Конспект урока "Некрасов Н. А. «Размышления у парадного подъезда»" 7 класс

Некрасов Н. А.
«Размышления у парадного подъезда»
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. "Допусти", - говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах.
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят...
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, -
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, - как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу... герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? -
Безопасней... Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье...
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало... да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, -
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
История создания
Однажды поэт увидел из окна своей квартиры, как подошедших
к дому напротив крестьян отгоняли от подъезда дворники и
полицейские. Крестьяне выглядели озябшими и промокшими:
было осеннее петербургское утро, холодное и дождливое.
А в 1860 году за границей в газете «Колокол» впервые было
напечатано стихотворение, которое издатель газеты (Герцен)
сопроводил примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но
такого рода стихотворение нет возможности не поместить».
Предварительная работа:
По группам подготовить сообщения о положении крестьян в России после отмены крепостного права.
Составить план произведения.
Составить таблицу-описания парадного подъезда по обычным дням, по торжественным дням.
Отметить позицию автора по отношению к героям поэмы.
Это было раненое сердце, и
незаживающая рана эта была
источником всей его поэзии,
всей страстной до мучения любви
этого человека ко всему, что страдает
от насилия, от жестокости...
Ф.М.Достоевский
Вопросы.
1. Какие ключевые (важные) слова вы бы отметили в эпиграфе? Подчеркните их. Как вы их
понимаете?
2. Чем ранено сердце поэта? Почему Некрасов обращается к теме судьбы народа?
3. Отчего так больно и остро он реагировал на картины нищенской жизни крестьян?
4. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какое настроение?
5. Почему же он все-таки назвал его «Размышления у парадного подъезда»?
В газете Герцена произведение напечатали под названием «У парадного крыльца» Почему Некрасов
изменил заголовок? Сопоставим слова:
Проблемная ситуация:
Можно ли назвать слова «КРЫЛЬЦО» «ПОДЪЕЗД» контекстными синонимами? Почему?
В чём Вы видите авторский замысел поэта Н.А. Некрасова?
Подводящий к теме диалог:
Можно ли охарактеризовать положение, жизнь крестьян и «владельца роскошных палат»,
основываясь только на значении и ассоциациях этих 2 слов?
Какие прилагательные и глаголы вы употребили бы с этими словами? (деревянное, красное, старое,
ветхое, золотое; к крыльцу подходили. Подъезд большой, новый, широкий, к подъезду подъезжали. У
старинного слова крыльцо обнаруживается оттенок «домашности», а подъезд обязывает к
торжественности, высокому стилю).
Употребление сравнительно нового для XIX века слова ПАРАДНЫЙ со словом крыльцо обнаруживает
стилистическую несовмещенность: слово парадный – высокого стиля, придает ощущение строгости и
приподнятости. Это ощущение усиливается с добавлением слова «размышления». Подберите синонимы
к нему ( раздумья, впечатления от увиденного).
Получается длинный торжественный заголовок «Размышления у парадного подъезда», который как бы
переходит в само стихотворение и сразу же, буквально, в первой строчке, раскрывает это многообразие.
Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
- Подъезд представлен громогласно, торжественно, а дальше читаем
Одержимы холопским недугом...
...Что подумаешь – в том их призванье!
- обнаруживается низкая изнанка этой лжеторжественности: многозначность заголовка, который
раскрывается многообразно.
Проверка д/з: составленный план.
На сколько частей можно разделить это стихотворение?
Подсказка в самом тексте. Как можно озаглавить каждую из сменяющих друг друга картин этого
стихотворения?
1-я часть – подъезд в торжественные и обычные дни.
2-я часть – крестьяне у подъезда.
3-я часть – «владелец роскошных палат».
4-я часть – вопрос: «Ты проснешься ль, исполненный сил?»
«Парадный подъезд по обычным дням» и «Парадный подъезд по торжественным дням».
1. Можете ли вы определить ключевое слово каждой из этих картин?
2. Есть ли эти слова в строках этого стихотворения?
Объяснение учителя: В праздничные, «торжественные» дни в передних домов вельмож и крупных
чиновников выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, недопускавшиеся лично.
Такая запись заменяла поздравления и свидетельствовала о почтительности и чинопочитании
расписавшихся.
Работа с иллюстрациями и картинами, представленными в презентации.
Рассмотрите иллюстрации, определите те художественные особенности, которые помогают понять, что
данные иллюстрации раскрывают один из моментов стихотворения Некрасова. Запишите их.
