Сценарий "Жизнь и творчество Алексея Константиновича Толстого" 7 класс

Т.А.Шепеленко,
учитель русского языка и литературы
муниципального казённого образовательного учреждения
Рамонской средней общеобразовательной школы № 2
Рамонского муниципального района
Воронежской области
Персональный сайт: http://shepelenko.ucoz.ru/
2 слайд
Жизнь и творчество
Алексея Константиновича Толстого
(сценарий мероприятия в 7 классе,
посвящённого 195 годовщине со дня рождения А.К.Толстого)
В курсе предмета «Литература» изучается несколько стихотворений
А.К.Толстого. В этом году исполняется 195 лет со дня рождения этого русского поэта и
писателя. Данное мероприятие познакомит учащихся с биографией и творчеством
поэта.
Ученики принимают непосредственное участие в ходе мероприятия выступают
в роли ведущих, выразительно читают отрывки из стихотворений, а также узнают
много новых биографических фактов жизни поэта. В конце мероприятия проводится
конкурс стихотворений (подборка стихотворений для конкурса прилагается).
Ведущий 1: 5 сентября 2012 года исполняется 195 лет со дня рождения русского
писателя, поэта, драматурга Алексея Константиновича Толстого (1817-1875). Наша
сегодняшняя встреча посвящена этому событию.
3 слайд
Биография
Ведущий 2: Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 года в
Санкт-Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа
А.К.Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина
Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый
разрыв.
4 слайд
Ведущий 3: Мать Толстого сразу же после рождения ребенка оставила мужа и с
шестинедельным младенцем уехала из Петербурга в Черниговскую губернию, в имение
своего брата А.А.Перовского. Талантливый и прекрасно образованный человек,
известный в 20-30-е годы прозаик, публиковавшийся под псевдонимом Антоний
Погорельский, Перовский заботливо и умело руководил воспитанием племянника. «Мое
детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания.
Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым
воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко
выраженную склонность к поэзии… С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и
писать стихи настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших
лучших поэтов», - писал за год до смерти Алексей Константинович.
Ведущий 1: Вместе с Перовским Толстой путешествовал по Германии и Италии,
посетил летом 1827г знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте,
подарившего мальчику кусок бивня мамонта с собственноручно сделанным на нем
рисунком. Благодаря Перовскому первые стихотворные опыты Толстого были переданы
на суд В.А.Жуковскому. У Перовского в Петербурге видел Толстой и Пушкина, запомнив
на всю жизнь его удивительный смех.
Ведущий 2: По признанию Алексея Константиновича, он с самого раннего детства
чувствовал влечение к искусству музыке, живописи, поэзии, но его родные прочили ему
блестящую карьеру. По их настоянию в 1834г Толстой поступил на службу в Московский
архив Министерства иностранных дел, затем служил при русском посольстве в немецком
городе Франкуфурте0на-Майне. В 1843г Толстой стал камер-юнкером. А после Крымской
войны, в которой он участвовал, записавшись добровольцем в Стрелковый полк,
Александр II произвел его во флигель-адъютанты.
5 слайд
Ведущий 3: Хотя светская жизнь нравилась Толстому, служба при царском дворе
мешала ему почувствовать себя «вполне художником». В начале 50-х годов Толстой
сетовал: «Я родился художником, но все обстоятельства и вся моя жизнь до сих пор
противились тому, чтобы я сделался вполне художником». Он хотел всецело отдаться
творчеству, но не мог – «как работать для искусства, когда слышишь со всех сторон слова:
служба, чин, вицмундир, начальство и тому подобное». Несколько раз Толстой пытался
получить отставку, но безрезультатно.
6 слайд
Любовь
Ведущий 1: Долго не складывается и его личная жизнь. Первое серьезное чувство
Толстого было к Елене Мещерской. Однако когда Алексей просит у матери позволения
сделать понравившейся ему девушке предложение, Анна Алексеевна своего
благословения не дает. Алексей остается холостяком.
Ведущий 2: Эта ситуация в разных вариациях повторяется в течение многих лет:
сердечная склонность Толстого к той или иной девушке пресекается матерью, то прямо
выражающей свое несогласие с выбором сына, то незаметно устраивающей
необходимость срочного отъезда Алексея или за границу, или к кому-то из
родственников. Анна Алексеевна весьма строго контролирует жизнь Алексея, старается,
чтобы он всегда был при ней (Алексей Константинович возит ее в театры и на концерты,
они вместе посещают ее подруг), а если он уезжает куда-то без нее, она не ложится спать,
пока он не вернется. Алексея такая «семейная» жизнь, кажется, не очень тяготит – он
воспитан в послушании и любви к своей матери. Этой идиллии, однако, не суждено
продолжаться вечно - Толстой, наконец, встречает ту, отношениями с которой он не готов
пожертвовать с такой легкостью. Тем более что в ней он с первых же дней знакомства
видит не только привлекательную женщину, но и ту, кого по-церковнославянски именуют
«подружием»: соратницу, спутницу на жизненном пути. И прежде всего помощницу на
пути творческом.
