Конспект урока "Революция глазами А.Блока. Поэма "Двенадцать"" 11 класс

Революция глазами А.Блока. Поэма
«Двенадцать»
Методическая разработка урока литературы
преподавателя Телегузовой Ольги Сергеевны
Г(О)БОУ НПО Профессиональный лицей № 10 г. Липецка
Аннотация:
Творчество А.А. Блока - ключевая тема, объединяющая 4 урока, в разделе «Серебряный век»
русской поэзии. В учебной программе по литературе данный раздел следует сразу же за первым -
«Реализм рубежа веков», включающим изучение творчества И.А. Бунина, А.И. Куприна и М.Горького.
В учебно-тематическом планировании выбранные мною 27-28-й уроки «Революция глазами А.Блока.
Поэма ”Двенадцать“» завершают изучение творчества А.А. Блока.
Почему я называю творчество А. Блока ключевой темой? Кроме её культурной значимости
(которую признавали уже современники А. Блока, провозгласившие его первым поэтом России
начала ХХ века), она играет важную роль в развитии у учащихся навыков анализа стихотворного
текста. Именно на примере этой темы учащиеся учатся осмысливать творчество автора, используя
знания о том литературном течении, к которому он принадлежит. Кроме того творчество А. Блока
неизбежно изучается в контексте историко-культурной ситуации в России начала ХХ века.
Поэма «Двенадцать» - вершина художественного наследия А. Блока и одновременно его
осмысление эпохального события в российской истории - революции 1917 года. Сегодня эта поэма
стала особенно актуальной, без личностного осмысления революции учащимися невозможно
формирование ни современной гражданской позиции, ни гуманистических убеждений. Дать
возможность учащимся увидеть революцию глазами поэта, услышать её музыку в поэме, понять
отношение автора к революции и сформировать (или начать формировать) своё отношение к этой
странице истории - вот основные цели этой методической разработки.
По окончании уроков учащиеся должны
-знать тему, идею, сюжет поэмы «Двенадцать», художественные средства, раскрывающие
отношение автора к революции,
-уметь анализировать художественное произведение с учётом особенностей поэтики
символизма и историко-культурного контекста,
-владеть навыками личностно значимой интерпретации произведения, переосмысления
авторской позиции по поставленной проблеме.
Цели урока:
1. на материале статьи “Интеллигенция и революция” и поэмы “Двенадцать” выяснить отношение
и А.Блока к революции, его позицию в отношении интеллигенции к событиям 1917 года:
1.1. сопоставить основные положения статьи и проблематику поэмы
1.2. определить роль образов-символов и художественных деталей;
1.3. проследить за особенностями стилистической реализации стихии революции;
1.4. показать полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового
пожара, революционного переустройства жизни;
1.5. рассмотреть многозначительность финала поэмы;
2. формировать умения и навыки анализа лиро-эпического произведения, написанного в стиле
символизма, навыки интерпретации художественного произведения в его историко-
литературной обусловленности;
3. воспитывать читательский вкус учащихся, развить интерес учащихся к литературе и её
творческому осмыслению
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация с иллюстрациями к поэме
“Двенадцать”, карточки для работы в парах.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы и приёмы:
1) Метод творческого чтения
выразительное чтение мастера художественного слова Александра Балакирева
слово учителя
беседа
постановка нравственно-философской проблемы
2) эвристический метод
обучение анализу текста художественного произведения
постановка системы вопросов
На дом несколько учащихся получили индивидуальные задания по статье “Интеллигенция и
революция “. Всем учащимся были заданы вопросы к поэме “Двенадцать”.
Ход урока.
«Сегодня я – гений! “Двенадцать” – какие бы они ни
были – это лучшее, что я написал»
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием
слушайте революцию»
«Трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный
день»
(А. Блок)
Оргмомент.
Вступительное слово учителя (1 этап урока - 15 минут). Раздать карточки для работы в парах.
СЛАЙД 1
Когда произошла революция 1917 года, многие писатели, поэты, композиторы покинули Россию. А.
Блок принял решение: он остается на Родине. В это смутное время, когда интеллигенции
приходилось решать вопрос, с кем быть, споры, прежде всего, велись по поводу смысла поэмы
«Двенадцать»: благословил или проклял первый по величине поэт революцию? По утверждению
В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”. Поражало
современников то, как мог певец Прекрасной Дамы создать строки о толстомордой Катьке? Как мог
поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее
дни слова: «Пальнем-ка пулей в святую Русь?» Эти вопросы были поставлены вскоре после первой
публикации «Двенадцать» в газете «Знамя труда», окончательные ответы на них не найдены до сих
пор. Мы сегодня попробуем поискать свои ответы на эти вопросы.
