Сценарий музыкально-литературной гостиной «Нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться...» (поэзия Ф.И.Тютчева и А.А. Фета в музыке)

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Сценарий музыкально-литературной гостиной
«Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться...»
(поэзия Ф.И.Тютчева и А.А. Фета в музыке)
подготовила
преподаватель фортепиано и МХК
Колесникова Лариса Васильевна
г. Северск
2015
Ведущий 1. Наша литературно-музыкальная гостиная вновь гостеприимно
распахнула свои двери для любителей искусства. Мы вновь насладимся
высокими строками русской поэзии и звуками музыки. В центре нашего
внимания окажется русская литература и музыка XIX века в лице его
выдающихся представителей.
Ведущий 2. Культурное лицо XIX века как эпоха вместило и «золотой век»
пушкинской поэзии, и невиданные общественные движения. Именно на этом
этапе завязываются те трагические узлы русской истории и культуры, которые
не развязаны до сих пор. Ни один век не знал стольких теорий, учений и
вариантов спасения и обновления России, никогда державу не сотрясали такие
невиданные катаклизмы. XIX век - это Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен,
декабристы и революционеры-разночинцы, Достоевский и Толстой - всё это
вместил трагический и великий XIX век.
П.И. Чайковский. Сентиментальный вальс (скрипка)
Ведущий 1. Сегодня вас ждет встреча с наследием поэтов, жизнь и творчество
которых полностью вписывается в XIX век - Федор Иванович Тютчев (1803-
1873) и Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). Основными темами их
творчества являются природа, любовь, философские размышления о тайнах
бытия – то есть темы вечные, существующие вне времени.
Ведущий 2. Можно ли представить хоть на минуту современного русского
человека, никогда не читавшего Тютчева? Пожалуй, нет! Когда читаешь его
стихи, то возникает ощущение, что он пишет только для вас, ведет диалог на
возвышенной ноте, но какой огромный мир заключается в этих строчках!
Ведущий 1. С едва приметной иронической улыбкой на губах, насмешливо
прищуренными глазами смотрит на нас Тютчев-дипломат, друг Гейне и
собеседник Шеллинга. 22 года он провел за границей, но его парадоксальное
отличие от остальных поэтов заключается именно в том, что этот великий
мастер поэтического слова постигал сокровенные тайны родной речи, живя вне
России, будучи женат на иностранке, не умевшей толком говорить на русском
языке, и к тому же сам пользуясь в обиходе почти исключительно французским
языком!
Ведущий 2. Но кто сказал о России лучше, чем он? Его блестящие афоризмы
вошли в нашу культуру и живут своей собственной жизнью. Кому не известны
его меткие выражения:
Умом Россию не понять, У ней особенная стать -
Аршином общим не измерить: В Россию можно только верить.
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»
Мысль изреченная есть ложь.
Счастлив, кто посетил сей мир унылый.
Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..
Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса
Ведущий 1. Фёдор Иванович Тютчев прожил жизнь интересную и яркую. Он
хорошо знал Европу, был знаком с выдающимися людьми своего времени, его
любили многие женщины, и сам он - любил, сомневался, страдал, ликовал,
приходил в отчаяние, надеялся и верил.
С. Рахманинов. Этюд-картина ми бемоль минор
Ведущий 2. Тютчев принадлежал к одному из древнейших дворянских родов.
Его пращур, «хитрый муж Захарий Тутчев», посланный в Золотую Орду к
Мамаю с дипломатической миссией, словно предначертал карьерный путь
своего далекого потомка. Кем же был Тютчев: блестящим дипломатом, на
досуге развлекающимся писанием вирш, или поэтом, который занимался
дипломатией?
Ведущий 1. В 1822 году в русскую дипломатическую миссию в столицу
Баварии Мюнхен прибыл новый сотрудник - Федор Иванович Тютчев. Он сразу
обратил на себя внимание проницательным умом, остроумием и
образованностью и тут же закружился в водовороте первой любви. Предметом
обожания стала 14-летняя Амалия Лерхенфельд. Они решили пожениться, как
только Амалия достигнет совершеннолетия, но по настоянию родителей,
Амалия вышла замуж за барона Крюденера, так как сын надворного советника
из русской помещичьей семьи был недостаточно выгодной партией для нее.
Ведущий 2. Амалия, побочная дочь прусского короля, сестра русской царицы и
знаменитая красавица, трижды мелькнула в жизни Тютчева: как увлечение
юности, как влиятельная светская дама в Петербурге. За ней ухаживали
император Николай I, Бенкендорф и Пушкин, с которым Натали разобралась по-
семейному, после чего тот острил, что «у Мадонны тяжёленькая рука...».
