Стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий», «Милостыня», «Два богача» 6 класс


Харитонова Ольга Николаевна, учитель МБОУ гимназия им. И.А. Бунина города Воронежа
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!
Стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий», «Милостыня», «Два богача».
6 класс
Шестиклассникам, осваивающим курс литературы по программе В.Г. Маранцмана (курс
углубленного изучения), для чтения и изучения предлагаются стихотворения в прозе «Близнецы»,
«Русский язык», «Два богача». Мы сочли возможным и целесообразным привлечь
дополнительные тексты, тематически связанные с последним, - «Нищий», «Милостыня».
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Цели урока:
1) уяснить гуманистический смысл и идейно-нравственное содержание стихотворений в прозе
«Нищий», «Два богача», «Милостыня»;
2) выявить специфику жанра стихотворения в прозе.
Задачи:
1) определить суть авторской позиции в изучаемых произведениях;
2) совершенствовать навык выразительного чтения;
3) формировать навык литературоведческого анализа текста;
4) развивать творческие способности учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать, понимать:
- историю создания стихотворений в прозе И.С. Тургенева;
- идейно-нравственное содержание стихотворений в прозе «Нищий», «Два богача», «Милостыня»,
их поучительный смысл;
- значение понятий по теории литературы: стихотворение в прозе, притча.
Обучающиеся должны уметь:
- воспроизводить содержание отдельных эпизодов и всего произведения в целом;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы и необходимые литературоведческие термины;
- соотносить изучаемое произведение с фактами общественной жизни и культуры;
- выявлять авторскую позицию в произведении;
- выразительно читать фрагменты изучаемого произведения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
(монологическое высказывание по исследуемой проблеме, а также в ходе дискуссии, беседы).
Компетенции, на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке: читательская,
ценностно-мировоззренческая, культурологическая, речевая, коммуникативная.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая,
индивидуальная.
Формы организации деятельности учителя на занятии: организаторская.
Прогнозируемые результаты:
- активизация познавательной деятельности обучающихся;
- развитие рефлексивных навыков;
- совершенствование речевой культуры обучающихся;
- развитие личностного потенциала и творческих способностей обучающихся;
- повышение коммуникативной культуры обучающихся.
Личностные: овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную
информацию.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи
содержание совершаемых действий.
Техническое обеспечение занятия: тексты стихотворений в прозе «Милостыня», «Нищий» «Два
богача» (распечатка текста у каждого учащегося), словарь литературоведческих терминов,
презентация в программе PowerPoint, компьютер, проектор, экран, аудиозапись городского
романса «Нищая» в исполнении А. Малинина.
Урок открывает заранее подготовленное сообщение одного из учащихся, посвященное
истории создания тургеневского цикла стихотворений в прозе. Приведем примерный текст
сообщения.
Стихотворения в прозе создавались Тургеневым в 1877 1882 годах. Первоначально писатель
рассматривал стихотворения в прозе как эскизы будущих произведений. Некоторые из новых
созданий автор прочитал друзьям. М.М. Стасюлевич, посетивший Тургенева в Париже, уговорил
писателя напечатать их. Цикл, состоящий из 51 стихотворения, появился в декабрьском номере
журнала «Вестник Европы» за 1882 год.
Круг тем, затронутых в «Стихотворениях в прозе», обширен: тема смерти, тема войны,
тема подвига и героизма, тема настоящего и будущего русского народа. Значительное место в
стихотворениях в прозе занимает изображение людских слабостей и пороков. Во многих
произведениях цикла звучит тема всепобеждающей силы любви, самопожертвования во имя
ближнего, превосходства жизни над смертью.
1
Далее на уроке дается научное определение жанра стихотворения в прозе. Ученики работают в
парах. Дети получают листы, где представлена информация из словарей и справочников. Задача
школьников отобрать главную информацию, составить и записать в тетрадь краткое
определение жанра стихотворения в прозе. Группе из 2-3 человек учитель поручает найти
информацию о данном жанре в сети Интернет.
Материал для работы в парах:
Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. (М.: Просвещение, 1988):
«Стихотворение в прозе небольшое прозаическое произведение лирического характера,
графически представленное как проза. В стихотворении в прозе ощутимо повторение
ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже рифмы и т. п.,
то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи», -
указывается в одном из справочников по литературе.