СЛАЙД 2
Перед вами две даты: 9 января 1918 года и 29 января 1918 года
И статья “Интеллигенция и революция”, и поэма “Двенадцать” написаны в одно и то же время:
январь 1918 года.
Какое имеет отношение к теме сегодняшнего урока данная статья? Какие взгляды в ней выразил А.
Блок? Какой ответ дал интеллигенции на главный вопрос в семнадцатом году? На эти вопросы нам
ответят учащиеся, работавшие дома по индивидуальным заданиям. Задание для остальных
учащихся: кратко (1 предложение) обобщить ответ докладчика на вопрос.
Первое сообщение
1. Какую оценку современной ему эпохе дает Блок? Как Блок характеризует свою эпоху?
Примерный ответ ученика.
А. Блок пишет: « … передо мной - Россия: та, которую видели в
устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург,
который видел Достоевский; та Россия, которую Гоголь назвал несущейся
тройкой. Россия - буря. Мы русские, переживаем эпоху, имеющую немного
равных себе по величию. России суждено пережить муки унижения,
разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому – великой».
Вывод: Революция - великая потому, что она великая по замыслу,
революция задумана и осуществляется русским народом, чтобы сделать жизнь
прекрасной. Именно великий замысел привлекает А. Блока.
Второе сообщение
2. Как Блок понимает природу революции? С какими природными явлениями сравнивает Блок
революцию? Каковы цели революции, по мнению Блока? Как А. Блок призывает относиться к
разрушению, которое несёт революция?
А. Блок сравнивает революцию с бурным потоком, снежным бураном,
т.е. с разгулом природной стихии, перед которым бессилен человек:
“революция как грозовой вихрь, как снежный буран всегда несет новое и
неожиданное”. У революции благие цели: «Переделать все. Устроить так, чтобы
все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь
стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». Поскольку
природа революции стихийна, она не может обойтись без разрушений: «Что же
вы думали? Что революция идиллия? Что творчество ничего не разрушает на
своем пути? Что народ паинька? …что так бескровно и так безболезненно и
разрешится вековая распря между “белой” и “черной” костью, между
образованными и необразованными, между интеллигенцией и народом?.. Она
жестоко обманывает многих, она легко калечит в своем водовороте достойного,
она часто выносит на сушу невредимых и недостойных; но – это ее частности,
это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и
оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда - о
великом». А. Блок оправдывает действия народа: «Почему дырявят древний
собор? Потому что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал
водкой.
Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому что там
насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.
Почему валят столетние парки? – Потому что сто лет под их развесистыми
липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему
мошной, а дураку – образованностью».
Вывод по второму вопросу: природа революции, по Блоку, стихийна, это
и созидание и разрушение, частными свойствами революции Блок считает
жестокость и обман, а главным – размах и величие, обновление мира. Блок
принимал и оправдывал революцию романтически – как возмездие старому
миру, из которого должна родиться гармония будущего.
Третье сообщение
3. Какой выбор для себя, как представителя интеллигенции, сделал Блок? К чему призывал Блок
интеллигенцию? Почему именно на интеллигенцию возлагал А.Блок большие надежды? Принял ли
А. Блок революцию?
«Не вас ли (интеллигенцию) надо будить теперь от "векового сна"?» -
задаёт риторический вопрос А. Блок. А сразу же за этим он призывает: «Всем
телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию. Я думаю, что не
только право, но и обязанность интеллигенции состоит в том, чтобы …слушать ту
великую музыку будущего, звуками которой наполнен воздух…»
А. Блок возлагает большие надежды именно на интеллигенцию: «Я
обращаюсь ведь к "интеллигенции", а не к "буржуазии". Той никакая музыка,
кроме фортепьян, и не снилась». Ведь интеллигенцию «просвещали наука,
искусство и литература? Ведь они пили из источников не только загаженных, но
также - из источников прозрачных и головокружительно бездонных, куда
взглянуть опасно и где вода поет неслыханные для непосвященных песни?»
