха.
«Кто над леригией смеется? - Петруха. И вдруг этот самый
Петруха, освободившийся от затемнения и народного
суеверия, за девкой в церковь пошел, как теленок на
веревочке.»
«Ведь не я один не хожу и не верю, теперь сколько
-Тебе верить не во что, кроме как...- глухо отозвалась девушка,
не договорив какого-то слова.
…душа у тебя темная,- сказала девушка, задумчиво глядя на
звездное небо.»
Т.е. Петруха – соломинка, носимая ветром. У него нет прочной
основы в жизни.
У нее своя нравственная опора – вера в Бога: « Ни во чтоне
верить нельзя... Не в то, так в это»).
Для Петрухи важно быть в «общем стаде»:
Сможет ли она во имя любви к человеку отречься от
Бога?
Нет. Обращаемся к тексту: « Голос был спокойный,
неторопливый, но в нем слышалась угроза и
решимость.- Потому и хожу к тебе, что верю, что
нахальничать не будешь, а ежели тронешь, то, вот те
крест, там буду...». Данные фразы указывают на ее
внутреннюю силу, силу ее убеждений.
В конце рассказа герой и героиня
противопоставлены друг другу)
Месяц еще ниже опустился над лугом, где длинной
полосой стелилась туманная муть. С реки потянуло
свежим холодком. Приближался ранний летний
рассвет.
-- Ну...- сказала девушка, вдруг смело и твердо
подняв голову и посмотрев в упор на Петра,- видно,
так тому делу быть.
-- Уходишь?..
Она, встав с земли, отряхнула платье на коленях и,
посмотрев несколько времени парню в глаза,
сказала:
- Ухожу... Теперь уж совсем.
Какие основные проблемы рассказа вы можете
отметить?
Вопрос о вере и безверии; любовь и слепая
преданность идее.
Комментарий учителя:
Слайд 2
П. Романов сумел передать в своем творчестве дух эпохи, ее динамику, отобразить ее
многие, уже исчезнувшие сегодня реалии, подробности быта и главное - особенности
широкой массы, толпы. Читая ныне произведения Романова, мы слышим голоса той
далекой эпохи. В своем рассказе показал опасность нивелировки личности в условиях
тоталитарного режима. Показал опасность тоталитарного подавления, происходившего
каждодневно.
От писателя прочнее всего остается его дух. Если у писателя нет своего духа, от него
ничего не останется, кроме устаревшей печатной бумаги. И сегодня творчество
П.Романова возвращается к читателю, т.к. автор смог в то далекое тяжелое время
сохранить верность своим убеждениям.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение « Что я думаю о вере и
безверии».