Презентация "Художественное описание картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце»" 8 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Художественное описание
  • Картины К.Ф. Юона
  • «Мартовское солнце»
  • (Урок русского языка в 8 классе)

  • Цели:
  • 1. обучать словесному описанию картины;
  • 2. развивать связную речь учащихся;
  • 3. учить умению высказывать мысли,
  • используя безличные предложения;
  • 4. развивать чувство прекрасного.

  • Как счастье внезапное – оттепель эта. Весны дуновеньем земля обогрета. Ещё не начало весны, а предвестье, и даже ещё не предвестье – намёк, что будет, что рядом, что срок недалёк.
  • Вероника Тушнова

  • Портреты жены художника Клавдии Алексеевны Юон

  • А.С. Пушкин
  • «Пушкин на прогулке верхом»

  • «Васильки в луче солнца»
  • Как много полевых цветов, Их все лишь единицы знают, А вот про брызги васильков Стихи и песни сочиняют. Растут они среди полей, Где колосятся зерновые, Как синий океан во ржи, Такие милые, родные.
  • Кокарев Владимир

  • «Августовский вечер. Последний луч»

  • 1912 « Пляска свах» Лигачёво

  • « Тройка в Угличе»

  • «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры»

  • «Утро индустриальной Москвы»

  • «День Благовещения»
  • Больной, усталый лед, Больной и талый снег... И все течет, течет... Как весел вешний бег Могучих мутных вод! И плачет дряхлый снег, И умирает лед. А воздух полон нег, И колокол поет. От стрел весны падет Тюрьма свободных рек, Угрюмых зим оплот,- Больной и темный лед, Усталый, талый снег... И колокол поет, Что жив мой Бог вовек, Что Смерть сама умрет!
  • Д.С. Мережковский

  • «Летний пейзаж»

  • «Апрельское утро» 1903
  • Чем солнце зимнее теплее,
  • Тем ослепительней снега;
  • А нагота ветвей в аллее
  • Все так же мертвенно строга.
  • Хоть не сдают еще морозы —
  • Но жизни чуется прилив,
  • И светлые роятся грезы,
  • Печаль унылую сменив.
  • Назло зиме, где в полдень жарче,
  • Уж тает ледяной наряд,
  • И капли с крыш алмазов ярче
  • Слезами счастия горят.
  • К.Р.

  • «Начало весны» 1935
  • Я вижу тебя, весна, В моё двойное окошко. Ещё ты не очень красна И даже грязна немножко.
  • Пока ещё зелени нет. Земля точно фото двухцветна, И снег только ловит момент Исчезнуть от нас незаметно.
  • В. Шаламов

  • «Майское утро.
  • Соловьиное место»
  • Быстро тают снега, побежали
  • ручьи, И теплей небеса засинели… Вот недолго еще – прилетят
  • соловьи, Зазвучат их влюбленные трели. Все-то, все тебя ждут,
  • не дождутся, весна! Жду и я наболевшей душою, Чтобы лес зашумел,
  • пробужденный от сна, Разукрашенный яркой листвою. Сколько раз этот шум,
  • как ему я внимал, На меня навевал примиренье; Я сильнее любил,
  • я полнее прощал, Затихало в груди озлобленье.
  • А.Н. Плещеев

  • «Весна в Троицкой Лавре»

  • Весна разлилась по лужицам, Воробей по-весеннему кружится, Сосулька слезливо сосулится, Гудит по-весеннему улица. Эй, сердце, стучи по-весеннему! Стучи же, стучи, строптивое! Смерть всему тускло-осеннему! Да здравствует всё красивое!
  • Павел Коган

  • «Мартовское солнце» 1915

  • Какие приметы ранней весны отражены в пейзаже?

  • Живописец запечатлел на полотне то состояние
  • природы, когда еще не растаяли сугробы и хрустит
  • под сапогами снег, но в ярко-голубом небе,
  • в прозрачном воздухе уже носится едва уловимое
  • ощущение весеннего тепла.
  • Март – это особый месяц, когда весна только
  • вступает в свои права. На обочинах еще лежит
  • подтаявший снег. Он нежится в лучах мартовского
  • солнца и незаметно тает.
  • Но все понимают, что мартовское солнце – это
  • обманчивая теплота, которая не готова радовать собою долго.

  • Что вы видите на переднем плане картины?

  • На переднем плане художник изобразил двух
  • деревенских ребятишек на лошадях. Они
  • вносят в картину жизнь и движение.
  • Снег отчетливо оставляет следы лошадиных
  • копыт, и кажется, будто мы слышим потрескивание снежных корок. Крестьянские ребятишки только что выехали из села.
  • Мы видим, что позади радостно лает черный пес, играясь с чьим-то отбившимся от двора ярко-рыжим жеребенком, будто призывая его вернуться назад, домой.

  • Какое сочетание красок использует автор?

  • В центре картины стройные белоствольные берёзы.
  • От деревьев падают длинные синеватые тени.
  • Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов
  • и голые верхушки деревьев.
  • Небо налито ярко-лазурным цветом, из-за этого
  • полотно приобретает неимоверную яркость красок!
  • Прозрачные снежно-белые тучки не спеша плывут
  • над деревьями.
  • Яркие краски полотна - сочетания голубого,
  • золотистого, розового, сиреневого – помогают
  • живописцу передать ощущение первого весеннего
  • тепла и света.
  • Все это вместе задает тему пейзажа – тему
  • радостного и торжественного пробуждения природы.

  • Какие детали организуют композицию картины?

  • В своей картине художник по - новому трактует
  • традиционный русский пейзаж.
  • Красочная декоративность не исключает
  • пространственной глубины, жизненности.
  • Обычная для Юона ритмическая построенность
  • композиции отличается здесь особым
  • совершенством. Художник сознательно
  • выделяет стволы высоких тополей, их величаво
  • раскинутые на голубом фоне неба ветви и другие
  • детали.

  • С какой целью в пейзаж включена жанровая сцена?

  • Мастерски вписанная в пейзаж мирная жанровая сценка составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно представить и самый пейзаж, потому что художник глубоко любит эту обжитую и уютную природу Подмосковья.

  • Каково настроение, вызванное картиной?

  • Эта картина о том своеобразном
  • настроении, которое испытывает каждый
  • человек в конце зимы. Всё истомилось.
  • Всё ждёт тепла и света, но как же жаль
  • уходящей зимы с её красотой, с её забавами.
  • Радостно ждать и ощущать приближение
  • весны. В воздухе висит бодрый весенний дух,
  • вся картина насквозь пронизана им. Хочется
  • во всю грудь вдохнуть скрипучий морозный
  • мартовский воздух!

  • Примерный план сочинения
  • I К.Ф. Юон – мастер пейзажа.
  • II.Сюжет картины «Мартовское солнце».
  • А) Приметы ранней весны, отраженные
  • в пейзаже.
  • Б) Передний план картины.
  • В) Сочетание красок, используемое
  • автором.
  • Г) Детали, организующие композицию
  • картины.
  • Д) Цель включения в пейзаж жанровой сцены.
  • III. Настроение, вызванное картиной.

  • Спасибо за работу на уроке

  • МБСКОУ СКОШ № 36 города Озёрска
  • Челябинской области
  • Автор: Горохова Лариса Борисовна,
  • учитель русского языка и литературы