2
Словарь литературоведческих терминов (составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев):
«Стихотворение в прозе - небольшое прозаическое произведение лирического характера. В
стихотворении в прозе, как правило, преобладает не повествовательный, а субъективно-
оценочный момент, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи и,
соответственно этому, ритмико-интонационная структура. От собственно стихотворения
стихотворение в прозе отличается тем, что звуковая организация его не выдерживается как
система, хотя и приобретает определенное художественное значение, текст графически
представлен как проза».
3
Литературный энциклопедический словарь од ред. В.М. Кожевникова, П.А.Николаева):
«Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими
признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность,
обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления
или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма. Поэтому не следует
путать Стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по
метрическому признаку, - с ритмической прозой и свободным стихом. Форма Стихотворения в
прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию
религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов;
первым образцом Стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы"
(изд. 1842); термин "Ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел
у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878-1882. Широкого распространения жанр не получил»
4
.
Рекомендуемые интернет-источники для поиска информации о жанре стихотворений в прозе:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E8%F5%EE%F2%E2%EE%F0%E5%ED%E8%E5_%E2_%EF
%F0%EE%E7%E5
http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/stihotvorenie-v-proze/?q=458&n=216
http://enc-dic.com/lit/Stihotvorenie-v-proze-499/
http://slovar.lib.ru/dictionary/stihotvorenijevproze.htm
Через 3 минуты осуществляется проверка выполнения задания. Дети читают записанные
определения, сравнивают, устно дают оценку работе друг друга.
Продолжает занятие выразительное чтение стихотворения в прозе «Нищий» (тексты
присутствуют на каждом столе) и анализ художественного текста. Основная форма работы
коллективная: беседа.
Учитель. В стихотворении в прозе присутствует событийный ряд либо просто упоминается о
событии, которое послужило поводом к написанию произведения. Лирический ряд обращение к
сфере человеческих чувств - в стихотворении в прозе, как и в лирике вообще, на первом плане; в
центре авторского внимания не рассказ о каких-либо событиях, а переживания лирического героя,
вызванные этими событиями, впечатления от увиденного или услышанного. Событийный ряд
обычно невелик.
Беседа начинается с вопроса:
- Какое событие лежит в основе сюжета произведения?
Главное событие, описанное в произведении, - встреча лирического героя с нищим стариком.
Встреча как встреча. В то время нищие на улицах Москвы и Петербурга явление обыденное. Да
и в наши дни можно повстречать людей, просящих подаяние. Но этот человек особенный.
Задание классу:
- Прочитайте описание внешности старика. Какой вывод делает лирический герой, созерцая
нищего?
Старик назван «дряхлым». У него «воспаленные, слезливые глаза», «посинелые губы»
(вероятно, от долгого пребывания на холоде), «нечистые раны» (следствие болезни и, так сказать,
«неухоженности», отсутствия должного присмотра за пожилым человеком), облачен он в
«шершавые лохмотья». Рука, которую он протянул, прося подаяния, «красная, опухшая, грязная».
Вывод лирического героя таков: «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное
существо!» Но дело тут, понятно, не столько в бедности, сколько в другом: человек оказался
никому не нужным, ему некому протянуть руку помощи. А «он стонал, он мычал о помощи».
- С какой целью в произведении использованы глаголы «стонал», «мычал»? Почему автор не
привел слова нищего, ведь наверняка он произносил конкретные фразы, стараясь привлечь
внимание проходившего мимо дворянина? Заметим, что, прощаясь с лирическим героем, старик
изъясняется вполне разумно и членораздельно.
Глаголы, назначение которых состоит в описании действий («стонал», «мычал»), здесь
отражают впечатление, произведенное на лирического героя обращением нищего. Речь
измученного старика сливается в сознании лирического героя в один непрерывный стон. Герой не
воспринимает данное обращение в его словесном выражении, да конкретные слова и не важны в
создавшейся ситуации. Взгляд, протянутая рука, весь облик человека, доведенного до отчаяния,
говорят красноречивее любых фраз. Нищий старик весь воплощенная мольба о помощи. И
лирический герой не мог пройти мимо, не мог не откликнуться на эту мольбу: «Я стал шарить во
всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». «А нищий
ждал… и протянутая рука колыхалась и вздрагивала».
Вопрос учащимся:
- Каковы дальнейшие действия и переживания лирического героя?
Герой смущен и растерян, он испытывает глубокое неподдельное страдание от того, что ему
нечего дать старику. Душевное волнение выдают «похолодевшие пальцы» рук. Однако герой
сумел в буквальном смысле слова протянуть руку реальной помощи ближнему: «Потерянный,
смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» Герой сделал это стихийно,
повинуясь искреннему, сердечному порыву. Аристократ не побрезговал коснуться