Сценарий "Нет мне ответа…" по творчеству Виктора Петровича Астафьева (посвящается 90-летию со дня рождения писателя)" 11 класс

МБОУ «СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»
Сценарий спектакля
«Нет мне ответа…»
по творчеству Виктора Петровича Астафьева
(посвящается 90- летию со дня рождения писателя)
1924 - 2014
Автор-составитель:
Никанорова
Екатерина Борисовна,
учитель литературы,
высшая
квалификационная
категория
Череповец
2014
2
Слово о Викторе Астафьеве
Слайд 1. Портрет писателя
Чтец:
Был полон зал,
Все замерли и ждали,
Что к ним на встречу выйдет
Исполин,
Что загремят на пиджаке медали,
И долго будет говорить один.
Но вдруг с трудом поднялся
К нам на сцену
Седой, как лунь, сутулый человек.
Сомнений нет, он жизни знает цену,
Крутил его, мотал двадцатый век.
Он говорил, и чудилась царь-рыба,
Босое детство, белые снега,
Большая жизнь –
Неписаная книга,
Поклон последний –
Память на века.
Ведущие
1. Эти стихотворные строки посвящены Виктору Петровичу Астафьеву, замечательному
русскому писателю, которому 1 мая 2014 года исполнилось бы 90 лет со дня рождения. Он
ушел от нас в 2001 году, оставив после себя книги, вошедшие в золотой фонд русской и
мировой литературы.
2. Сегодня мы расскажем вам об этом писателе, познакомим со страницами некоторых его
произведений. А начнем свой рассказ с биографии Виктора Петровича.
1. Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 году в селе Овсянка, что находится
недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, притока Енисея в семье Петра
Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых.
Слайд 2. Деревня Овсянка. Слайд 3. Родной дом писателя. Слайд 4.
2. В семь лет мальчик потерял мать она утонула в реке, зацепившись косой за основание
подводного столба. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что
мамы нет и никогда не будет».
Слайд 5.
Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна.
Несмотря на внешне крутой нрав, ее доброты хватает на всех.
Слайд 6.
1. Отец будущего писателя женился во второй раз и решил податься «за северной дикой
деньгой». Он с женой и двумя сыновьями Виктором и новорожденным Николаем
отправляется в Игарку. Отношения с мачехой не складывались. Виктор снова остаётся всеми
брошенный. Так он получает направление в детский дом.
Слайд 7.
2. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, напишет спустя годы В. П. Астафьев.
Дитя, по выражению деда Павла, „не рожено, не прошено, папой с мамой брошено“, тоже
куда-то девалось, точнее откатилось от меня. «Самостоятельную жизнь я начал сразу,
безо всякой подготовки».
Слайд 8.
1. Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года
попадает на фронт Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся
затем в Первый Украинский. Был шофёром, артразведчиком, связистом. В 1944 году в
3
Польше был контужен. Несколько раз был тяжело ранен. Фронтовая биография солдата
Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над
Германией" и "За освобождение Польши»
Слайд 9.
2. После демобилизации в 1945 году женился, уехал на Урал в город Чусовой Пермской
области. В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим кладовщиком.
В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева
«Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, Первая его книга «До
будущей весны» вышла в Перми в 1953 году.
1. Творческий путь писателя продолжался 50 лет. Им написано множество книг, самые
известные – это «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Прокляты и
убиты».
Слайд 11.
2. Виктор Астафьев – лауреат многих престижных премий, ему присвоено высокое звание
Героя Социалистического Труда.
Слайд 12.
1. В 2004 году в возрасте 80 лет писатель ушел из жизни. Он завещал похоронить его на
обычном сельском кладбище его родной деревни Овсянки. В Красноярске писателю
установлен памятник.
Слайд 13.
2. Таким вот остался в памяти читателей Виктор Петрович Астафьев – любимый для многих
писатель. Его называли «совесть русской литературы».
Слайд 14.
По страницам произведений Виктора Астафьева
(инсценировки)
1. Предлагаем вашему вниманию инсценировки по произведениям писателя.
Рассказ «Конь с розовой гривой». Он посвящен самому дорогому человеку для писателя
его бабушке Катерине Петровне.
Слайды 15, 16
Инсценировка рассказа В. Астафьева
«Конь с розовой гривой»
СЦЕНА I.
