Конспект урока "А.П. Чехов. Рассказ "Тоска". Тема одиночества человека в мире" 9 класс


Савичева Татьяна Викторовна, преподаватель русского языка и литературы
ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»
Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
Цели :
- продолжить формирование умения анализировать художественный текст
- развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
- повторение теоретических понятий: фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства
языка
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Индивидуальное сообщение воспитанницы о творчестве А.П.Чехова
III. Знакомство с темой урока. (слайд 1)
1. Слово учителя
Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей
современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального
неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция
открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного
поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что
отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с
зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех
форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал
существующий порядок.
(слайд 2)«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел
так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в
тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).
Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной
одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска
писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве,
пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости,
активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.
(слайд 3)«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а
между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому,
что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» - говорил
К.И.Чуковский. И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по
следующему плану:
(слайд 4) I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»
II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова.
1. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого
бытия.
2. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.
3. Художественная деталь в рассказе.
III. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска»
IV. Анализ рассказа «Тоска»
1. Словарная работа
Что такое, по-вашему, тоска? Каково Лексическое значение этого слова?
Савичева Татьяна Викторовна, преподаватель русского языка и литературы
ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»
(слайд 5) Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение
духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,
горе, печаль, нойка сердца, скорбь»
А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна
тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким,
тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и
пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.
Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий
художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека,
придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и
«краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной
точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими
подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно
видимые глубины жизни.
2. История создания рассказа
(слайд 6 ) Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству
человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан
вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в
январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А.
П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические
произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному,
наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом
обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году
писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного
треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его
дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной
степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко
психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет
(Личко, 1977). Автору «Тоски» двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не
сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все
предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании
работы.
Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную
разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая
путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней
развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие
достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”
формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и
лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа
может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих
себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его
дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.
3. Работа над эпиграфом:
( слайд 7)
Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Савичева Татьяна Викторовна, преподаватель русского языка и литературы
ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»
Токмо Тебе, Владыко мой,
Известна печаль.
-Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)
Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач
Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами
перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу.
Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя
задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия теме одиночества
человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть
услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.
4. Работа с текстом
-С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)
-Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой,
подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.
-Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)
-О чем думает каждый из них?
-Расскажите о главном герое. (ответ ученика)
-Сколько сюжетных линий в рассказе?(Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир:
военный, трое гуляк-весельчаков)
-Зачем нужен Ионе внешний мир? (выйти из состояния тоски, облегчить свое горе,
выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)
5. Композиция рассказа
(слайд 8) Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного
литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию,
сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания
ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает
свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах
периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической
журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).
(слайд 9)В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с
одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к
размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия тоске по чьей-то
душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.
(слайд 10) Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают
оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то
«печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его
горькие слова-молчание всего мира.
(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)
6. Роль художественной детали ( слайд 11)
Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое
знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов
изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная
деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе
подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего
Савичева Татьяна Викторовна, преподаватель русского языка и литературы
ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»
случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце
оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В
маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно
для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих
произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев.
Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал
привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное,
писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для
яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью
называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую,
заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же
вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы.
В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а
остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит
об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря
художественной детали.
Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в
мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов
рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из
маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает,
что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.
7. В чем суть рассказа «Тоска» (слайд 12)
С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях
между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения
душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную
пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом,
«погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится
нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской
людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади
бессловесной твари, — которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на
руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске
людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, А.
П. Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и
дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).
Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается
писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес
А. П. Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного
психологического контакта между людьми — монологи героев не находят отклика друг у
друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека
проблемы А. П. Чехову удается избежать сентиментальности, назидательного тона,
осуждающего сарказма и философского пафоса. А. П. Чехов никого не обвиняет ни в
самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга это
первичная данность, обусловленная инакостью каждого человека для другого. Преодоление
отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на
себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей
душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека
Савичева Татьяна Викторовна, преподаватель русского языка и литературы
ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»
среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе
морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно
передает все, что хотел бы сказать автор.
V. Рефлексия
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание: подг.к уроку в/чт ( рассказ Чехова (по выбору)), работа со ст. в
учебнике