Презентация "Жанр послание в лирике русских поэтов" 6 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Жанр послание в лирике русских поэтов.

Авторы проекта: Шадрина Дарья и Качурова Яна, учащиеся 6 «Д» класса.

Учитель: Ворошнина Елена Анатольевна.

Январь 2016

Введение.

На уроках литературы мы изучали жанр послание.

Нас заинтересовала эта тема, и мы решили узнать о ней побольше.

Введение.

*Узнать, что такое послание в художественной литературе.

*Выяснить, кто из русских поэтов использовал данный жанр в своих произведениях.

*Проанализировать, используется ли жанр послание в современной литературе.

Цели и задачи.

Жанр послание

*ПОСЛАНИЕ(от греч. Epistole)-литературный жанр в поэзии и публицистике;

стихотворное произведение , написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу(лицам).

*ПОСЛАНИЕ— это текст в форме письма или поэмы, направленный на восхваление или разъяснение чего-либо.

Из истории жанра

Возникло в античной поэзии, у Горация. Квинт Гораций Флакк- древнеримский поэт «Золотого века» римской литературы.

Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо об искусстве поэзии.

1)

«Послание» Гораций Флакк

«Сам не творя, покажу я, в чем дар, в чем долг стихотворца, Что ему средства дает, образует его и питает, Что хорошо, что нет, где верный путь, где неверный»

2) В новые времена послания были особенно распространены во Франции. Первым, кто привлек здесь внимание к этому виду стихотворений, был Маро.

Известны его шутливые и галантные послания из тюрьмы к своему другу и к королю.

.

3)В эпоху романтизма послание из письма конкретному лицу превращается в письмо обобщённому адресату (напр., «Послание цензору» А. С. Пушкина).

После пушкинской эпохи послания перестают быть излюбленной формой поэзии, а теперь, если изредка встречаются, то как подражания стилю той эпохи .

В дальнейшем развитии послания теряют по существу всякое отличие от обыкновенных лирических стихотворений.

«Рассказ о себе»

На весну моей юности безумной

Я был похож на ласточку,

Перелетавшую с места на место:

Юность бесстрашно и беззаботно толкала меня туда Куда меня влекло мое сердце.

«В альбом к Пущину»

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, Исписанный когда-то мною, На время улети в лицейский уголок Всесильной, сладостной мечтою. Ты вспомни быстрые минуты первых дней, Неволю мирную, шесть лет соединенья…

Послание в пушкинскую эпоху:

А) Послания А.С. Пушкина

Б) Послания В.А. Жуковского

В) Послания К.Н. Батюшкова.

А.С.Пушкин

Самый любимый жанр раннего лицейского периода А.С. Пушкина - дружеское послание. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний –признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание «К Чаадаеву». Поэт посвятил Чаадаеву три послания, четверостишие «К портрету Чаадаеву» и более десятка писем.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - русский поэт, драматург и прозаик.

Отрывок из послания «К Чаадаеву»:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой…

В.А.Жуковский

ПОСЛАНИЕ К ПЛЕЩЕЕВУ

В день светлого воскресенья

Ты прав, любезный мой поэт!

Твое послание на русском Геликоне,

При русском мерзлом Аполлоне,

Лишь именем моим бессмертие найдет!

Но, ах! Того себе я в славу не вменяю!

А почему ж? Читай. И прозу и стихи

Я буду за грехи

Марать, марать, марать и много намараю,

Шесть томов, например (а им, изволишь знать

Готовы и титул и даже оглавленье)

Потом устану я марать…

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

К.Н.Батюшков.

О ты , который средь обедов,

Среди веселий и забав

Сберег для дружбы короткий нрав,

Для дел - характер честный дедов!

О ты, который при дворе,

В чаду успехов или счастья,

Найти умел в одном добре

Души прямое сладострастье!...

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) - русский поэт.

Послание «К Тургеневу».

Жанр послание в литературе ХХ века

В современной литературе существуют 6 признаков послания.

Во-первых, возникают послания, где содержанием письма становится разговор о самом письме. Так, например, стихотворение Павла Васильева «Чтоб долго почтальоны не искали…»

Во-вторых, послания к адресату обобщенному (в ХХ веке их количество резко возрастает; это связано с тем, что советская поэзия стремится к большей просвещенности).