БАБУШКА: Витя, я у соседей была, там левонтьевские ребятишки на увал собираются по
землянику. Сходи и ты с ними. Наберешь, я на базаре продам. Все какая копейка будет. Тебе
пряник куплю.
ВИТЯ: Конем, баба?
БАБУШКА: Конем, конем.
ВИТЯ: Пряник конем! Он белый – белый, этот конь. Грива розовая, хвост розовый, глаза –
розовые, копыта тоже розовые. Я его под рубаху засуну, левонтьевским покажу. Они будут
просить: «Дай кусить, да укусить». Когда Саньке или Таньке даешь откусывать, надо
держать пальцем по то место, по которое откусывать положено, и держать крепко – крепко,
иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива (прыгает от
радости) Пряник конем!
БАБУШКА: (вносит туесок, Витя надевает курточку, кепку) Смотри в лесу ничего не
потеряй. К реке не ходите. Вода ещё студеная. В пещеру на увале не заходите, холодно там.
Опять ноги заболят. Ягодку бери к ягодке. Главное дно посудины закрыть, а там пойдет
дело. Всё понял?
ВИТЯ: Все. Все понял.
4
БАБУШКА: Ну ступай, родимый. С Богом со Христом (крестит).
СЦЕНА II.
Витя уходит. Спускается со ступенек. Далее действие разворачивается перед сценой. К
нему присоединяются левонтьевские ребятишки (говорят одновременно).
- Витюха, здорово!
- Ну и туесок у тебя. Дай мне.
- А мы луку нарвали, в чей-то огород залезли. Хочешь луку?
- А я умею свистульку делать.
- Сделай мне.
- И мне.
- Чего ты толкаешься?
- Я не толкаюсь.
- Под ноги не лезь.
СТАРШОЙ: Ну, вот и увал. Начнем собирать. Далеко не отходите. Тут змеев полно.
ТАНЬКА: Жмеев? Я боюсь.
СТАРШОЙ: Да не тронут тебя. (начали собирать ягоды, пауза)
ВИТЯ: А мне бабушка говорила, главное – дно посудины закрыть. Дальше дело быстрей
пойдет.
СТАРШОЙ: Вот и закрывай. Санька, ты почему лежишь? Вставай!
САНЬКА: А я лежа собираю.
СТАРШОЙ: Много ты лежа насобираешь.
ТАНЬКА: А он ягоды жрет, а не собирает.
СТАРШОЙ: А, ты еще и ешь! Ешь, да? А домой че? (возня)
САНЬКА: Танька сама жрет. (Танька получает подзатыльник, левонтьевские дерутся)
СТАРШОЙ: Значит, вам можно жрать, а мне нельзя. Вам можно, а мне нельзя? (торопливо
съедает ягоды) Все. Пойдемте к Малой речке брызгаться.
ТАНЬКА: Пойдемте, пойдемте. Витя, а ты пойдешь? (Витя молчит, смотрит в туесок)
ВИТЯ: У меня еще неполный...
САНЬКА: Бабушки Петровны испугался? Эх ты!
ВИТЯ: Зато мне бабушка пряник конем купит.
САНЬКА: Может кобылой? (сплюнул) Скажи уж лучше - боишься, и еще жадный!
ВИТЯ: Я?!
САНЬКА: Ты!
ВИТЯ: Жадный?
САНЬКА: Жадный!
ВИТЯ: Хочешь, все мои ягоды съедим?
САНЬКА: Слабо!
ВИТЯ: Мне слабо? Мне слабо? (начинает есть) Вот. Ешьте вместе со мной! ягоды быстро
съедают)
СТАРШОЙ: Ну, теперь все на реку.
САНЬКА: А давайте сначала в Холодную пещеру забежим по – очереди.
ТАНЬКА: Там же нечистая сила живет. Все это знают.
СТАРШОЙ: Днем она не тронет. Проверим зато, кто смелый.
САНЬКА: Я - запросто. Я уже забегал. Там домового видел.
СТАРШОЙ: Хлопуша! Домовые на чердаке живут да под печкой.
САНЬКА: А там пещерный домовой. Я в него камнем кинул.
СТАРШОЙ: Ты пойдешь с нами? (Вите)
Молчание
САНЬКА: Да он боится. Задаст тебе Катерина Петровна! Задаст! Ягоды-то мы съели . Ха-ха.
