Конспект урока "И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Ощущение катастрофичности бытия в рассказе" 10 класс




И.А. Бунин «Господин из Сан- Франциско».
Ощущение катастрофичности бытия в рассказе
Цели :
познакомить учащихся с историческим контекстом произведения;
определить части композиции сюжета;
выявить основные сюжетные линии;
сопоставить эпизодов, мотивов, характеров героев с их интерпретацией с опорой на приобретенные
теоретические сведения;
выявлить авторскую позицию;
формирование самостоятельности при подготовке к занятию, овладение навыками работы с
литературными источниками;
развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания;
развивать навыки творческого пересказа текста;
развивать навыки анализа литературного произведения;
воспитание культуры речи, культуры чтения;
развивать навыки выражения читательского отношения к характеру, поступкам, мотивам поведения
героя литературного произведения.
Эпиграфы:
Писать о главном: о любви и смерти, о болезни и ревности, о юности и старости– это писать о том, чем жил
и чем всегда будет жить человек, независимо от исторического времени и от условий его существования. Эти
темы касаются каждого, интересуют каждого. Это "нутром" пишется и нутром читается.
И. А. Бунин
И.А. Бунин заставил «…разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим
вопросом — быть или не быть России".
М. Горький
Предварительное домашнее задание:
Случайно ли корабль в тексте назван «Атлантида»?
Что, по вашему мнению, символизирует пароход «Атлантида»?
Почему «господин» и члены его семьи остаются безымянными, в то время как у других периферийных
персонажей (Лоренцо, Луиджи) есть имена?
Какие ценности существуют для » господина»?
Как в рассказе изображается смерть «господина из Сан-Франциско»? Мог ли он преодолеть ее?
Как можно объяснить появление в тексте рассказа образов Дьявола и Богоматери?
Найдите в тексте слова, отрывки, в которых пробивается мотив смерти.
Найдите и прочитайте описания океана.
Ход урока:
1) Организационный этап.
Приветствие и сообщение темы урока.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа с эпиграфом.
Это рассказ-предостережение. Попытка разобраться, для чего человек живёт, что по-настоящему ценно на
земле; действительно ли всё можно купить или есть что-то важнее богатства.
Жизнь и существование… Что таит в себе каждое из этих понятий? Чего ждёт от жизни каждый
человек?
Послушайте стихотворение И.А. Бунина.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне
На какие мысли наводит вас это стихотворение? Запомните эти впечатления, и от поэзии Бунина мы
перейдём к его не менее прекрасной прозе, рождающей уже иные мысли.
3) Актуализация знаний.
Рассказ “Господин из Сан-Франциско” (1915 год) явился своеобразным откликом на Первую мировую
войну, которую писатель сравнивает с начальными страницами Библии: “Земля была пуста и неустроенна” и
определяет ее как “беспримерную катастрофу”. Бунин вспоминал, что однажды увидел в витрине книжного
магазина книгу "Смерть в Венеции", вдруг вспомнил о смерти на Капри какого-то американца. Буквально в 4
дня был написан рассказ. Первоначально рассказ назывался "Смерть на Капри" и имел эпиграф "Горе, горе
тебе, Вавилон, город крепкий!"
Как и многие его современники, Бунин почувствовал трагическое начало новой эпохи: «Кто верное мне
прежнее отношение к человеку?- пишет он другу.- Отношение это стало гораздо хуже и это уже
непоправимо». В интервью 1916 года Бунин замечает: «В мире происходит огромное событие, которое
опрокидывало и опрокидывает все понятия о настоящей жизни».
Но в процессе работы над рассказом писатель изменил название своего произведения.
Как вы думаете, почему? И почему «господин» и члены его семьи остаются безымянными, в то время как
у других периферийных персонажей (Лоренцо, Луиджи) есть имена?
Жена писателя, В.Н. Муромцева-Бунина, считала, что «Господин из Сан-Фран циско» зародился под
впечатлением спора, который Бунин вёл на борту парохода по дороге из Италии в Одессу в 1909 году. Своему
оппоненту он тогда сказал: “Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьём вино, беседуем на
разные темы, а машинисты в пекле, чёрные от угля, работают и т.д. Справедливо ли это? А главное, сидящие
наверху и за людей не считают тех, кто на них работает...”
Этот мотив мотив социальной несправедливости в рассказе несомненно есть. Но главный ли он?
Ради него ли написан рассказ?
И как в этом случае понимать дневниковую запись Бунина: “14–19 августа писал рассказ «Господин из Сан-
Франциско». Плакал, пиша конец” .Если всё сводится к обнажению социальных контрастов, а герой всего
лишь один из пресыщенных жизнью, растленных богатством “осквернителей земли”, вызывающих у писателя
только “брезгливое презрение”
О чём же тогда плакал Иван Алексеевич Бунин, завершая рассказ?
На этот вопрос попробуем ответить на уроке.
4) Первичное усвоение новых знаний
Сегодня мы должны познакомиться не только с текстом рассказа, не просто узнать его сюжет и главных
героев, но и познать закономерности развития бытия и определить наше место в этом мире.
Мы должны прийти к разрешению основного вопроса урока «Смерть господина из Сан Франциско
случайность или закономерность?» (проблемный вопрос записан на доске).
Обратим внимание на композицию рассказа. Какова сюжетная организация произведения?
Экспозиция предыстория семьи господина из Сан-Франциско. Планирование путешествия, описание
маршрута.
Завязка отправился в путешествие. И.А. Бунин подробно описывает жизнь буржуа и его семьи на корабле.
Все регламентировано. Каждое движение подчинено расписанию: В целом регламентированность образа жизни
американца задает монотонный ритм описанию всего социального мира, заставляет читателя увидеть
искусственность, механичность жизни высшего света.
Кульминация неожиданная, нелогичная смерть господина из Сан-Франциско в гостинице на острове
Капри во время ожидания ужина.
Развязка возвращение домой.
5) Первичная проверка понимания
Почему на последних страницах рассказа писатель забывает о жене и дочери умершего богача?
В «Господине из Сан- Франциско» общая картина воспроизводимого мира намного шире сюжетных и
пространственных границ.
Что составляет основу сюжета рассказа?
(судьба главного героя –«господина из Сан-Франциско», отправляющегося в путешествие в Старый Свет и
неожиданно умирающего на Капри).
Случайно ли корабль в тексте назван «Атлантида»?
(Название корабля повторяет название затонувшего когда-то материка и погибшей при этом цивилизации).
Что, по вашему мнению, символизирует пароход «Атлантида»?
(Обобщенный образ современного писателю мира, отражающий его социальную модель с
противопоставлениями» верхних» и «нижних» этажей жизни).
Ср. с записью в дневнике В.Н.Муромцевой-Буниной: «Зашел разговор о социальной несправедливости.
Лицеист был правого направления. Ян [И.А.Бунин] возражал: «Если разрезать пароход вертикально, то
увидим: сидим, пьем вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, черные от угля, работают и т.д.
Справедливо ли это? А главное, сидящие наверху и за людей не считают тех, кто на них работает».
Попытайтесь произвести «вертикальный разрез» парохода.
Какой мотив развивается в описании