В-четвертых, варьируется отправитель. Специфика отправителя обнажается в ролевой лирике, где автор послания скрывается под маской героя. В 40-е годы частотными становятся ролевые послания, как, напр., «Письмо по радио» М.В. Исаковского

В-третьих, наряду с дружескими появляется немалое количество сатирических посланий. Скажем, такая разновидность, как открытое сатирическое письмо (К. Симонова «Открытое письмо» 1943 г.):

В-пятых, варьируется контакт. «Тело письма» в ХХ веке все более осознается как условность. Возникает множество посланий «на смерть», но, в отличие от стихотворений, посвященных памяти адресата, содержат диалог с умершим как с живым. Примером такого послания может служить стихотворение А. Ахматовой «Памяти В.С. Срезневской», заглавие которого не позволяет провести различие между посланием и стихотворением по случаю смерти, но уже первая строка демонстрирует продолжение диалога с адресатом как с живым человеком.

В-шестых, варьируется контекст. В ХХ веке появляются послания, в которых текст, лишенный внешних признаков жанра, воспринимается именно как послание из-за знания читателями затекстовой ситуации. Иногда адресат стихотворения «прочитывается» через знание определенных культурных фактов, указание на которые дается в тексте или в заголовочном комплексе. Так, например, стихотворение Д. Бедного «Любимому» на первый взгляд лишено конкретного указания адресата, его имени нет ни в заглавии, ни в тексте.

Жанр послание в литературе 21века.

В «дружбе» литературы и жанра «послание» в 21 веке практически ничего не изменилось.

Люди также пишут дружеские и лирические послания, но жанр стал использоваться реже.

Примеры современных посланий:

П.Березкин

Hallo,родная моя hallo

Я знаю много значений слов. Не знаю, где ты и с кем.  «Hallo,родная моя,hallo», — осталось на языке.  Смотри: чтобы это письмо дошло, я марки наклеил две.  Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет.  Я оказался в том месте, где слова мои — белый шум.  Я вижу лица других людей, но писем им не пишу.  Я вместо карточки голубой сжимаю жетон в горсти.  Мне жаль, что я не уехал с тобой.  Прости, родная, прости.  С тех пор человеческое тепло — заряженный пистолет.  Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет.  Летаю Берлин-Петербург-Берлин, не схватишься за крыло.  Я здесь, родная моя, один. Hallo,родная,hallo.  Здесь оказалось не так светло, во все пределы мело, и, чтобы увидеть свет —  «Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет». 

А.Невзлюбцкий

Нинка,Нинка

Нинка,Нинка,

Ты замуж собралась, а мне так дико,

Ну чем тебя привлек твой генерал,

Ведь он же старый, чем тебя он взял.

А ты надела на пальцы побрякушки,

И ты смеешься, завидуют подружки,

И в белой шубке ходишь по двору,

Ну как снегурка, возьму да украду.

И мне так душно, жить твоим обманом,

Ты раньше была глупой, а сейчас подавно,

Ну кто тебя тебя услышит там вдали,

Со старым мужем, без денег на мели.

Анкетирование среди учеников школы №79

  • 90% учащихся нашей школы выбрали ответ а)
  • 88% учащихся знают поэтов, писавших в этом жанре
  • 50% учащихся не считают послание актуальным в наше время
  • 46% учащихся считают жанр актуальным.

Вывод.

Вывод

Таким образом, послания ХХ века демонстрируют вариацию признаков классической модели жанра. Видимо, с этим связана вариативность заглавий: «Послание друзьям», «Письмо любимой Молчанова, брошенной им», «Ответ поэту», «Разговор с матерью». Послание, сохраняя жанровую доминанту и варьируя признаки, выявляет изменение статуса коммуникации в культуре ХХ века: катастрофическая нехватка общения обуславливает диалог в его маргинальных вариантах – с умершими, условными или фиктивными адресатами.

1)

2) Жанр послание в нашей современной литературе не угас, но его стали использовать гораздо реже.

Спасибо за внимание!!!