Нарочно съели! Ха-ха. Нам-то ништяк! А тебе то попадет!!!
ВИТЯ: Да уж моя бабушка не ваша мамка. вам-то ха-ха, а мне-то будет хо-хо...
5
САНЬКА: Знаешь че? Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод - и готово дело!
(передразнивает) Ой, дитятко моё! Пособил тебе Господь, сиротинке, пособил. Давай
работай (левонтьевские убежали)
Витя начинает, вздыхая, рвать траву, набивает туес. Сверху - ягоды.
ВИТЯ: Ой, что будет... ой, будет...
СЦЕНА III.
Витя входит в комнату.
БАБУШКА: Дитятко, ты мое! Господь тебе, сиротинке, пособил! Уж куплю я тебе пряник,
да самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, а прямо в этом туеске
увезу...
Бабушка уходит. Забегает Санька.
САНЬКА: А я расскажу Петровне. Догоню и расскажу.
ВИТЯ: Не надо, Санька!
САНЬКА: Дай калач, тогда не расскажу.
ВИТЯ: Нету калачей. Видишь (показывает на стол)
САНЬКА: А в кладовке в ларе есть. Сходи и возьми. (Витя уходит) да не один возьми. Два.
Нет, три...
ВИТЯ: (входит с калачами) Забери калачи. И уходи. Жри себе. (Санька убегает)
ВИТЯ: Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет? Дедушка далеко, на заимке. Не
поможет. Попадет мне...
СЦЕНА IV.
Витя лежит, укрывшись с головой. Входит бабушка.
БАБУШКА: И где же этот мошенник? Где спрятался этот каторжанец? Спать улегся? Глаза
закрыл? Спи, спи, окаянный. Ужо встанешь, я тебе задам. Ты у меня узнаешь, почем фунт
лиха. Ах ты, обманщик этакий! Не стыдно ему нисколько. Мне вот хоть провались от стыда
сквозь землю, а ему хоть бы что…
Входит соседка
СОСЕДКА: Ты чего так шумишь, Петровна? Что такое содеялось? На улице голос твой
слышу…
БАБУШКА: А мой – то, малой - то что наделал! Подумай только. Ой – ой, не могу больше!
Глаза белый свет не видят.
СОСЕДКА: Да что такое – то. Расскажи толком.
БАБУШКА: На базар поехала с ягодами. Сама корзиночку набрала, да этого в лес отправила
с теуском. Земляника лесная только – только пошла. Ранняя, дорогая. Все копейку какую
выручу, думаю.
СОСЕДКА: И что такое? Приехала с ягодами на базар? И что же?
БАБУШКА: Культурная дамочка в шляпе. Говорит: «Я у вас эти вот ягодки все куплю»
Пожалуйста, милости прошу. Ягодки – то, говорю, сиротинка горемычный собирал.
Ведерочко у нее голубенькое. Свои ягоды пересыпала. Дамочка нюхает да ахает: «Аромат
какой!» Ну, я за туес. Наклонила над ведерком, а оттуда трава посыпалась. Ой, стыд какой!
Ой, тошно мне! Дамочка скривилась: «Что же вы людей обманываете? Совести у вас нет?»
Да как нету – то, мне так провались, чтобы никто не видел да не слышал. Подумай только,
что этот мошенник делает. С малых лет разбоем занимается.
СОСЕДКА: Вот ведь охломон какой! Смирной он у тебя вроде.
БАБУШКА: Это, я знаю, все левонтьевских грамота. Я их вот возьму в оборот. Да и дедко
наш хорош, своих вечно потачал. Теперь этого потачает. А он уж мошенничает. Че потом из
него будет? Каторжанец будет! Вечный арестант будет! Ой ой, горе мое.
СОСЕДКА: Возьми, как следует проучи, чтобы не повадно больше было. Ни есть, ни пить
не давай. Чтоб слезьми изошел весь. А сама – то не горячись уж. Ладно пойду я.
БАБУШКА: Ступай, соседушка, заходи другорядь.
Бабушка справляется по хозяйству. Заглядывает на кровать.
6
БАБУШКА: Не спишь ведь, не спишь! Я все вижу!