«Я говорю о тех, кто политики не делает; о писателях, например (если
они делают политику, то грешат против самих себя, потому что "за двумя
зайцами погонишься - ни одного не поймаешь": политики не сделают, а свой
голос потеряют). Я думаю, что не только право, но и обязанность их состоит в
том, чтобы быть нетактичными, "бестактными": слушать ту великую музыку
будущего, звуками которой наполнен воздух, и не выискивать отдельных
визгливых и фальшивых нот в величавом реве и звоне мирового оркестра».
«Русской интеллигенции - точно медведь на ухо наступил: мелкие страхи,
мелкие словечки. Не стыдно ли издеваться над безграмотностью каких-нибудь
объявлений или писем, которые писаны доброй, но неуклюжей рукой? Не
стыдно ли гордо отмалчиваться на "дурацкие" вопросы? Не стыдно ли
прекрасное слово "товарищ" произносить в кавычках?»
«Чем дольше будет гордиться и ехидствовать интеллигенция, тем
страшнее и кровавее может стать кругом».
Вывод по третьему вопросу: А. Блок не только принял революцию,
признал ее, он еще призвал интеллигенцию помогать революции.
Учащиеся (с поддержкой учителя) подытоживают сказанное:
А. Блок был уверен, что живёт в великое время, когда разрушится старый, изживший себя мир и
начнёт строиться светлое будущее. Те разрушения, которые принесла с собой революция, поэт
объясняет её стихийным характером и призывает интеллигенцию поддержать революцию.
Эти выводы станут основой, с которой мы начнём изучение поэмы. Как вы уже поняли, взгляды,
изложенные в статье “Интеллигенция и революция, Блок воплотил и в ней.
Работа с поэмой “Двенадцать” (второй этап урока - 15 минут)
Прежде чем приступить к чтению поэмы, давайте вспомним, к какому литературному течению
тяготел А.Блок.
К символизму.
Дать определение символу.
Символ - это многозначный предметный образ, который основан на
совмещении нескольких значений (прямого и переносных), родственных друг
другу, соединённых в результате ассоциативной общности.
Работа над символами в поэме. Символическое начало поэмы, прослушать две первые строфы в
исполнении А. Балакирева
СЛАЙД 3
Какие образы-символы можно отыскать в первой части поэмы.
Расшифруйте символы:
Чёрный - зло, тьма, низкое.
Белый - добро, свет, высокое.
Вечер - прошлое
Снег - обновление (будущее), очищение.
Какой ещё цвет присутствует в поэме? С каким временем он ассоциируется?
Красный - цвет крови, флаг революции, красный - цвет кровавого настоящего.
Образ ветра дается в традиционном для поэзии Блока значении: стихии и
перемен. Появляется образ человека, не стоящего на ногах под ударами ветра.
Комментарий учителя: Важно подчеркнуть, что поэт не конкретизирует этот образ - это ни красный,
ни белый, ни революционер, ни реакционер – это человек вообще, которому негде укрыться от
всепроникающего ветра революции. Выстоит ли человек, когда дует ветер истории? Это одна из
ведущих тем литературы 20-го века. Следует также обратить внимание, что ветер охватывает
глобальное пространство, «на всём божьем свете».
Вьюга - символ растерянности, смуты, потери пути, ориентиров в жизни.
СЛАЙД 4
Вывод: А.Блок изобразил революционную Россию как расколотый надвое мир, как противостояние
чёрного и белого. Старая Россия ассоциируется в сознании А. Блока с чёрным цветом. Он надеется
на преображение России из чёрной в белую.
Кровавое (красное) настоящее - это лишь переходный этап, как мы увидели из статьи
«Интеллигенция и революция» и одного из эпиграфов, своего рода чистилище, смутное время для
любого человека, в которое главное удержаться на ногах.
Цветовая символика
Чёрный
зло, тьма, низкое
Красный
кровь
Белый
добро, свет, высокое
прошлое
настоящее
будущее
Первая глава поэмы посвящена изображению старого мира. С какими образами старого мира вы
встретились (прочитать их описания)? Каково отношение к ним автора?
К старому миру относятся: «старушка-курица», «писатель-вития»,
«барыня в каракуле», «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп». Их время
прошло, автор описывает их сатирически, это пошлые пережитки старого мира.
Найдите эпитеты к слову злоба: (грустная, черная, святая). Объяснить все эпитеты.
СЛАЙД 6
Грустная - необходимость разрушения в своей стране.
Чёрная - настоящая злоба, зародившаяся в результате долгого терпения
несправедливостей, унижения, мучений.
Святая - должна совершить доброе дело - спасти родину от гибели, уничтожить
старый мир.
