Конспект урока "Три мира в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита""


«Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"»
Цели урока:
Показать жанровое и композиционное своеобразие романа М.Булгакова “Мастер
и Маргарита”.
Разобраться в особенностях взаимопроникновения трех миров в романе.
Вынести нравственные уроки, главные ценности, о которых говорит писатель.
Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
Слайд 1.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую вас на уроке
литературы, который посвящён теме: “Три мира в романе М.Булгакова “Мастер и
Маргарита”.
На прошлом уроке мы с вами определили, что на страницах романа Булгаков умело
соединил между собой различные миры. И сегодня мы продолжим изучение
«закатного» романа, созданного писателем, постараемся определить композицию
данного произведения, её своеобразие, проникнуть в художественный мир, созданный
писателем.
Чтобы продолжить работу по данной теме, я хочу предоставить слово
Алексею (Сидорову), которому было дано индивидуальное задание:
проанализировать композицию произведения, выявить её особенности.
Слайд 2
Ответ учащегося: Композиция романа Михаила Афанасьевича Булгакова
«Мастер и Маргарита» сложна: в нём автор использует хорошо известный в
литературе приём «роман в романе», также в нём равноправно существуют 3
сюжетные линии:
историческая (Понтий Пилат и Иешуа)
сатирическая (Воланд и К° и москвичи)
любовная (Мастер и Маргарита)
Эти линии сливаются в финале воедино, несмотря на стилевые различия, и в
центре романа всё равно стоит тема Творца. Мастера.
В романе всего 32 главы с эпилогом, причём те 4 главы, которые рассказывают
историю Понтия Пилата и Иешуа и показывают всего один день (пятницу перед
Пасхой), мастерски вплетены в повествование: сначала это рассказ Воланда (гл.2),
потом сон Ивана Бездомного (гл.16), затем главы романа Мастера, которые читает
Маргарита (гл.25,26).)
Остальные 28 глав рассказывают нам о жизни москвичей 30-х годов 20 века. И в
эту жизнь, благодаря фантазии Булгакова, врывается Воланд со своей компанией, и,
как уже было сказано выше, в конце романа все сюжетные линии сплетаются воедино.
Слайд 3.
Слово учителя:
Действительно, роман Булгакова сложен по структуре и содержанию, и чтобы
продолжить нашу работу я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик, чтобы
мы смогли погрузиться в волшебный мир булгаковского романа. Всмотритесь в
иллюстрации к роману, вслушайтесь в музыку Игоря Корнелюка, кого из героев вы
увидите в этом ролике, как они связаны друг с другом?
Слайд 4.
Видеоролик «Иллюстрации к роману»
Итак, кого вы увидели в этом ролике? Как эти герои связаны друг с другом в романе?
(Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри, Воланд и его свита, Мастер, Маргарита, москвичи)
Как эти герои сопоставлены в романе?
Ответ:
Все они принадлежат к различным сюжетным линиям, мирам:
Московский мир
Ершалаимский мир
Фантастический мир
Слайд 5.
На прошлом уроке вы получили задание проанализировать созданные Булгаковым
миры, а, объединившись в группы, разработать проекты и защитить их по данным
темам.
Повествование в романе начинается с описания московского мира. Поэтому я
приглашаю ребят из первой группы для защиты проекта.
Защита проекта в сопровождении с презентацией
НОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд 1.
Московский мир
Повествование в романе начинается с описания московского мира. У Булгакова
советская Москва представлена по-разному.
Слайд 2.
Особенно колоритно представляет в эпизодах: «Вечер в доме литераторов»,
«События в жилтовариществе», «На Садовой», «Сеанс волшебной магии в Варьете».
По всему роману рассыпаны приметы нового времени: Соловки, как реальная угроза
наказания, шпиономания («Он никакой не интурист, а шпион» - говорит Бездомный
Берлиозу), обязательное членство в профсоюзе (Ивана Бездомного спросили в
больнице, член ли он профсоюза), доносы и стукачество по телефону (Коровьев и его
проделки), тотальные проверки документов («А у вас есть документик?»), вранье с
эстрады, секретные наблюдения за гражданами, непечатание «опасных» книг,
магазины для «богатых», буфеты с несвежими продуктами, аресты.
В первой главе мы встречаемся с двумя героями Михаилом Александровичем
Берлиозом и Иваном Николаевичем Бездомным.
Слайд 3.