Витя встает
ВИТЯ: Я больше… Я больше… Я больше не буду… (плачет, закрывая лицо руками)
БАБУШКА: Ладно уж, умойся да садись трескать!
Витя вытирается рушником, всхлипывает. Садитсмя за стол, ест хлеб. Бабушка наливает
молока, ставит кружку перед Витей.
БАБУШКА: Ишь, ведь, какой смирненький! Ишь, ведь, какой тихонький. И молочка не
попросит.
Витя медленно пьет. По-прежнему всхлипывает. Бабушка уходит, возвращается. Витя
ставит кружку и… видит пряник!
ВИТЯ: Конь! Белый конь с розовой гривой!
БАБУШКА: Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку…
Витя вскакивает, прижимает к груди пряник. Смеется. Подходит к краю сцены.
ВИТЯ: Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть
бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой…
2. Следующая инсценировка по повести «Перевал». Она рассказывает о трудной жизни
мальчика, когда от бабушки и дедушки его увез отец. Но жизнь в новой семье не сложилась,
Илька (так зовут главного героя) убегает от мачехи, скитается без крыши над головой и
попадает, наконец, к сплавщикам.
Слайды 17, 18
Повесть «Перевал»
Учителя и ученик
Студент Дерикруп
Трифон Летяга сплавщики
Роман
Исай
Илья – мальчик 9-10 лет.
Т: Отстал мальчишка от школы, ты подзанялся бы с ним. Всё одно вечерами – то
лоботрясничаем.
Д: Чего? (удивленно тянет)
Т: Занялся бы, говорю, с Илькой, кто его примет после такого пропуска, а первый он
перерос.
Д: Идея! Скажи, нет? Правда, ни учебников, ни тетрадей. Но будь спокоен, я его своим
методом.
Т: Ты только не фокусничай. Живой человек все же.
Д: Ты ещё не знаешь, куда я годен? Я – раз два – и всему его обучу. Ты убедишься в этом!
(к сплавщикам)
Ваше дело не мешать мне работать с учащимся и вообще создать условия: освободить
вечером помещение и так далее.
Р: Куда нам деваться прикажешь. Вечером рабочему человеку отдохнуть полагается.
Д: Пожалуйста, час – полтора отдыхайте на свежем воздухе. Мы с Илькой заниматься будем.
Вам полезно, и нам хорошо. Правда, Илька? (тот кивает)
Сплавщики выходят
Ис: Он его научит в дырку калача пролазить либо на луну лаять, он ему преподаст науку.
Д: Хватит – хватит. Я полный серьёза.
Т: Хватит вам. Починяйте багры пока, вон кучу переломали насадите. Лучше, чем языки
обхлестывать. И наперед учтите: Дерикруп не шутки шутит, чтоб никаких…
Дерикруп и Илька
7
Д: (важно) Начнём с главного предмета с арифметики. Сколько будет, если из десяти
вычесть семь? (Илька считает на пальцах)
И: Десять… Вычесть семь… Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь... Осталось три. Будет
три.
Д: Молодец! Правильно. Ну, а теперь из двадцати вычесть семь?
И: (считает пальцы) Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять… А где
двадцать? Не хватает пальцев. Из десяти вычесть семь будет три. И ещё три. Шесть что ли
будет?
Д: Э-э, да считать не умеешь. Не учили что ли?
И: Я в первый класс только три месяца ходил. Мы там только до десяти считать учились.
Потом папка меня из школы забрал, и мы уехали.
Д: Ну, ладно, арифметику пока оставим. Давай начнем чтение, потом письмо. У меня вот тут
даже книжки имеются (начинает доставать из чемоданчика и начинает показывать Ильке).
Книжки очень интересные. Вот «Джек американец» называется. Очень интересная. Другая
«Рыжик» - это почти про нас с тобой. А третья, ну, эту мы пока повременим читать, тут
господин Золя описал, как парижская дамочка Нана с мальчиками учила. Хотя ты мужчина,
но год то тебе всего одиннадцатый. Повременим пока что читать эту завлекательную
книжицу. Писать-то умеешь?
И: Умею.
Д: Вот, спиши-ка мне эти слова с книжек.
И: (старательно пишет, диктует по слогам) Джек сы-о-ба-ка.
Д: (хохочет) Джек – сыобака (передразнивает). Хлопец, какая собака? Это же человек.