7 слайд
Ведущий 1: Именно ей, Софье Андреевне Миллер, посвящает А.К.Толстой
стихотворение «Средь шумного бала», которое станет одним из лучших в русской
любовной лирике. В нем ничего не придумано, все так, как было:
Чтец:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я. усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
8 слайд
Ведущий 3: «Я еще ничего не сделал - меня никогда не поддерживали и всегда
обескураживали, я очень ленив, это правда, но я чувствую, что я мог бы сделать что-
нибудь хорошее, - лишь бы мне быть уверенным, что я найду артистическое эхо, - и
теперь я его нашел… это ты. Если я буду знать, что ты интересуешься моим писанием, я
буду прилежнее и лучше работать», - писал он Софье Андреевне Миллер в самом начале
их знакомства. Отношения их складывались непросто: муж, от которого Софи уже ушла,
все равно не давал ей развода, а мать Алексея, как и во всех предыдущих случаях, была
настроена резко против избранницы сына. Видя, что прежние уловки не действуют и
намерения сына серьезные, Анна Алексеевна решила действовать в открытую. В один
вечер она пересказала Алексею все слухи и сплетни, которые были связаны с именем его
возлюбленной. Выслушав мать, Алексей Константинович бросил все и кинулся в
Смальково - усадьбу Софьи Андреевны, чтобы узнать правду из ее собственных уст.
9 слайд
Ведущий 1: Откровенный разговор не разрушил их отношения, а напротив,
сблизил влюбленных, ибо у Алексея Константиновича было доброе, мягкое сердце,
способное жалеть и прощать.
Ведущий 2: Спустя несколько лет, во время войны, Толстой заболел тифом и
Софья Андреевна, невзирая на опасность заразиться, выходила его, буквально вытащив с
того света.
Ведущий 3: Последние годы жизни матери Алексей Константинович разрывался
между ней и Софией. Несмотря на все трудности и недопонимание, несмотря на
деспотизм Анны Алексеевны, они с матерью были очень близки, он привык делиться с
ней радостями и горестями, он действительно искренне любил ту, которая с его рождения
посвятила ему всю свою жизнь, и когда в 1857 году Анна Александровна умерла, Алексей
был безутешен. Но ее смерть наконец позволила соединиться влюбленным они стали
жить вместе. Однако муж дал Софии развод только спустя несколько лет они
обвенчались в 1863 году. Своих детей у влюбленных не было, но они очень любили и
привечали чужих, например, племянника Андрейку, к которому Толстой относился как к
собственному сыну.
Ведущий 1: Любовь Алексея Константиновича и Софьи Алексеевны с годами не
ослабела, и письма Толстого, написанные жене в последние годы его жизни, дышат той
же нежностью, что и строки первых лет их общения.
10 слайд
Ведущий 2: Получив в 1861г долгожданную отставку, Толстой уехал из
Петербурга и жил в своих имениях: то в Пустыньке под Петербургом, то в Красном Роге в
Черниговской губернии.
11 слайд
Ведущий 1: Однако вскоре начались новые невзгоды: в середине 60-х годов у
Толстого появляются мучительные головные боли, он страдает от приступов астмы. И это
силач, который в юные годы, несмотря на обманчивую внешность белокурыми
волосами и румянцем во всю щёку, он походил на красную девицу), мог вгонять пальцем
в стену гвозди, разгибать подковы! И это страстный охотник, ходивший на медведя! В
пятьдесят восемь лет Толстого не стало: пытаясь облегчить невыносимые страдания, он
ввел себе слишком большую дозу морфия.
Творчество
12 слайд
Ведущий 3: Стихи Толстой начал сочинять очень рано. «Мои первые опыты, -
вспоминал поэт, - были, без сомнения, нелепы, но в метрическом отношении они
отличались безупречностью». Мастерством стиха Толстой дорожил всегда, хотя критики
иногда и упрекали его то за «плохую» (неточную) рифму, то за неудачный, слишком
прозаический, на их взгляд, оборот речи. Между тем именно благодаря этим «недочетам»
и создается впечатление импровизации, поэзия Толстого приобретает особую живость и
задушевность. Эту особенность своего творчества понимал и сам Толстой: «Некоторые
вещи должны быть чеканными, иные же имеют право и даже не должны быть
чеканными, иначе они покажутся холодными».
