Презентация "Сравнительная характеристика героев (как писать сочинение?)" 9 класс


Подписи к слайдам:
PowerPoint Presentation

Сравнительная характеристика героев

  • Как писать сочинение?

Сопоставление и противопоставление

  • Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту).
  • Типичная ошибка пишущих сочинение - сравнительную характеристику: упрощенный разбор образов. Сначала характеризуют одного героя, а потом другого. Получаются два маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причем вначале целесообразно у рассмотреть общие черты, свойственные героям, а затем противоположное в них.

Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же (происхождение, мировоззрение, нравственные качества одного - нравственные качества другого героя).

  • Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же (происхождение, мировоззрение, нравственные качества одного - нравственные качества другого героя).
  • Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искаженному пониманию предметов, явлений, событий, героев.
  • В одних случаях в сравнительной характеристике основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Катерина и Варвара). И соответственно в той или иной степени используются приемы сопоставления и противопоставления.

Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское персонажам, к изображаемому.

  • Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское персонажам, к изображаемому.
  • Роль сравнительной характеристики

Сочинение – сравнительная характеристика.

  • Сочинение – сравнительная характеристика.
  • Онегин и Татьяна.
  • План.
  • 1. Вступление.
  • В чём смысл жизни – основной вопрос романа
  • А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  • II. Основная часть. Онегин и Татьяна.
  • 1. Сходные черты:
  • 1) сравнительно широкие познания;
  • 2) проницательность ума;
  • 3) независимость;
  • 4) честность, правдивость во взаимоотношениях
  • Онегина и Татьяны;
  • 5) одиночество в среде, к которой они
  • принадлежали по рождению.

2. Контрастные качества:

  • 2. Контрастные качества:
  • 1)себялюбие Евгения и душевная щедрость Татьяны:
  • а) в любви;
  • б) в других человеческих взаимоотношениях;
  • равнодушие Онегина и глубокая привязанность Татьяны к «низкой» природе и народу.
  • III. Заключение.
  • 1. Отрицание эгоизма и утверждение народных
  • начал в жизни человека – суть образов
  • Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
  • 2. При каком условии жизнь может быть наполнена
  • высоким содержанием?
  • Итак, анализ сходства и контраста между героями дает возможность увидеть в них общее, важное в историческом, социальном или нравственном плане и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого.

Темы сочинений по типу сравнительной характеристики

  • Для этой разновидности сочинений возможны
  • варианты, например:
  • Жизненные позиции Чацкого и Молчалина;
  • Онегин и Татьяна в оценке В.Г. Белинского;
  • Онегин и Печорин как выразители своих эпох;
  • Честь в понимании Печорина и Грушницкого;
  • Трагедия чистой души: сравнительная характеристика Ларисы ("Бесприданница") и Катерины ("Гроза");
  • Обломов и Штольц;
  • Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова;
  • Правда Раскольникова и правда Сони;

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова;

  • Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова;
  • Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона;
  • Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы;
  • Отношение к вишневому саду Раневской и Лопахина;
  • Гуманизм Луки и гуманизм Сатина (по пьесе М.Горького "На дне");
  • Противостояние Воланда и Иешуа в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита";
  • Нравственный выбор Сотникова и Рыбака в повести В. В. Быкова.

Как писать вступление и заключение?

  • Мцыри и Демон
  • ОБРАЗЕЦ ВСТУПЛЕНИЯ:
  • В творчестве М.Ю. Лермонтова можно проследить два типа протестующих героев. Те, которые в борьбе со злом придерживаются общенародной этической нормы (к таким принадлежит Мцыри), и индивидуалисты мятежного склада, нарушители общенародной морали (к ним относится Демон).

Чацкий и Онегин ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ:

  • И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы будут неизменно возникать в переломную эпоху. Онегины-«лишние» в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отличает прозорливость и резкий, охлаждённый ум. Чацкие же продолжают, развивают начатое лишними людьми. Они не только молчаливо осуждают, презирают, но и открыто ненавидят, обличают, высмеивают. Чацкий – «Искренний и горячий деятель...» Он начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»,-утверждает Гончаров.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ПЬЕСАМ

  • ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ПЬЕСАМ
  • А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».
  • 1.Дикой и Кабанова.
  • 2.Борис и Тихон.
  • 3.Трагедия чистой души: Лариса и Катерина.
  • 4.Паратов и Карандышев.
  • 5.Образ Катерины в оценке Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова.

Лариса и Катерина - сравнительная характеристика.

  • ПЛАН
  • I.Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и
  • «Бесприданница» о положении женщины в России.
  • II.Жизнь и судьба главных героинь.
  • Черты различия:
  • 1)Общественное положение.
  • 2)Образ жизни.
  • Черты сходства:
  • 1)Черты характера.
  • 2)Несчастная любовь.
  • 3)Роль окружающих в трагедии героинь.
  • 4)Трагическая судьба: кто виноват?
  • III. Мог ли существовать в то время другой выход из
  • сложившихся обстоятельств? Почему?

Автор: учитель русского языка и литературы Колпакова М.Ю. МБОУ г. Мурманска Мурманский международный лицей 2011 год