Промежуточные итоги
Блок понимал революцию как своего рода наказание правящему классу за их преступное
пренебрежение своим государственным и нравственным долгом по отношению к собственному
народу. В связи с этим – это злоба восставшего раба, который борется за свои права. По мнению
Блока, такая злоба является исторически объяснимой и в чём-то оправданной.
Переходим к главному символу - названию и героям поэмы (третий этап урока - 20 минут).
Почему Блок даёт именно такое название поэме?
Двенадцать глав в поэме, двенадцать красногвардейцев- главных героев.
Почему красноармейцев именно двенадцать, какая ассоциация должна возникнуть у читателя с этим
числом?
Библейская ассоциация с двенадцатью апостолами
Какие имена красногвардейцев мы знаем? Как они подтверждают библейскую ассоциацию?
Петруха - апостол Пётр, Андрюха - апостол Андрей.
СЛАЙД 7
Чтение второй главы
Охарактеризуйте этих героев, подтверждайте свои мысли цитатами из текста.
СЛАЙД 8
Винтовок черные ремни,
Кругом - огни, огни, огни…
В зубах – цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Это городская беднота, бывшие каторжники. Их внешность олицетворяет
духовный облик:
Свобода, свобода,
Эх, эх без креста!
Они безбожники, слишком ясно несут на себе следы той жизни, которую
они прожили, жизнь, в которой, чтобы уцелеть, надо было стать такими.
Вы верно охарактеризовали апостолов революции, опираясь на авторское описание. Но чтобы
картина была полной нам необходимо проанализировать другие важные художественные средства,
используемые в поэме для создания этого образа. Начнём с сюжета. В чём сюжет поэмы?
История Катьки и Петрухи, убийство Катьки.
Для чего же понадобился автору такой обыденно-приземлённый, пошловатый сюжет? Давайте
попробуем ответить на этот вопрос, прослушав результаты работы по карточкам.
Проверка работа в парах по карточкам
СЛАЙД 9
1. За что убили Катьку? В чем ее вина перед революцией?
Фактически Катька является невинной жертвой: даже если считать, что ее
вина перед революцией в том, что раньше она проводила ночки с
красноармейцем Петрухой, а теперь с буржуем Ванькой, то не слишком ли
сурово за такую вину наказание? – убийство без суда и следствия, а потом
глумление над трупом?
А Катька где? – Мертва, мертва! –
Простреленная голова!
Что Катька, рада?- ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!”
2. Обратите внимание на нравственную оценку совершенного поступка. Как переживают
совершённое красногвардейцы.
Петруха переживает потому, что
“Эту девку … любил
Ночки черные, хмельные
с этой девкой проводил”.
Но переживания Петрухи лишены нравственной основы. Его товарищи не
переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является
поступком обыденным, не заслуживающим переживания.
Их “сочувствие” Петрухе весьма своеобразно: в оказании моральной
поддержки они пытаются обратить Петьку к великой идее революции:
“Что ты, Петька, баба что ль…
Поддержи свою осанку!
Над собой держи контроль!
Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет время
Нам, товарищ дорогой!
А теперь давайте вернёмся к нашему вопросу: Для чего понадобился автору такой сюжет?
Учащиеся с помощью учителя подводят промежуточный итог:
Переживания Петрухи и его товарищей менее всего связаны с
нравственностью как таковой. Причем бездуховность героев явление не
ситуативное; она проявляется постоянно, эпизод с Катькой всего лишь высветил
ее особенно ярко. В центре поэмы вседозволенность кровавой расправы,
обесценивание жизни, свобода без креста.
Но давайте вспомним, что в статье “Интеллигенция и революция” разрушения, убийства Блок
определил как неизбежные частности революции, которые не могут снизить ее величие.
Осталось проанализировать ещё одно художественное средство. Опять же в статье
«Интеллигенция и революция» А.А.Блок призывал слушать «музыку революции» (обращение к
эпиграфу). Своё музыкальное восприятие событий А. Блок мастерски передал в поэме. Как
ритмический строй поэмы помогает нам в истолковании её сюжета и главных образов?
СЛАЙД 10
3. Найти характерные музыкально-ритмические отрывки в тексте и определить их жанровую
принадлежность.
Примерный ответ ученика
марш
лозунг
призыв
песня
мещанский романс
уличный язык голытьбы
частушка
молитва
Вывод: всё это было слышно на улицах, сливалось в музыку революции,
которую как бы подслушал А. Блок и правдиво увековечил в своём
произведении. Это также ещё одна характеристика тех слоёв общества, которые
являются исполнителями революции, музыка смутного времени, и поэтому в
ней нет места цивилизованным звукам дворянской культуры прошлого века.
