Конспект урока "Жизненный и творческий путь А. И. Куприна" 11 класс скачать бесплатно

Конспект урока "Жизненный и творческий путь А. И. Куприна" 11 класс


Данченко Елена Викторовна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО № 1828 «Сабурово» г. Москвы
Конспект урока литературы.
Тема: Жизненный и творческий путь А. И. Куприна.
Цель: Познакомить с основными жизненными вехами писателя, способствовать
осознанию учащимися идейно-художественных особенностей его произведений;
раскрыть их художественные достоинства; организовать деятельность учащихся по
работе с текстами художественных произведений; развивать навыки анализа
эпических произведений, развивать умения и навыки полемического диалога,
воспитывать лучшие человеческие качества, эстетические вкусы, культуру личности.
I. Слово учителя (лекция).
Примечание: слушая рассказ учителя о жизненном и творческом пути А. И.
Куприна, учащиеся делают записи в рабочих листах (Приложение 1).
Слайды 1 – 2.
Александр Куприн как писатель, человек и собрание легенд о его бурной жизни
- особая любовь русского читателя, сродни первому юношескому чувству на всю
жизнь.
Иван Бунин, ревниво относившийся к своему поколению и редко раздающий
похвалы, без сомнения, понимал неравноценность всего написанного Куприным, тем
не менее называл его писателем милостью Божией.
И все же кажется, что по своему характеру Александр Куприн должен был стать
не писателем, а скорее одним из своих героев - цирковым силачом, авиатором,
предводителем балаклавских рыбаков, конокрадом, или, может быть, усмирил бы свой
неистовый нрав где-нибудь в монастыре (кстати, такую попытку он делал) . Культ
физической силы, склонность к азарту, риску, буйству отличали молодого Куприна.
Да и позже он любил помериться с жизнью силами в сорок три года вдруг начал
учиться стильному плаванию у мирового рекордсмена Романенко, вместе с первым
русским летчиком Сергеем Уточкиным поднимался на воздушном шаре, опускался в
водолазном костюме на морское дно, со знаменитым борцом и авиатором Иваном
Заикиным летал на самолете «Фарман»... Однако искру Божью, как видно, не
погасишь.
Слайд 3.
Родился Куприн в городке Наровчатове Пензенской губернии 26 августа (7
сентября) 1870 года. Отец его, мелкий чиновник, умер от холеры, когда мальчику не
исполнилось и двух лет. В семье, оставшейся без средств, кроме Александра, было
еще двое детей. Мать будущего писателя Любовь Алексеевна, урожденная княжна
Кулунчакова, происходила из татарских князей, и Куприн любил вспоминать о своей
татарской крови, даже, было время, носил тюбетейку. В романе «Юнкера» он писал о
своем автобиографичном герое «...бешеная кровь татарских князей, неудержимых и
неукротимых его предков с материнской стороны, толкавшая его на резкие и
необдуманные поступки, выделяла его среди дюжинных юнкеров».
Слайд 4.
В 1874 году Любовь Алексеевна, женщина, по воспоминаниям, «с сильным,
непреклонным характером и высоким благородством», принимает решение переехать
в Москву. Там они поселяются в общей палате Вдовьего дома (описан Куприным в
рассказе «Святая ложь»). Через два года, из-за крайней бедности, она отдает сына в
Александровское малолетнее сиротское училище. Для шестилетнего Саши начинается
период существования на казарменном положении - длиной в семнадцать лет.
Слайды 5 - 6.
В 1880 году он поступает в Кадетский корпус. Здесь мальчик, тоскующий о доме
и воле, сближается с преподавателем Цукановым (в повести «На переломе» -
Труханов), литератором, который «замечательно художественно» читал
воспитанникам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. Начинает пробовать свои
силы в литературе и подросток Куприн - разумеется, как поэт; кто же в этом возрасте
хоть однажды не смял листок с первым стихотворением! Увлекается модной тогда
поэзией Надсона. В то же время кадет Куприн - уже убежденный демократ
«прогрессивные» идеи времени просачивались даже сквозь стены закрытого военного
училища. Он гневно обличает в рифмованной форме «консервативного издателя»
М.Н. Каткова и самого царя Александра III, клеймит «гнусное, страшное дело»
царского суда над Александром Ульяновым и его подельниками, покушавшимися на
монарха.
Восемнадцати лет Александр Куприн поступает в Третье Александровское
юнкерское училище в Москве. По воспоминаниям его однокашника Л.А. Лимонтова,
это уже был не «невзрачный, маленький, неуклюжий кадетик», а сильный юноша,
более всего дорожащий честью мундира, ловкий гимнаст, любитель потанцевать,
влюбляющийся в каждую хорошенькую партнершу.
К юнкерскому периоду относится и его первое выступление в печати - 3 декабря 1889
года в журнале «Русский сатирический листок» появился рассказ Куприна
«Последний дебют». Эта история действительно едва не стала первым и последним
литературным дебютом юнкера. Позже он вспоминал, как, получив за рассказ гонорар
в размере десяти рублей (для него тогда огромная сумма), на радостях купил матери
«козловые ботинки», а на оставшийся рубль помчался в манеж погарцевать на лошади
(Куприн очень любил лошадей и считал это «зовом предков») . Через несколько дней
журнал с его рассказом попался на глаза кому-то из преподавателей, и юнкера
Куприна вызвали к начальству «Куприн, ваш рассказ» - «Так точно!» - «В карцер!»
Будущему офицеру не полагалось заниматься такими «легкомысленными» вещами.