Ведущий 1. Шли годы. Он всегда интересовался Амалией, иногда писал ей и
никогда не скрывал своей радости, если встречал ее. Среди его стихов было и
это:
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край,
День вечерел; мы были двое,
Внизу, в тени, шумел Дунай.
Ведущий 2. Спустя 30 лет больной Тютчев лечится в Карлсбаде. И вдруг -
новая встреча с Амалией. И родились вечные строки: «Я встретил вас»... Хотя и
у этих стихов есть своя тайна. До некоторых пор исследователи утверждали, что
посвящение «К.Б.» следует расшифровывать, как «Крюденер, баронесса»,
ссылаясь на свидетельство Я.П. Полонского, которому Тютчев сам назвал
адресата. Позже появилось предположение, что стихи Тютчева посвящены
вовсе не ей, хотя бы потому, что в то лето она не была в Карлсбаде.
Предполагают, что за этими инициалами скрывается Клотильда Ботмер, сестра
первой жены Тютчева. Да, наверное, уже и не так важно это посвящение.
Важнее другое — это послание всем любящим в вечность.
В. Шереметев. Романс «Я встретил вас»
Ведущий 1. Можно только поражаться тому, как его любили женщины. Именно
им мы обязаны озарениями лирических посвящений, но в двух случаях из трех
семейная жизнь Тютчева обернулась трагедией и один раз драмой. Конечно,
он был очень образованным человеком, признанным светским острословом, но
вот внешность... Один из друзей так описывал его: «Волосы его были большею
частию всклокочены... хотя лицо всегда гладко выбрито. В одежде своей он был
небрежен и даже почти неряшлив. Походка была очень ленивая, роста был
небольшого. Но... в его обществе вы чувствовали, что имеете дело не с
обыкновенным смертным, а с человеком, отмеченным дарованием Божиим...».
Ведущий 2. Расставшись с Амалией, Тютчев женился на аристократке,
Элеоноре Петерсон, урожденной графине Ботмер. У нее было три сына от
первого брака, у них родились три дочери. Элеонора боготворила своего
Теодора, как она называла его. Тем временем события в его жизни развиваются
ярко и катастрофично.
Ведущий 1. На маскарадном балу в Мюнхене он знакомится с баронессой
Эрнестиной Дернберг. Почувствовав недомогание, ее муж уезжает домой с
галантными словами, обращаясь к Тютчеву: «Поручаю вам мою жену». Слова
обернулись пророчеством. Через несколько дней барон умирает от тифа, а
молодая вдова становится тайной любовницей Тютчева. Эхо скандала долетает
до Петербурга. Жена Тютчева, Элеонора, пытается покончить жизнь
самоубийством, ударив себя в грудь кинжалом, но ее спасли.
Ц. Кюи, слова В. Немировича-Данченко Романс «Коснулась я цветка»
Ведущий 2. Тютчев получает новый дипломатический пост в Турине. Весной к
мужу отправляется и Элеонора с тремя маленькими дочерьми. На пароходе
возник пожар. Она спасает детей, но простуда и нервное потрясение стали
причиной ее безвременной смерти. За несколько часов у гроба жены он
поседел. Светлой памяти жены Тютчев посвящает строки:
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...
Ведущий 1. Самое главное, что он не только горевал о жене, но и продолжал
любить ее. Это было одно из свойств его характера. Любимая женщина
оставалась для него любимой навсегда, даже когда он влюблялся в другую. Ни
один драгоценный образ он не уступал разрушительному потоку времени.
П. Чайковский, слова Мея. Романс «Хотел бы в единое слово»
Ведущий 2. Весной 1839, будучи главой миссии в Турине, Тютчев обращается с
просьбой дать разрешение на брак с баронессой Эрнестиной Дернберг,
разрешение было получено, но отпуска ему не дают. Тогда он самовольно
оставляет миссию и уезжает в свадебное путешествие. Это стоило ему
отстранения от службы и лишения камергерского звания. Эрнестина дожила с
ним до его смерти в браке, полном драматических событий. Им предстоят годы
страданий и любви. В 1873 году поэт последний раз объяснился с женой:
С. Рахманинов. Романс «Все отнял у меня казнящий Бог»
Ведущий 1. А пока... он вернулся в Россию и ослепительно заблистал в
петербургском свете. Князь Вяземский, назвавший его «львом сезона»,
ошибался. Он стал львом эпохи - звездой аристократических салонов северной
столицы. Ему не только возвратили звание, но и назначили председателем
Комитета иностранной цензуры.