Понял?
И: (сердито) Если взялся учить, так учи, а нечего! Что, думаешь, уж вовсе ничего соображать
не уме и собачьего имени от человечьего не отличу?
Д: Джек – это американец, человек. Имя у них такое – Джек. Американское имя.
И: у нас все Джеки – собаки. Джек – это собака.
Д: Занятно. Вот так предмет. Как же я тебя, хлопец, учить буду? Ведь ты никакой методике
не поддаешься.
И: Такая методика годна кобыле под хвост. По мне, взялся учить учи взаправду, а надуть
не надейся. Особенно насчет собак! Уж что-что, а собак я знаю. Вот у нас собака Осман…
Д: Так и тут неувязка, хлопчик. Османом тоже человека звали, турецкого человека. Султана.
И: Что-о-о?
Д: Султана, говорю, царя турецкого, так звали.
И: Ну и ну… Людей собачьими именами называют.
Д: Страны разные, люди разные, имена разные. Что тут такого. В одних странах зимы не
бывает, люди не знают, что такое снег. Есть страны, где обезьяны по деревьям сигают хлеще
белок и фрукты с голову величиной растут.
И: Неужто правда? А лучшая страна какая?
Д: Лучшая та, где ты родился и рос. Для меня вот – Украина. Богатая, широкая земля.
Вольные люди живут – казаки с вислыми усами. Синие вечера. Сады в белом цвету. Тарас
Бульба с сыновьями. Черти месяц воруют с неба, чтобы пьяный кум в собственном селе
заблудился.
И: А Робинзон Крузо не в вашей стране Украине жил?
Д: Ну, это ты хватил. Робинзон Крузо на острове жил. А на Украине песни, хлопец. Дивные
песни.
Ой, на гори
Тай жницы жнуть…
(запевает громко)
Входят сплавщики
Т: Не можешь без фокусов? Ребенка учить надо, а он песни поёт. (Ильке) Тоже певчая птица!
Надо к школе готовиться, стараться, чтоб балбесом не стоять перед учителем, а он песни
сидит слушает.
8
Д: Мы… Историей занимались.
Т: Историей! Показал бы я тебе историю. Парень пятью пять не знает, сколько будет Ему в
третьем классе надо сидеть, а он ни сложить – ни вычесть не может. Дважды пять сколько
будет?
Илька (поднимает пальцы и быстро прячет. Радостно объявляет) Десять.
Т: Ну, раз угадал, а дальше что? Дальше-то что? Допустим, дали тебе кило лапши на всю
бригаду и надо разделить это кило поровну. По скольку лапши на рыло надо кинуть?
И (протяжно): По скольку кинуть на рыло… Не знаю…
Т: Кажинный вечер задачи решать будем.
Р: Вот печку сегодня топил. Сколько поленьев принес?
И: Восемь.
Р: Сколько в печку положил?0
И: Шесть.
Р: Сколько осталось?
И: Два.
Р: Во второй охапке сколько?
И: Восемь.
Р: Сколько в печку положил?
И: Все десять.
Р: Сколько поленьев в печке?
И: Шестнадцать.
Р: Молодец, правильно.
И: Та это задача понятна. Про поленья.
Т: Илюха! У нас было семь багров. Один багор ротозей Исусик утопил, два Роман поломал,
поскольку для него всякий человеческий инструмент хрупкий. Так сколько багров к вечеру
осталось?
И: Один да два будет три. Три штуки пропало. Семь вычесть три четыре осталось к вечеру.
Четыре.
Т: Молодец. Видишь, Дерикруп. Если задача хлопцу понятна, правильно думает.
Д: Вот, Илька, понятная задача. На голове у дяди Романа тридцать четыре волосины.
Половину девки выдергали, а десяток со страху упал, когда он партизанил. Сколько волос
осталось на голове?
Р: Ду-урень, ястри тебя. У меня шевелюра была во (показывает над головой). От нервов
волосы падают. Ясно тебе? Не слушай его, Илька.
И: Вот такую я проходил школу. История и арифметика, Украина и Сибирь, дальние страны
и турецкий султан – они даже снились мне. Метод помог: читать и решать задачи я начал
бойко. Спасибо вам, сплавщики! (говорит, стоя у края сцены)
1. Участник Великой Отечественной войны, Виктор Астафьев написал о ней много
произведений, рассказал о пережитом правдиво, показал страшную трагедию, которую
пережил народ. Предлагаем вашему вниманию инсценировку по повести «Звездопад».