1. Какими вы увидели крестьян?
2. Какими увидели их художники? Докажите свой ответ.
3. Согласуется ли позиция художников и позиция самого Некрасова?
4. В чем эта схожесть?
5. Что особенного вы бы отметили в изображении лиц крестьян?
6. Почему зачастую на картинах мы не видим лиц крестьян, а их условное изображение, обобщенное?
Модельный ответ: Обобщенный образ всего русского крестьянства, русского люда. За ними уже вся
Русь, за которую они представительствуют, от лица которой они явились.
Почему мужики уходят с непокрытыми головами? (сохраняют непоколебимую почтительность к
вельможе и его окружению). Каково Ваше отношение к этому? Объясните свою позицию.
Какова была позиция поэта к покорности крестьян? Докажите свой ответ.
(Привычка к рабскому низкопоклонству почти ужасает. Покорность недопустима. Некрасов возмущен
этим.)
А можно ли было что-то изменить в положении крестьян в то время? Кто бы мог это сделать?
Можно ли картины назвать реалистичными? Почему Вы так считаете?
Запишите слово «РЕАЛИЗМ». Как вы его поняли? Назовите черты реализма в стихотворении
Некрасова.
3-я часть.
- Посмотрим, что в это время делает тот, который не принял крестьян? Кто он? Для чего пришли к нему
крестьяне? (За помощью).
- Обратите внимание, как меняется рифмовка при переходе от части к части. Почему? (От перекрестной
рифмы к парной. Показывает отдаленность мира крестьян и мира чиновников, вельмож)
- Еще в сцене с мужиками образ вельможи показывается нам в одном точно найденном словечке –
«НАШ».
Что автор показывает им? (Целая система отношений: наш – сам – хозяин)
Хозяин чего?
- Жизнь вельможи - это жизнь, как говорится запрограммированная. Почему?
-Какой художественный прием использует автор, когда говорит о смерти вельможи? (...закатятся
преклонные дни... – метафора).
- Отчего автор не дает чиновнику умереть на Родине? Он умирает под солнечным небом Сицилии. (
потому что он к ней не причастен!).
Каково Ваше отношение к такому авторскому замыслу? Объясните свой ответ.
(Гнев Некрасова усиливается с каждой строчкой. Покажите это на примерах из текста.
- ...И сойдешь ты в могилу...герой.... Автор долго не может подобрать нужного слова, и вот появляется
ГЕРОЙ, но не в прямом смысле). Слышится сарказм (чтение и запись определения). А что для России
сделал этот «герой»?)
- В чем обвиняет Некрасов «владельца роскошых палат»? (Он издевается, пародирует, примеряет маски
и срывает их, спорит и не может успокоиться.)
4-я часть.
- И, наконец, этот напряженнейший лиризм разрешается строками:
...Родная земля! (прямым обращением к родной земле, почему?)
- Не случайно многие исследователи, критики называют эту часть песней-стоном. Прочитаем.
- Каким стихотворным размером она написана? (трехсложным, анапестом).
И это очень важно. На стихи, сложенные анапестом, легче налагается мелодия, мотив.
Некрасов задается вопросом:
...Где бы русский мужик не страдал? Возникают реальные образы крестьян: «все пропьют бедняки до
рубля...»
- Обратите внимание на пятикратный повтор слова СТОНЕТ. Как называется этот литературный прием?
С какой целью автор его использует? (нарастает эмоциональное напряжение, как бы сам стон нарастает)
- И далее вступает как бы целый оркестр или хор:
Выдь на Волгу...
- Обратите внимание на характерное для ярославского уезда употребления слова выдь и бурлаки, автор
ничего не придумывает, слышится «живая», разговорная речь бурлаков.
- И вот мы уже на Волге, любимой реке Н.А.Некрасова. И что же за картина открывается перед нами?
(Стон мужика подхвачен стоном-песней бурлацкого хора)
У: Это напряжение, этот стон удивительно передает Илья Ефимович Репин на картине «Бурлаки на
Волге». Поет уже вся Русь.
- Но стихотворение заканчивается не песней-стоном, а именно размышлениями – и по поводу песни-
стона тоже – раздумьями о судьбах целого народа. И мы слышим вопрос – обращение к народу:
...Эх, сердечный!..
3. Рефлексивный.
- Так какого рода оказалось это стихотворение, помещенное в газете «Колокол»?
-