Ведущий 1: В конце 30-х - начале 40-х годов написаны (на французском языке) два
фантастических рассказа - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841
года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом
«Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь».
Весьма благожелательно отозвался о повести В.Г.Белинский, увидевший в ней «все
признаки еще слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования».
13 слайд
Ведущий 2: С публикацией своих стихов Толстой не спешил. Первая крупная
подборка его стихотворений появилась только в 1854 г на страницах некрасовского
«Современника», а единственный прижизненный сборник вышел в 1867г. В него вошли
многие теперь широко известные стихи
Чтец:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(«Колокольчики мои…»).
14 слайд
Ведущий 3: Как считал сам Толстой, его склонности к поэзии необыкновенно
способствовала природа, среди которой он вырос: «Воздух и вид наших больших лесов,
страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление. Наложившее
отпечаток на мой характер и на мою жизнь…» Восхищение великолепием родной земли
отчетливо слышится в стихах Толстого, особенно в го пейзажной лирике. Ярки и сочны
краски его стихотворных зарисовок
Чтец:
Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,
Иду меж озимей, чернеющей дорогой,
Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,
На пруд и мельницу, на дикий косогор,
На берег ручейка болотисто-отлогий
И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клен,
Еще зеленый дуб и желтые березы
Печально на меня свои стряхают слезы;
Но далее я иду, в мечтанья погружен,
И виснут надо мной полунагие сучья,
А мысли между тем слагаются в созвучья…
(«Когда природа вся трепещет и сияет…»).
Ведущий 1: Толстого привлекают в природе самые простые и даже невзрачные
картины. «В каждом шорохе растенья и в каждом трепете листа» поэту слышится «иное
значенье», «видна иная красота!» Поэт глядит «с любовию на землю», но душа просится
выше, к тем далям, о которых невозможно поведать «на ежедневном языке». В земном
мире Толстой, как и романтики, видит отблеск вечной, Божественной красоты и любви.
Ведущий 2: Конечно, такое религиозное, почти мистическое понимание любви как
проявления Божественного начала, не исключало любви обыкновенной, земной. При
чтении стихотворений Толстого возникает ощущение, что это дневник так
автобиографичен его лирический герой, человек глубоко эмоциональный, напряженно
переживающий страдания и радости, так конкретен женский образ, полный грусти, тоски
и печали. Поэт счастлив открыть любимой все свои чувства, готов разделить с ней ее боль
и переживания:
Чтец:
Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!
Жизнью твоею я жил, и слезами твоими я плакал;
Мысленно вместе с тобой прострадал я минувшие годы,
Всё перечувствовал вместе с тобой, и печаль и надежды,
Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я;
Но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий;
Дороги мне твои слезы и дорого каждое слово!
Бедное вижу в тебе я дитя, без отца, без опоры;
Рано познала ты горе, обман и людское злословье,
Рано под тяжестью бед твои преломилися силы!
Бедное ты деревцо, поникшее долу головкой!
Ты прислонися ко мне, деревцо, к зеленому вязу:
Ты прислонися ко мне, я стою надежно и прочно!
(«Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!»)
Ведущий 3: Любовь для Толстого не тихое безмятежное чувство. Она приносит
влюбленным не только радости, но и горькие переживания, заставляя их тосковать в
разлуке, мучиться от напрасной ревности. Страшиться людского осуждения
Тебя так любят все; один твой тихий вид
Всех делает добрей и с жизнию мирит.
Но ты грустна, в тебе есть скрытое мученье,
В душе твой ласковый всегда так робок взор
И очи грустные так молят о прощенье,
Как будто солнца свет, и вешние цветы,
И тень в полдневный зной, и шепот по дубравам,
И даже воздух тот, которым дышишь ты,
Всё кажется тебе стяжанием неправым?
(«Тебя так любят все; один твой тихий вид…»)
И тем не менее любовь, несмотря на все сопутствующие ей горечи и терзания, -
главный источник творческого вдохновения и единственное спасение от «пошлой жизни»
с ее «житейским вихрем»
Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно!
Всё, что не ты, - так суетно и ложно,
Всё, что не ты, - бесцветно и мертво.
(«Минула страсть, и пыл ее тревожный…»)
В своей лирике Толстой любит обращаться за образами, словесными формулами к
народной поэзии. Отсюда частое сравнение явлений природы с человеческой жизнью,
отсюда особая напевность, особый язык. Близкий к народной песне:
И не знаю я, и не ведаю,
Как назвать тебя, как прикликати.