Слайды 19,20
Повесть «Звездопад»
Действующие лица
Миша
Рюрик раненые
Коля
Лида медсестра
Ирочка культорганизатор
9
Сцена I
Миша сидит на стуле у края сцены. Он смотрит в окно, выглядывает, когда к госпиталю
подойдёт Лида. Рюрик и Коля на диване в коридоре. Они играют в шашки в «Чапаева».
Смеются, щёлкают друг друга по лбу.
Миша: Мы - раненые. Лежим в госпитале. Все после операций. У меня осколком перебило
обе кости на руке и нерв. Пальцы долго не шевелились, рука была жёлтая, тонкая. После
второй операции я очнулся от наркоза и увидел девушку в белом халате. Она сидела рядом с
моей кроватью и читала книгу. Я украдкой смотрел на неё, не тонкие брови, густые ресницы,
нравные губы… Я понял, что возвращаюсь ОТТУДА, что я буду жить. Эту девушку теперь
мне хочется видеть каждый день. Она дежурит через сутки, и эти сутки я раскладываю по
частям. Мне казалось, что так легче ждать. Я говорю себе: «вот осталось уже полсуток», «вот
десять часов», «вот четыре часа», «вот час». «Осталось 15 минут».
(встаёт, снова садится)
Рюрик: Давай лучше в Чапаева. Надоело в ходы - выходы.
Коля: В Чапаева так в Чапаева. Подставляй лоб.
(смеются, щёлкают друг друга по лбу)
Входит Ирочка.
Ирочка: Больные, вы здесь чем занимаетесь? Дурака валяете?
Коля: Почему дурака? Сразу дурака.
Рюрик: Мы культурно отдыхаем.
Ирочка: Вижу я вашу культуру. Скоро праздник - 1 мая. Все выздоравливающие раненые
участвубт в концерте. Вот вы что умеете? Петь? Стихи читать?
Рюрик: По стихам у нас Мишка специалист. Пусть читает.
Ирочка: Миша, какие вы стихи знаете? Причитаете нам?
Миша (торжественно):
У лукоморья дуб срубили,
Златую цепь в торгсин снесли,
Кота на мясо истребили…
Ирочка (перебивает): Хватит дурачиться. Я к ним серьёзно, а они… Рюрик, я в коридоре
слышала, как ты пел. Спой на концерте.
Рюрик: Не умею я петь.
Ирочка: Несознательные больные. Серьёзное мероприятие, а они как дураки. Хохочут,
притворяются. Весело вам!
Рюрик: Ирка, мне 19 лет. У меня 19 ран. Мина разорвалась чуть не под ногами. А я живой.
Почему бы мне не повеселиться.
Коля: А мне на Дону говорили «помрёшь», на Днепре говорили «помрёшь», в Польше
«помрёшь». А я живой. Живой! Вот я и радуюсь.
Ирочка: Я найду гармошку, принесу вам, пойте песню. От вашей палаты - песня. Всем
понятно?
(уходит)
Рюрик: Всё сестрицу ждёшь, Михей? Сестрицу перевели в операционную. Дежурит
сестрица через сутки…
Миша: По мне хоть через трои.
Рюрик: И зовут её Лидкой.
Миша: По мне хоть Маргаритой.
Рюрик: И ушивается возле неё лейтенантик один.
Миша: По мне хоть генерал.
Рюрик: Дурында! Кого охмурить хочешь? Я ж саратовский мужик. В этих вопросах я
разбира-а-юсь.
Миша: Когда и где выучился? Брехун саратовский.
10
Рюрик: У нас, саратовских, знаешь как? Родится малый - ему ни побрякушек, ни игрушек, а
сразу гармонь в руки, и пошло:
Я не знаю, как у вас,
А у нас в Саратове
Девяноста лет старухи
Шухерят с ребятами.
Миша: Брехун! Брехун… (увидел Лиду) непутёвый. Трепло. Лида, Лида… идёт.
(быстро садится)
Рюрик: Микола, гэть отсюда. Тут нам с тобой делать нечего.
