Конспект урока "Поэт, задумчивый мечтатель, убит приятельской рукой... (урок-мастерская по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")" 9 класс


«Поэт, задумчивый мечтатель,
Убит приятельской рукой…»
(урок-мастерская по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Конспект урока учителя русского языка и литературы
Солдатовой Марины Евгеньевны,
ГБОУ СОШ № 692 Калининского района Санкт-Петербурга
2
«Поэт, задумчивый мечтатель,
Убит приятельской рукой…»
(урок-мастерская по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Цель: создать психологический и социальный портрет литературного героя (Ленский) в
виде эссе.
Задачи:
образовательные:
- подготовка к сочинению;
- закрепление понятия «романтический герой».
развивающие:
- знакомство с мнением русских философов об этике поведения человека в экстремальных
ситуациях (С. Соловьёв, П. Флоренский);
- дать общее понятие о дуэльном кодексе в I п. XIX в.
воспитательные:
- учиться уметь отвечать за свои поступки.
Технология: критическое мышление.
Форма работы: групповая и индивидуальная.
Оборудование: проектор, ноутбук.
Презентация:
1) высказывание Белинского о Ленском.
2) рисунок Ленского, выполненный Пушкиным.
3) рисунок Онегина, выполненный Пушкиным.
4) высказывание Соловьёва о самолюбии и истинной чести.
5) картина Репина «Дуэль Онегина и Ленского».
6) пистолеты Лепажа.
7) высказывание В.Соловьёва о совести. Катастрофа Онегина.
8) высказывание Б. Хигира о влиянии имени на человека.
9) высказывания П. Флоренского о влиянии имени на человека.
10) портрет имени Пушкина.
3
Ход урока:
Учитель: Мы прощаемся с одним из героев романа сегодня… Задача: дать ему
характеристику, создать эссе о характере героя, мини-сочинение, лирический портрет, =>
подготовиться к сочинению.
Цель урока: создать психологический и социальный портрет литературного героя
Ленского, собрать новый материал об Онегине.
Презентация (слайд № 1): высказывание Белинского о Ленском.
Запись темы, эпиграфа.
- Как слова критика Белинского характеризуют Ленского?
Согласны ли вы с этой фразой? Докажите.
Задача любого писателя через своих героев исследовать время.
Систему жизненных ценностей человека формирует общество и время, в котором
человек живёт.
Центральные понятия нравственных ценностей: любовь, дружба, долг перед
другими людьми. Именно в этих ситуациях проверяется Человек на звание Человека.
Презентация (слайд № 2): рисунок Ленского, выполненный Пушкиным.
- Какие взгляды сформировало общество у Онегина по отношению к этим
понятиям? У Ленского? (никаких, знания из книг). Идеально-романтический
характер: нравственная чистота и житейская наивность. Вымышленный мир, =>
Белинский прав.
Вывод: любое столкновение с реальным миром пороков должно было стать
гибельным для Ленского. К жизни в реальном обществе он был не готов.
- Что дружба в этом мире? (глава 2, строфа 14).
Наполеонизм — презрение к другим, «карикатура на дружбу».
Презентация (слайд № 3): рисунок Онегина, выполненный Пушкиным.
- Чем же Онегин был всё-таки лучше всех остальных, известных Автору,
представителей света? Сноснее многих был Евгений»).
Ленского он полюбил по-настоящему. Полюбил, но всё же убил на дуэли?
Парадокс.
- Что это за время такое, что за мораль общества, если человеческие симпатии,
дружество заменены условностями, ритуалами? Почему же иными словами состоялась
дуэль? Почему Ленский не видит другого выхода, кроме дуэли?
Вывод: романтические идеалы Ленского заставили его со свойственным юности
максимализмом броситься на защиту своей любви от коварства и разврата света. Гамлет
Шекспира, герои Шиллера поступали так же. Идеальный романтический герой, идущий
на смерть за свои убеждения. Литературное самоосмысление в романе признак
детского суждения о жизни. В 8 гл. от этого освободится и Онегин, и Татьяна.
- Что же Онегин, доволен ли своей интригой? (гл. 6, строфы 9–11)
Онегин знает, что нужно было сделать. Он недоволен собой. Почему же он всё-
таки соглашается на дуэль?
Презентация лайд 4): высказывание Соловьёва о самолюбии и истинной чести.
Вывод: понятие «светская честь» и нравственный долг не совпадают в нынешнее
время. Онегин, полностью противопоставляя себя обществу, подчиняется при этом
4
«общественному мнению», так как не способен нести моральную ответственность за свои
поступки.
Онегин боролся за автономность поведения, за возможность выбирать. Если этого
нет, нет и самой личности. Онегин «невольник чести», ведь Зарецкий бретёр, болтун
и сплетник.