Как любой дебютант, он, конечно, жаждал комплиментов и в карцере прочитал свой
рассказ отставному солдату, старому училищному дядьке. Тот внимательно выслушал
и сказал «Здорово написано, ваше благородие! А только понять ничего нельзя».
Рассказ и действительно был слабый.
После Александровского училища подпоручик Куприн был направлен в
Днепровский пехотный полк, который стоял в Проскурове Подольской губернии.
Четыре года жизни «в невероятной глуши, в одном из пограничных юго-западных
городков. Вечная грязь, стада свиней на улицах, хатенки, мазанные из глины и
навоза...» («К славе»), многочасовая муштра солдат, мрачные офицерские кутежи да
пошловатые романы с местными «львицами» заставили его задуматься о будущем, как
задумается о нем герой его знаменитой повести «Поединок» подпоручик Ромашов,
мечтавший о военной славе, но после дикости провинциальной армейской жизни
решивший выйти в отставку.
Слайд 7.
В конце 1893 года Куприн подал прошение об отставке и уехал в Киев. Он
решает всерьез заняться литературой, но эта «дама» не так-то легко дается в руки. По
его словам, он вдруг оказался в положении институтки, которую завели ночью в дебри
Олонецких лесов и бросили без одежды, пищи и компаса; «...у меня не было никаких
знаний, ни научных, ни житейских», - напишет он в своей «Автобиографии». В ней же
он приводит список профессий, которые пытался освоить, сняв военный мундир был
репортером киевских газет, управляющим при строительстве дома, разводил табак,
служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре города Сумы, изучал
зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной
мастерской, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на
Юзовском сталелитейном заводе (описан в повести «Молох»)...
II. Лекция с элементами анализа произведений учащимися.
Слайды 8 – 9.
Примечание: после просмотра ролика (слайд 8) учащийся кратко анализирует
повесть «Олеся» (анализ предварительно был выполнен дома в Приложении 3).
За последующие пять лет он совершает довольно серьезный рывок как писатель
в 1896 году публикует в «Русском богатстве» повесть «Молох», где впервые
масштабно был показан бунтующий рабочий класс, выпускает первый сборник
рассказов «Миниатюры» (1897), куда вошли «Собачье счастье», «Столетник»,
«Брегет», «Allez» и другие, затем следуют повесть «Олеся» (1898), рассказ «Ночная
смена» (1899), повесть «На переломе» («Кадеты»; 1900).
В 1901 году Куприн приезжает в Петербург довольно известным писателем. Он
уже был знаком с Иваном Буниным, который сразу по приезде ввел его в дом
Александры Аркадьевны Давыдовой, издательницы популярного литературного
журнала «Мир Божий». В этом доме Куприн нашел свою первую жену - яркую,
испанистую Марию Карловну Давыдову, приемную дочь издательницы.
Способная ученица своей матери, она тоже имела твердую руку в обращении с
пишущей братией. По крайней мере, за семь лет их брака - время самой большой и
бурной славы Куприна - ей удавалось довольно продолжительные периоды
удерживать его за письменным столом (вплоть до лишения завтраков, после которых
Александра Ивановича клонило в сон) . При ней были написаны произведения,
выдвинувшие Куприна в первый ряд русских писателей рассказы «Болото» (1902),
«Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1904), повесть «Поединок» (1905), рассказы
«Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни» (1906).
Слайд 10.
После выхода «Поединка», написанного под большим идейным влиянием
«буревестника революции» Горького, Куприн становится всероссийской
знаменитостью. Нападки на армию, сгущение красок - забитые солдаты,
невежественные, пьяные офицеры - все это «потрафляло» вкусам революционно
настроенной интеллигенции, которая и поражение русского флота в русско-японской
войне считала своей победой. Эта повесть, без сомнения, написана рукой большого
мастера, но сегодня она воспринимается в несколько ином историческом измерении.
Куприн проходит самое сильное испытание - славой.
Учащийся кратко анализирует повесть «Поединок» (анализ предварительно был
выполнен дома в Приложении 3).
Слайд 11.
С 1907 по 1914 год Куприн создает такие значительные произведения, как
рассказы «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1910), цикл рассказов
«Листригоны» (1907-1911).
Учащийся кратко анализирует повесть «Гранатовый браслет» (анализ
предварительно был выполнен дома в Приложении 3), подробно произведение будет
изучаться на последующих уроках.
Слайды 12 - 13.
После семнадцатого года Куприн, несмотря на несколько попыток, общего
языка с новой властью не нашел. В 1920 году Куприны оказались в Париже.
Самое значительное его произведение эмигрантского периода - автобиографический
роман «Юнкера» (1928-1933) .
Становился он все более тихим, сентиментальным - непривычным для знакомых.
Иногда, правда, все же давала себя знать горячая купринская кровь.
Перед отъездом в Россию в 1937 году он уже мало кого узнавал, да и его почти
не узнавали. Бунин пишет в своих «Воспоминаниях» «...я как-то встретил его на улице
и внутренне ахнул и следа не осталось от прежнего Куприна! Он шел мелкими,
жалкими шажками, плелся такой худенький, слабенький, что, казалось, первый порыв
ветра сдует его с ног...»
Когда жена увезла Куприна в Советскую Россию, русская эмиграция его не осуждала,
понимая - он едет туда умирать.
Слайд 14.
Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года в Ленинграде. В последние
эмигрантские годы он часто говорил, что умирать нужно в России, дома, как зверь,
который уходит умирать в свою берлогу. Хочется думать, что он ушел из жизни
успокоенный и примиренный.
III. Итог урока.
Домашнее задание даётся индивидуально, исходя из того, каковы тема и цель
следующего урока.