Михаил Александрович Берлиоз - председатель правления одной из крупнейших
московских литературных ассоциаций (МАССОЛИТ), редактор толстого
литературного журнала. В романе показан образ умного, образованного человека,
много знающего, но изменившего главному предназначению литературы. Главным
для него стало не служение творчеству, Музе, а погоня за известностью,
материальными благами. Берлиоз является на страницах романа дважды. В первой
главе он предстаёт перед читателем «из плоти и крови», а в главе двадцать третьей у
редактора вид самый фантастический – мёртвая голова на золотом блюде.
Слайд 4.
Берлиоза нельзя отнести к главным героям романа. Он погибает в самом его
начале. Но по ходу действия о нём то и дело вспоминают. Берлиоз большой
литературный авторитет. Хоронят его по «высшему разряду», как лицо очень
значительное.
За своё неверие Берлиоз получает окончательный приговор, который вынесен
Воландом на балу словом Христа: «каждому будет дано по его вере» и уходит в
Небытие.
Слайд 5
Видеоролик о Берлиозе
Слайд 6
Для характеристики литературного мира Москвы очень важны МАССОЛИТ и
«Грибоедов». МАССОЛИТ название выдуманной Булгаковым Московской
ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру этого времени РАПП:
литературную группировку, которая стала символом карательных функций по
отношению к свободомыслящим художникам.
Писатели, входящие в МАССОЛИТ, играют в романе неблаговидную роль:
Лаврович, Латунский и др. уничтожают статьями, доносами Мастера и его роман. Они
равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они не лишены ни знаний, ни
интеллекта, но все это служит собственному продвижению по карьерной лестнице.
«Грибоедов» - ресторан, в котором собирается пишущая братия, но не для того,
чтобы обсудить будущего Дон Кихота или Тартюфа, а для того, чтобы отведать
порционные судачки а ля натюрель, филейчики, выпить, разделить перелыгинские
дачи. Грибоедов символ не пишущей, а жующей писательской братии, символ
превращения литературы в источник насыщения неумеренных аппетитов. И когда в
этот мир входит Мастер со своим романом, то его судьба предопределена.
Слайд 7
Также представителем мира литераторов является Иван Бездомный, ученик
Берлиоза. Знакомство с этим персонажем происходит в самом начале романа, когда
Берлиоз и Бездомный беседуют об антирелигиозной поэме о Иисусе Христе,
заказанной Бездомному Берлиозом. Для Булгакова творение Бездомного
законченный образчик антиискусства. Анализируя произведение Бездомного, Берлиоз
говорит: «Трудно сказать, что именно подвело вас, Иван Николаевич
изобразительная ли сила таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому
вы писали, - но Иисус в вашем изображении получился ну совершенно как живой,
хотя и не привлекающий к себе персонаж». Обращают на себя внимание слова
«полное незнакомство». Что же может написать человек при полном незнакомстве с
предметом, что нафантазировать, тем более в антирелигиозном ключе!
Встреча с Мастером на время меняет Бездомного, но потом он заболевает
«всезнанием», все происшедшее он объясняет тем, что «в молодости он стал жертвой
преступных гипнотизеров».
Изображению других московских обывателей служит шарж, ирония, гротеск,
фантастика (повторить по словарю, если не помнят ученики). Но основное средство
сатира.
Слайд 8
Никанор Иванович Босой, председатель жилтоварищества, взяточник, мошенник.
Алоизий Могарыч, «подружившийся», втершийся в доверие к Мастеру, написавший
на него донос, выселивший из квартиры. Наушник и доносчик барон Майгель, кровь
которого пьет Воланд. Пьяница, занимающий не свое место Степан Богданович
Лиходеев. Врун Варенуха, скупердяй и жулик буфетчик Андрей Фокич. Чиновник
Николай Иванович, берущий справку для оправдания перед женой за полеты в образе
борова. Прохор Петрович, костюм которого справляется с обязанностями чиновника и
без его обладателя. Все эти герои подвергаются и осмеянию, и осуждению автора.
Слайд 9
Особенно ярко Булгаков описал пороки московского общества на сеансе чёрной
магии. Присутствовавшую на сеансе публику объединяла страстная любовь к деньгам,
чрезмерное любопытство, атеизм, недоверчивость и страсть к разоблачениям.
Возможность лёгкой наживы опьяняет, деньги разжигают злобу, выявляют и без того
накопившуюся в большом количестве в умах граждан глупость.
Слайд 10
Видеоролик
Слайд 11
Москвичи к тому же ещё и большие вруны. Они обманывают друг друга и самих
себя. Аннушка, виновная в убийстве Берлиоза по неосторожности, начала врать, когда
в её руки случайно попала золотая подкова "Так это ваша подковочка. А я смотрю,
лежит в салфеточке. Я нарочно прибрала, чтобы кто не поднял, а то потом поминай
как звали".
Слайд 12