Моральную ответственность Онегин взять на себя не готов (подтверждение тому
его объяснение с Татьяной). Он уходит от решений, которых просит его душа. Он к
ним не готов.
Но, к чести Онегина, он попытался сделать всё, чтобы дуэль не состоялась: гл. 6,
строфы 26–32. (зачитать).
Зарецкий знаток дуэльных правил и «педант» в вопросах чести. Однако,
подталкивая друзей к поединку, Зарецкий нарушил основные правила неписаного
дуэльного кодекса: он не предложил противникам примириться, когда передавал Онегину
вызов Ленского, что являлось обязанностью секунданта.
Презентация (слайд № 5): картина Репина «Дуэль Онегина и Ленского».
Онегин опоздал на место дуэли более чем на час по всем дуэльным правилам
опоздание больше чем на четверть часа не допускалось, и поединок считался
несостоявшимся. Онегин прямо рисковал своей честью его могли обвинить в том, что
он струсил. Наконец, в дуэли требовалось социальное равенство не только соперников, но
и секундантов. Онегин прямо на месте предложил в секунданты своего слугу-француза
(явился он вообще без секунданта). Это — прямое оскорбление дворянину Зарецкому.
Презентация (слайд № 6): пистолеты Лепажа.
Онегин стрелял на ходу не потому, что он боялся выстрела противника — он
торопился потерять своё право первого выстрела. Онегин стрелял в самых невыгодных
для него обстоятельствах. Пистолеты Лепажа прекрасно «прилажены» по руке они так
удобно ложились в руку, как будто служили естественным её продолжением, они били без
промаха, но только в том случае, если стреляющий стоял на месте. На ходу даже опытный
стрелок практически никогда не попадал в цель, потому что эти пистолеты имели ствол
гладкий, без нарезки, и пуля, не получая первоначального вращения, легко отклонялась от
цели. Современникам было понятно, что выстрел Онегина стал смертельным для
Ленского только по роковой случайности.
Презентация (слайд 7): высказывание В.Соловьёва о совести. Катастрофа
Онегина.
Вывод: Онегин заплатил за смещение нравственных ценностей огромную цену: он
никогда не будет счастлив. Он убил единственного, кого любил, и кого не хотел убить.
Это страдание с ним на всю жизнь.
Переосмысление жизни (катарсис).
6 гл., кульминация, 37–39 строфы.
Презентация лайд8): высказывание Б. Хигира о влиянии имени на человека.
Рок? Случайность? Или так должно было случиться? Как могло быть дальше?
Обратимся к имени героя.
Многие учёные и поэты пытаются найти связь между характером и судьбой
человека, его именем.
Презентация (слайд № 9): высказывания П. Флоренского о влиянии имени на
человека.
Наш погибший не знал жизни, поэтому власть имени полная.
Знакомство с человеком начинается с имени: это визитная карточка. И уже что-то
за этим себе представляется.
5
Тайну имени разгадал и Пушкин:
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом…
Попробуйте предположить, как тайна имени влияла на великого поэта.
Презентация (слайд № 10): портрет имени Пушкина.
Александр Пушкин:
пунш; шик; рана; ласка;
лес; дар; сани; недра; лира…
Случайно ли так зовут нашего героя? Напишите миниатюру о портрете имени
Ленского.
Владимир Ленский: Портрет имени.
1) Слова:
мир, лад, кий, дар, лира, смрад, диск, вид, иней, лес, сад и т. д.
2) Главное, опорное слово (почему?).
3) Синонимы, антонимы, ассоциации.
4) Слово о Ленском, использ. слова.
Чтение миниатюр.
Д/З: закончить, кто не успел.
аналогичная миниатюра об Онегине.
Восьмая статья Белинского (конспект).
Онегин и Ленский.
глава 7 — Татьяна в доме Онегина.
глава 8 — Московское дворянство (до конца).
Источники:
1) Кацура А.В. Дуэль в истории России. М.: ОАО Издательство «Радуга», 2006. — 392 с.
2) Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово, 1998.
3) Марченко Н. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. М.:
Изограф, Эксмо-Пресс, 2001. — 368 с., ил.
4) Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 2. — М.: Худож. лит., 1986. — 527 с.
5) Рассадин С.Б. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. М.: СЛОВО/SLOVO,
2001. 288 с., ил.
6) Рейфман Ирина. Ритуализованная агрессия: Дуэль в русской культуре и литературе.
М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 336 с.
7) Русские дуэлянты: Документы, свидетельства очевидцев, исповеди, судьбы / Сост.
С.А. Ловатов. — Челябинск: Аркаим, 2003. — 360 с.