Ведущий 2. Летом в жизнь Тютчева ворвалась яркая комета - новая и последняя
любовь. Это была двадцатичетырехлетняя воспитанница Смольного института
Елена Александровна Денисьева - Лёля, как он ее называл. В Смольном
институте учились дочери Тютчева и, навещая их, он и познакомился с
Денисьевой.
П. Чайковский на слова А. Толстого. Романс «То было раннею весной»
Ведущий 1. Легкое увлечение обернулось роковой страстью. Их «беззаконные»
в глазах света отношения длились 14 лет. Всё презрение обрушилось на
молодую девушку. За счастье любить Федора Ивановича она отдала все. От нее
отказался отец, отвернулись друзья, закрылись двери домов, где прежде с
радостью принимали. Но дороже всех наград на свете была для нее любовь
Тютчева. Она - адресат более 15 его стихотворений, ставших драгоценными
шедеврами русской лирики. Вот уже почти 200 лет мы читаем строки,
посвященные ей, восторгаемся роковой и мучительной силой чувств,
задумываемся над тем, а оправдана ли была их грешная страсть, да и грешна ли
она - вообще?
Музыка и слова неизвестного автора. Романс «Что это сердце сильно так
бьется»
Ведущий 1. В ту же весну Денисьева родила первого ребенка от Тютчева - дочь
Елену. Он не порывал с законной семьей, продолжал любить жену, но и в
другой семье, где появились еще два сына, были тоже и любовь, и обожание.
Временами создавалась иллюзия законного брака. Детей регистрировали в
церкви под его фамилией, хотя никаких родовых прав им это не давало.
На фоне музыки звучат стихи Ф. Тютчева «Предопределение»
Ведущий 2. «Как северное лето», была коротка эта последняя страсть Тютчева.
Уже очень скоро поэт почувствовал, что вершина этой страсти в прошлом, что
ему почти нечего дать возлюбленной:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ведущий 1. Неизвестно, чем бы завершились их отношения, если бы не
внезапная кончина Елены Александровны от скоротечной чахотки, в возрасте
неполных 37 лет! Меньше чем через год, в один и тот же майский день умерли
дети Денисьевой и Тютчева: четырнадцатилетняя дочь и младенец сын.
Отчаяние довело Тютчева до состояния, близкого к помешательству:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
Ведущий 2. Смерть Денисьевой вызвала последний взлет поэтического гения
Тютчева: стихи, написанные в память о возлюбленной, сплелись с созданными
при ее жизни и это был тот неувядающий венок, который принес поэт на ее
могилу. Накануне годовщины смерти Денисьевой была написана эта
пронзительная исповедь страдающего сердца:
(На фоне П. Чайковский. Романс - скрипка)
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня...
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею —
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Ведущий 1. А что же его жена? - спросите вы. В течение 14 лет Эрнестина
Федоровна стоически переносила драму этой «убийственной любви», она лишь
сожгла все свои письма к нему. За три десятилетия их совместной жизни
Тютчев написал Эрнестине полтысячи писем. Уже после смерти поэта среди
бумаг Эрнестина обнаружила листок со стихами, на которых была пометка
«Прочесть наедине»:
Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты, мое земное провиденье!..
Ведущий 2. При знакомстве с наследием Тютчева мы убедимся, что этот
вдохновенный мечтатель был великим мыслителем. Его занимала целостная
картина мира, как она развертывается в пространстве и времени. Читая строки
Тютчева, поражаешься современности их звучания. Например, вот эти:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
́
И, свет обре
́
тши, ропщет и бунтует.
Ведущий 1. Интересно его письмо к графине Блудовой: «Власть в России не
признает иного права, кроме своего, сила исходит от нее самой, а не от Бога.
Власть в России безбожна, так как не признает высшего закона». А за месяц до
этого письма он создал стихотворение, в 12 строчках которого отразилась вся
история развития России:
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
Блеснет твой луч и оживит
И сон разгонит и туманы...
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, —
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа...