Много цветиков во чистом поле,
Много звезд горит по поднебесью,
А назвать-то их нету умения,
Распознать-то их нету силушки.
Полюбив тебя, я не спрашивал,
Не разгадывал, не распытывал;
Полюбив тебя, я махнул рукой,
Очертил свою буйну голову!
Ты не спрашивай, не распытывай»).
«Гуслярный звон»
Любовь к народному творчеству, интерес к фольклору отразились не только в
лирических стихотворениях Толстого. Обращение поэта к былине, к излюбленному
романтиками жанру баллады также во многом объясняется его вниманием к русской
народной поэзии, к ее древним корням. В былине «Илья Муромец» (1871г) Толстой
воскрешает образ знаменитого богатыря, «дедушки Ильи», жаждущего даже в старости
свободы и независимости и поэтому покидающего княжеский двор Владимира Красное
Солнышко:
«…Правду молвить, для княжого
Не гожусь двора,
Погулять по свету снова
Без того пора.
Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит;
Душно в Киеве, что в скрине, -
Только киснет кровь,
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!
Вновь изведаю я, старый,
Воюшку мою –
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уносю Илью!»
Рисуя героев Киевской Руси, Толстой восхищается их мужеством,
самоотверженностью и патриотизмом, но не забывает, что это живые люди, готовые
любить и радоваться красоте мира. Потому многие его баллады и былины звучат
задушевно, а их персонажи привлекательны, как, например, богатырь Алеша Попович,
сумевший песней завоевать взаимность прекрасной царевны:
Звуки льются, звуки тают:
То не ветер ли во ржи?
Не крылами ль задевают
Медный колокол стрижи?
………………………………
Любит он иль лицемерит –
Для нее то все равно,
Этим звукам сердце верит
И дрожит, побеждено.
(«Алеша Попович»)
Толстой пишет баллады и былины не только по мотивам народного былинного
эпоса, обращается он и к русской истории. В балладах Толстой любуется старыми
обрядами и обычаями («Сватовство», 1871г), воспевает русский характер, который не
могло изменить даже монголо-татарское иго («Змей Тугарин», 1867г).
Алексей Константинович Толстой пробовал свое перо не только в жанре поэзии.
Образ Козьмы Пруткова и его знаменитых афоризмов – это Толстой с двоюродными
братьями Алексеем, Александром и Владимиром Жемчужниковыми. Его перу
принадлежат известные пьесы исторического содержания «Смерть Иоанна Грозного»,
«Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатира Толстого поражала своей смелостью и
озорством.
Уже простое перечисление направлений литературного творчества А.К.Толстого
показывает, с каким крупным мастером мы соприкоснулись сегодня, сколь широко
простиралось его художественное слово.
Сегодня мы познакомились с личностью Алексея Константиновича Толстого. В
честь 195 годовщины его рождения мы проводим конкурс чтецов.
(Приглашаются участники конкурса)
Подведение итогов конкурса.
Подборка стихотворений для конкурса чтецов
***
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и плещут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!
Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно!
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!...»
***
«Приход весны»
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод, -
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
***
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет;
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звезды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Трудно жить тебе, мой друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль... (1856)
***
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я. усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю! (1851)
***
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несёт меня лихой,-
А куда? не знаю!
Он учёным ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
Вырос в чистом поле;
И не блещет как огонь
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
Дикий, непокорный!
Есть нам, конь, с тобой простор!
Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек -
Знает бог единый!
Упаду ль на солончак
Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
С бритой головою,
Молча свой натянет лук,
Лежа под травою,
И меня догонит вдруг
Медною стрелою?
Иль влетим мы в светлый град
Со кремлем престольным?
Чудно улицы гудят
Гулом колокольным,
И на площади народ,
В шумном ожиданье
Видит: с запада идет
Светлое посланье.
В кунтушах и в чекменях,
С чубами, с усами,
Гости едут на конях,
Машут булавами,
Подбочась, за строем строй
Чинно выступает,
Рукава их за спиной
Ветер раздувает.
И хозяин на крыльцо
Вышел величавый;
Его светлое лицо
Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
И любви и страха,
На челе его горит
Шапка Мономаха.
«Хлеб да соль! И в добрый час!-
Говорит державный.-
Долго, дети, ждал я вас
В город православный!»
И они ему в ответ:
«Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
Чаем господина!»
Громче звон колоколов,
Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,
Мед и брага льются,
Шум летит на дальний юг
К турке и к венгерцу -
И ковшей славянских звук
Немцам не по сердцу!
Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем грустите вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
1840-е годы
***
...Моя душа летит приветом
Навстречу вьюге снеговой,
Люблю я тройку удалую
И свист саней на всем бегу,
Гремушки, кованую сбрую
И золоченую дугу.
Люблю тот край, где зимы долги,
Но где весна так молода,
Где вниз по матушке по Волге
Идут бурлацкие суда.
Люблю пустынные дубравы,
Колоколов призывный гул,
И нашей песни величавой
Тоску, свободу и разгул.
Она, как Волга, отражает
Родные степи и леса,
Стесненья мелкого не знает,
Длинна, как девичья коса.
Как синий вал, звучит глубоко,
Как белый лебедь, хороша,
И с ней уносится далеко
Моя славянская душа.
1862
***
Дождя отшумевшего капли
Тихонько по листьям текли,
Тихонько шептались деревья,
Кукушка кричала вдали.
Луна на меня из-за тучи
Смотрела, как будто в слезах;
Сидел я под кленом и думал,
И думал о прежних годах.
Не знаю, была ли в те годы
Душа непорочна моя?
Но многому б я не поверил,
Не сделал бы многого я.
Теперь же мне стали понятны
Обман, и коварство, и зло,
И многие светлые мысли
Одну за другой унесло.
Так думал о днях я минувших,
О днях, когда был я добрей;
А в листьях высокого клена
Сидел надо мной соловей,
И пел он так нежно и страстно,
Как будто хотел он сказать:
«Утешься, не сетуй напрасно -
То время вернется опять!»
1840-е годы
***
Милый друг, тебе не спится,
Душен комнат жар,
Неотвязчивый кружится
Над тобой комар.
Подойди сюда, к окошку,
Все кругом молчит,
За оградою дорожку
Месяц серебрит.
Не скрыпят в сенях ступени,
И в саду темно,
Чуть заметно в полутени
Дальнее гумно.
Встань, приют тебя со мною
Там спокойный ждет;
Сторож там, звеня доскою,
Мимо не пройдет.
1840-е годы
***
Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
1856
***
Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо,
Над озером туман тянулся полосой,
И кроткий образ твой, знакомый и любимый,
В вечерний тихий час носился предо мной.
Улыбка та ж была, которую люблю я,
И мягкая коса, как прежде, расплелась,
И очи грустные, по-прежнему тоскуя,
Глядели на меня в вечерний тихий час.
1856
***
Запад гаснет в дали бледно-розовой,
Звезды небо усеяли чистое,
Соловей свищет в роще березовой,
И травою запахло душистою.
Знаю, что к тебе в думушку вкралося,
Знаю сердца немолчные жалобы,
Не хочу я, чтоб ты притворялася
И к улыбке себя принуждала бы!
Твое сердце болит безотрадное,
В нем не светит звезда ни единая -
Плачь свободно, моя ненаглядная,
Пока песня звучит соловьиная,
Соловьиная песня унылая,
Что как жалоба катится слезная,
Плачь, душа моя, плачь, моя милая,
Тебя небо лишь слушает звездное!
1858
***
Как здесь хорошо и приятно,
Как запах дерев я люблю!
Орешника лист ароматный
Тебе я в тени настелю.
Я там, у подножья аула,
Тебе шелковицы нарву,
А лошадь и бурого мула
Мы пустим в густую траву.
Ты здесь у фонтана приляжешь,
Пока не минуется зной,
Ты мне улыбнешься и скажешь,
Что ты не устала со мной.
Лето 1856
Список литературы
1. А.К.Толстой «Князь серебряный». - Воронеж, 1994г. - 432с.
2. Русская литература: Научно-популярное издание для детей. М.: ЗАО
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 416с. – (Современная школьная энциклопедия).
3. http://www.school-city.by/index.php?option=com_content&task=view&id=10961
4. А.К.Толстой. Колокольчики мои... Москва, "Молодая Гвардия", 1978.
5.
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%A3%D0%97%D0%95%D0%99%20-
%20%D0%A3%D0%A1%D0%90%D0%94%D0%AC%D0%91%D0%90%20%D0%A2%D0%
BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%90%D0%BB%D0%
B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D1%8F%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%
82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%
D0%B0%20%D0%92%20%D0%9A%D0%A0%D0%90%D0%A1%D0%9D%D0%9E%D0%9
C%20%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0%95&noreask=1&img_url=prv.lori-
images.net%2F0000036589-preview.jpg&pos=9&rpt=simage&lr=193
6. http://lori.ru/36595
7. http://fotki.yandex.ru/users/genuinelera/view/311531/?page=0#preview