Методическая разработка "Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова" 10 класс


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА В 10 КЛАССЕ
Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.
Выполнил: учитель русского языка и литературы
структурного подразделения
ГБОУ школы №153 при ФБУ ИК-6
Ефремова Нина Евгеньевна
Санкт-Петербург
2016
ЦЕЛИ УРОКА:
раскрыть перед учащимися особенности той эпохи, когда жил и работал Н.А.
Некрасова;
охарактеризовать его произведения, написанные о народе и для народа;
вызвать эмоциональный отклик на его стихи;
ЗАДАЧИ:
увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания
психологических портретов героев;
наблюдая над текстами произведений, выявить авторское отношение к народной
теме.
ХОД УРОКА
Слово учителя.
Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии,
полной ненависти к угнетателям и огромной любви и сочувствия к простому народу.
Объявляю цель нашего урока.
Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. На сегодняшнем уроке мы
узнаем те стихотворения поэта, которые вошли в сокровищницу русской классической
поэзии. Урок будет проведён в форме лекции - вы будете помогать мне и одновременно
работать в рабочих тетрадях, составляя хронологическую таблицу жизни и творчества
великого поэта, выразительно читать стихи, одно из них анализировать; рассказывать о
той эпохе, которая формировала личность Н.А. Некрасова. На нашем сегодняшнем уроке
присутствует историк (эту роль выполняет ученица), который будет давать исторические
справки.
Оформляем страницу в рабочей тетради.
Николай Алексеевич Некрасов (28/XI-1821 27/XII-1877)
Запишем эпиграф:
Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного
стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия», с которым мы знакомились на прошлом уроке.
Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною
в последние годы».
Учитель.
Записываем эпиграф:
Я лиру посвятил народу своему…
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
О чем говорит эпиграф? (Некрасов - величайший поэт России, посвятил все свои
силы, талант, энергию служению народу, его счастью.)
Некрасов приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало
лучше. А недовольство усиливается от того, что, страдая, народ все же бездействует в
силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о
нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает не
забывать о предназначении поэта — звать народ к пробуждению.
Историческая справка. (Говорит ученица, выполняющая роль историка на уроке).
Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная
деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство,
личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались
проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность,
простота. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острейшей, давным-
давно назревшей была необходимость освобождения народа от крепостной зависимости.
Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Узел
затягивался все туже и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак
не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл
своей жизни в том, чтобы этой реформы добиться. Целое поколение новых людей,
демократов ощутили своё историческое предназначение. Их молодость пришлась на
мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них
освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой
возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них
счастьем.
Учитель.
Такой идеал избрал себе Некрасов.
Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению
гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника - и это стало его
«пожизненным амплуа».
«Родина» — новаторское произведение. В нем впервые в русской поэзии раскрыт
образ нового лирического героя: разночинца. В страстном лирическом монологе
видны черты его социально-психологического облика, раскрыт деспотизм
помещика, показана тяжелая доля крестьянина и трудная судьба женщины.
Чтение стихотворения «Родина» (1846) ученицей.
Дополнение учителя.
Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей… На нем была
дрянная шинелишка и саржевые панталоны. Горе так проняло его, что он закрыл лицо
руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит нищий с мальчиком. «Подайте, Христа
ради», - протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что
сказать, как старик толкнул мальчика:
- Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет. Эх, голова! Чего ты здесь?
продолжал старик.
- Ничего, - отвечал Некрасов.
- Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами.
- Не пойду. Оставьте меня.
- Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим.
Делать нечего. Некрасов пошел. Пришли они на 17-ю линию Васильевского острова.
Теперь этого места не узнаешь, всё застроено. А тогда был один деревянный домишко с
забором, а кругом пустырь. Вошли они в большую комнату, полную нищими, бабами и
детьми. В одном углу играли в три места. Старик подвёл его к играющим.
- Вот грамотный, - сказал он, - а приютиться некуда.
- Дайте ему водки, иззяб весь.
Некрасов выпил полрюмки. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову
подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было,
кроме старухи. Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он
написал и получил 15 копеек.
- С ними пошёл разживаться, - сказал Некрасов.
«Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И
в самом деле, неудач было много: провал на экзаменах в университет, неудача первого
сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное
существование, наконец, «подённая» черновая работа в столичных журналах, работа ради
куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но
одновременно формировался стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и
закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков,
только не в деревенском, а в городском быту. В поисках заработка частенько приходил
Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями
мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и
деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и
жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и
чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впе-
чатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание
общественной несправедливости.
Ученица-«историк» даёт историческую справку.
Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II 19 февраля
1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская
реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную
свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако
правительство сделало всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарованными
правами», власть помещика тяготела над крестьянами. Сохранились помещичьи
землевладения, оброк и барщина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.
Ученица читает «В полном разгаре страда деревенская»
Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет
судьба русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности женщины-
крестьянки.
Тему женской доли продолжает еще одно известное стихотворение Некрасова,
ставшее, впоследствии одним из самых любимых революционной молодёжью романсов.
Ученица читает «Тройка».
Давайте проанализируем это стихотворение, написанное поэтом в 1846году.
Анализ:
1/-О чем же это стихотворение? Какова его тема?
-Оно о тяжелой судьбе русской крестьянки.
2/Какой изображается молодая крестьянка? Найдите слова и выражения, которые
помогают автору нарисовать яркий образ девушки.
а/Эпитеты: бьется игриво
из-под брови полукруглой
смотрит бойко
лукавый глазок
взгляд полный чар(полный обаяния, пленительности)
б/олицетворение: бьется лента
в/метафора: лицо вспыхнуло; зажигающих кровь
г/сравнение: черных как ночь
д/метонимия :лукавый глазок(вместо взгляд)
3/-На сколько частей можно разделить стихотворение? Как оно построено?
-Можно разделить на две части. Вторая часть противопоставляется первой части.
Стихотворение построено на антитезе.
4/-Какие слова и выражения помогают поэту создать безрадостную картину будущего
крестьянки?
а/Эпитеты: перетянешь уродливо
выражение тупого терпения
бессмысленный, вечный испуг
сон непробудный (