Вот мы и подошли к одному из главных вопросов сегодняшнего занятия: как сам автор относится к
своим героям? Чтобы дать окончательный ответ, прослушаем ещё один отрывок из поэмы.
СЛАЙД 11
Прослушать 11 главу
- Идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль,
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
«Ничего и никого на жаль» - вот основной признак смутного времени. Ни себя, никого другого не
жаль двенадцати во имя величия революции. Об этом писал даже один из главных её идеологов М.
Горький: “Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам,
накопившимся под свинцовым крышей монархии, в то же время она отбросила в сторону от себя все
интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны”(из сборника статей
“Несвоевременные мысли”)
Сформулируйте отношение А. Блока к изображённым им самим героям-революционерам.
А. Блок не идеализирует, но и не судит своих героев, причины
разрушений он объяснил уже в статье «Интеллигенция и революция», и он
прекрасно понимает, что революция не сделала людей хуже, она всего лишь
дозволила проявиться в их поведении тому, что было постыдным. Путь
“Двенадцати” - это путь к осознанию величия революции через ее частности.
Возможно, что и наше настоящее столь неприглядно в нравственном плане потому, что начиналось
оно с бездуховности, что первые шаги были сделаны двенадцатью, и такими, как они, и А. Блок нам
эти шаги показал.
Последний этап урока - 15 минут.
А теперь второй главный вопрос - загадка финала поэмы.
СЛАЙД 12
Чтение финала
Вопрос: какое значение имеет образ Христа в поэме? Как должен понять читатель появление Христа,
возглавляющего (невидимо для них самих) красногвардейцев?
Учитель: нет однозначного ответа среди критиков до сих пор: одни воспринимают образ Христа как
попытку освятить дело революции, другие как кощунство. Ответа не дал и сам Блок. В его записных
книжках осталась запись: “…Я сам удивился: почему Христос. Но чем больше вглядывался, тем яснее
видел Христа. И тогда я записал у себя: “К сожалению, Христос”. Что Христос идет перед ними
несомненно. Дело не в том, что достойны ли они его, а страшно то, что он опять с ними, и другого
пока нет, а надо другого?”
Я предлагаю вашему вниманию несколько трактовок финала поэмы, бытующих среди
литературоведов. Какая из этих трактовок ближе мне, вы скоро поймёте. Какую выберите вы, решать
вам самим.
1. Может быть, в образе Иисуса Христа он увидел ту третью силу, которая способна преодолеть
стихию и хаос. Значит, не с двенадцатью он связывал надежды. Это светлое начало, которое
выведет Россию на путь спасения, несмотря на разгул смуты.
2. Может быть, это признание жертвенности того пути, который совершают двенадцать
красноармейцев.
3. Может, Иисус Христос – это вечная истина, к которой мы идем всю жизнь, преодолевая
препятствия.
4. Может, самозванцев-апостолов возглавляет самозванец-христос, Антихрист.
5. Может, не Христос ведёт красногвардейцев, а, наоборот, его самого ведут на расстрел.
6. Или же, опираясь на статью «Интеллигенция и революция», резонно предположить, что А.Блок
верил в святую цель революции - зарождение нового, светлого мира. И пусть эта цель
осуществляется кровавыми средствами, это неудивительно: сами революционеры, давшие волю
своему гневу и сметающие всё на своём пути, не видят возглавляющего их Христа, даже не
подозревают о том, что они - орудие вышнего провидения.
Мы можем высказывать только предположения. Критики “бьются” над этим вопросом по сей день.
Поэма до сих пор остаётся общепризнанно гениальным произведением, отмеченным и самим
автором (обращение к эпиграфу), однако не дающим прямые ответы на поставленные в нём
вопросы. Тем не менее вот так высоко оценил смысловой итог поэмы один из лучших знатоков
блоковского творчества В.М.Журмунский:
СЛАЙД 13
« Погрузившись в родную ему стихию народного восстания, Блок подслушал ее песни, подсмотрел
ее образы…- но не раскрыл… трагических противоречий и не дал никакого решения, не наметил
никакого выхода: в этом его правдивость перед собой и своими современниками». Как вы
понимаете эти слова и в чём тогда заслуга А. Блока, создатель поэмы «Двенадцать»?