С. Рахманинов, слова Д. Мережковского. Романс «Христос воскрес»
Ведущий 2. Живя за границей, Тютчев всегда оставался русским человеком, и
мы воспринимаем его как лирика, певца родной природы. Ну, кто не знает
строчек: «Люблю грозу в начале мая» или «Чародейкою-зимою околдован лес
стоит»? Природа в его стихах многолика, насыщена звуками, красками,
запахами. Он испытывает восторг перед ее величием и красотой. Природа для
него - живое существо.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ведущий 1. И даже когда разразится последний катаклизм, для Тютчева
последний день окажется первым днем нового творения:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
С. Рахманинов. Романс «Весенние воды»
Ведущий 2. Блестящий мастер афоризмов, он оставил нам в наследство важную
мысль: «Пора бы понять, что в России нет ничего более серьезного, кроме
самой России». Около 400 стихотворений составляют его литературное
наследие. А. А. Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских
стихотворений:
Но муза, правду соблюдая,
Глядит — а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
***
Ведущий 1. И теперь настала пора обратиться к творчеству Фета. Несмотря на
славу, любовь и заботу жены, уважение и почитание друзей, среди которых
были Иван Тургенев, Николай Некрасов, Аполлон Григорьев, Яков Полонский.
Лев Николаевич Толстой был самым ближайшим его другом, говорил даже, что,
когда соберется туда, в другую жизнь, никого бы так не хотел взять в спутники,
как Фета, он был очень одинок.
Ведущий 2. В его судьбе переплелось столько невероятного и трагического, что,
пожалуй, могло бы стать сюжетом для создания романа в духе графа Монте-
Кристо. Раньше нас не посвящали в подробности его биографии. Теперь мы
можем свободно говорить о событиях, которые наложили отпечаток на его
судьбу.
Ведущий 1. В тайну своего происхождения он долгое время не был посвящен.
Сын Шарлотты-Елизаветы Фет, жены немецкого чиновника, появился на свет в
доме орловского помещика Шеншина, с которым молодая женщина сбежала от
мужа. До 14 лет мальчик носил фамилию отца, но когда раскрылись
обстоятельства его появления на свет, юный Афанасий был лишен фамилии и
наследства, стал мишенью для насмешек товарищей. Только за 4 года до своей
кончины, он добился звания придворного камергера и вернул фамилию своего
отца - Шеншин. Для Афанасия это было самым счастливым событием в жизни.
А пока он во всеуслышанье заявляет о том, что пришел рассказать в русской
поэзии.
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
Розас. Вальс «Над волнами» (домра и гитара)
Ведущий 2. В личной жизни Фет пережил настоящую драму. Во время военной
службы в Херсонской губернии поэт познакомился с Марией Лазич. Она была
образованной девушкой, любительницей поэзии, прекрасной пианисткой. Ее
внешность и внутренняя красота покорили сердце молодого поэта. По-
видимому, во время этого романа и написано знаменитое «Шепот, робкое
дыханье...», с которого и началась громкая слава Фета. Все здесь ново и
неожиданно: нет ни одного глагола, предметы воздушны, светятся и мерцают.
Так о любви до Фета еще не писали:
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
А. Варламов. «На заре ты ее не буди»
Ведущий 1. Мария Лазич стала единственной героиней фетовской любовной
лирики. Год за годом, до самой смерти посвящал он ей созвездие своих стихов.
Когда Фету было под семьдесят, родилось это поэтическое признание:
Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокий,
Еще горит в моей крови...
Ведущий 2. Их счастье оказалось коротким. Ни богатства, ни дворянства она
ему дать не могла, и он решился на разрыв. Возвышенная любовь не выдержала
испытание житейским расчетом:
Долго снились мне вопли рыданий твоих, -
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,
Как тебя умолил я - несчастный палач.
Проходили года, мы умели любить,
Расцветала улыбка, грустила печаль;
Проносились года, - и пришлось уходить:
Уносило меня в неизвестную даль.
Подала ты мне руку, спросила: «Идешь
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.
А. Варламов. Романс «О, не целуй меня»
Ведущий 1. Мария мужественно приняла этот удар. Но однажды вечером она
украсила цветами гостиную, зажгла множество свечей и одну из них
«нечаянно» уронила на платье. Легкий тюль вспыхнул, девушка, пылая как
факел, металась по саду. Несколько дней, умирая в страшных мучениях, она
твердила обожженными губами: «Он ни в чем не виноват... Только я... Спасите
письма». Те, кто знали о ее душевной драме, считали что это было
самоубийство.
Ведущий 2. Смерть Марии стала для Фета страшным ударом, оправиться от
которого ему так и не удалось до конца своих дней. Только после трагической
кончины Марии к нему приходит осознание любви, единственной и
неповторимой. Уже на склоне лет, в 1878 году, прозвучит его запоздалое
признание:
Ты душою младенческой все поняла,
Что мне высказать тайная сила дана,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить… («Alter еgо»)
А. Варламов. Романс «Не отходи от меня»
Ведущий 1. Ее образ в ореоле трогательного чистого чувства и мученической
смерти приковал поэтический талант Фета, и до последних дней его жизни был
источником вдохновенных строк, исполненных раскаяния, грусти и любви.
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурный мотылек.
Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встает ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.
М. Фомин, слова П. Германа. Романс «Только раз»
Ведущий 2. «Меня всегда из определенной области слов тянуло в
неопределенную область музыки», - признавался он в одном из писем.
Салтыков-Щедрин сказал: «Романсы его распевает чуть ли не вся Россия…». И
это неудивительно: мелодия и ритмика стихов приближается к музыке.
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь...
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.
Н. Ширяев. Романс «Тебя любить, обнять и плакать над тобою»
Ведущий 1. Тургенев в шутку говорил, что «всё ждет от Фета стихотворения, в
котором окончательный куплет надо будет передавать безмолвным шевелением
губ»:
С. Рахманинов. «Я тебе ничего не скажу»
Ведущий 2. Итак, в 1857 году А. Фет женился на Марии Петровне Боткиной,
дочери богатейшего по тем временам чаеторговца. Это была некрасивая
девушка, но милая и добрая. Он вышел в отставку и с головой окунулся в жизнь
помещика, забросил поэзию и 20 лет занимался ведением своего имения.
Ведущий 1. Но 20 лет спустя мир был поражен новым сборником стихов
«Вечерние огни». Последние годы жизни Фета были отмечены неожиданным
взлетом творчества. Л. Толстой говорил: «Лучше Фетушки никто не напишет».
Ничему жестокому и безобразному нет доступа в мир фетовской лирики - она
соткана только из красоты! Его поэзия насыщена ароматом трав и цветов,
лесной тиши и морских волн — в этом эстетическое обаяние его поэзии:
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться...
С. Рахманинов. «В молчаньи ночи тайной»
Ведущий 2. Природа в творчестве Фета предстает перед нами как божество,
щедро одаряющее землю пышным цветением лугов, золотыми переливами
созревающих полей, морозными узорами на оконном стекле, бегом саней на
блестящем снегу. Именно природа дает нам образец стойкости:
Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
С. Рахманинов. Прелюдия соль диез минор
Ведущий 1. К финалу своего творческого пути Фет пришел на высшем пределе
поэзии. Это можно назвать чудом, чудом его личности ведь это так редко
встречается! А 21 ноября 1892 года поэт торжественно выпил бокал
шампанского, нашел предлог и отослал жену из дома, позвал своего секретаря и
продиктовал: «Не понимаю сознательного приумножения неизбежных
страданий. Добровольно иду к неизбежному». Затем он схватил стальной
стилет для разрезания бумаг и попытался ударить себя в висок, но секретарь
вырвала у него стилет. Фет выбежал из комнаты, устремился в столовую,
потянулся к ножу, но не сумев его взять, упал. Секретарь, подбежав,
наклонилась к нему и разобрала только одно слово: «Добровольно…». Сказав
это, поэт потерял сознание и через несколько минут умер. Разумеется,
формально самоубийство Фета не состоялось. Но нет сомнений - это был
заранее обдуманный и добровольный уход из жизни.
Ведущий 2. Так будем же благодарны поэтам Ф.И. Тютчеву и А.А. Фету за их
неповторимый мир красоты, где «запах переходит в цвет перламутра, в сияние
светлячка, в лунный свет или луч утренней зари, которые переливаются в
божественные звуки мелодий».
Кляните нас: нам дорога свобода,
И буйствует не разум в нас, а кровь,
В нас вопиет всесильная природа,
И прославлять мы будем век любовь.
В пример себе певцов весенних ставим:
Какой восторг - так говорить уметь!
Как мы живем, так мы поем и славим,
И так живем, что нам нельзя не петь!
С. Рахманинов. Прелюдия Си бемоль мажор
Литература
1. Зелинский А. Фет. Тайна и трагедия судьбы поэта. - режим доступа:
http://7iskusstv.com/2011/Nomer11/Zelinsky1.php
2. Полонский А. Российские дипломаты http://tyutchev.ru/t32.html
3. «...нас нельзя разлучить». - режим доступа: http://chudesamag.ru/tyomnyie-
allei/nas-nelzya-razluchit.html
4. Сахаров В. Загадки Федора Тютчева. - режим доступа:
http://ruszhizn.ruspole.info/node/575
5. Три века русской поэзии, составитель Н.В. Банников. - М.: Просвещение,
1987.
6. Фёдор Иванович Тютчев. - режим доступа:
http://encyklopedia.narod.ru/bios/lit/tutchev/tutchev.html
7. Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Письма. - М.: Государственное издательство
художественной литературы, 1957.