(уходят)
Входит Лида с портфельчиком. На голове - берет. Пальто с пушистым воротником.
Миша: О-о, Лида! Моё почтение! Как ваше ничего поживает?
Лида: Здравствуй, Миша! Ничего моё поживает ничего.
Миша: Заходи в гости к нам в палату, когда захочется.
Лида: Хорошо, зайду, если будет время.
Сцена II
Входят Миша и Лида.
Лида: Ночь уже. Все уснули. Давай вот здесь на подоконнике посидим.
Миша: Зачем на подоконнике?
Лида: Чтобы звёзды видеть. Гляди, сколько звёзд сегодня. Звёздочки…
Миша: Звёзды, звёздушки.
Лида: Может, и наша звёздочка там есть, Миша?
Миша: Может, и есть, да не про нашу честь!
Лида: У-у, какой грубый. Ты не такой, я знаю. Загадай со мной звёздочку. В-о-он ту, рядом с
ковшиком. Далеко будешь - посмотришь на неё, как на меня. А я отсюда погляжу, как на
тебя. Обещаешь?
Миша: Ладно, ладно. Обещаю. Скоро мне на выписку. Рука вот ожила.
Лида (гладит руку): Помню, как ты от наркоза отходил. Ругался, кричал. Все маму зовут, а
ты не звал.
Миша: Детдомовский я. Некого мне звать.
Лида: Береги руку. Чудом спаслась. Отнять хотели. Видно, силы у тебя много.
Миша: Не в том дело. Просто мне без руки нельзя. Кормить меня некому.
(молчат)
Лида: Ну что ты на меня так смотришь? Не надо так!
Миша: А как надо?
Лида: Не знаю. Бодрее, что ли?
Миша: Стараюсь.
(молчат)
Лида: Миша!
Миша: А?
Лида: Ты чего замолчал?
Миша: Да так что-то. О чём же говорить?
(молчат)
Лида: Вредный. Ничего не скажешь. (помолчав). Их либе дих!
Миша (растерялся, хочет что-то сказать, не может, хватает воздух ртом):
Лида…Лида…
Лида (кричит): Их либе дих! Балбес ты этакий!
Миша: Я тоже либе. Я тоже их либе…ещё тогда…когда ты у лампы читала рядом со мной…
Лида: Так что же ты молчал столько месяцев?
Миша: Страшно было. Слово-то какое! Его небось и назначено человеку только раз в жизни
произносить.
11
Лида: У-у, вредный! И откуда только ты взялся на мою голову?
Миша: Лида, хочешь, я тебе стихи почитаю.
Лида: Конечно. Читай.
Миша:
Я не любил, как вы ничтожно и бесстрастно,
На время краткое без траты чувств и сил.
Я пламенно любил, глубоко и несчастно.
Безумно я любил…
Лида (плачет): Миша, неужели всё? Неужели завтра ты уйдёшь? Ведь только вот сказали
друг другу, и уже всё! Миша, что же ты молчишь? Что же ты молчишь?
Миша: Не надо плакать, Лида!
Лида (гладит по волосам): Миша, не откажи мне! Дай слово, что не откажешь.
Миша: Я на всё готов…для…тебя!
Лида: Я поставлю тебе температуру… Ну, поднялась, ну, неожиданно, ну, бывает…
Миша: Ты с ума сошла?!
Лида: Я знаю, я знаю: это нехорошо, нельзя. За это меня с работы прогонят. Ну и пусть
прогоняют! Хочу с тобой побыть ещё несколько дней, хоть один день. Пусть же эта
проклятая война остановится на день. Пусть остановится. Пусть…
Миша: Лидка, опомнись. Что ты несёшь? Лида! Лида! Война идёт. Война. Бойцы погибают,
а я тут буду отсиживаться. Так нельзя. Нельзя. Ты меня провожать придёшь на вокзал?
Лида: Приду, Миша. Конечно, приду. Мы с тобой встретимся.
Миша: Конечно, встретимся.
(Голос из-за сцены: Сестра! Сестрица- а-а!
Лида вскакивает с подоконника.)
Лида: Меня зовут. Мишенька, я пойду.
Миша: Конечно. Я буду ждать тебя. (громко) Лида, я буду ждать тебя. Целый час ждать.
Целый день. Целую жизнь!
(подходит к краю сцены)
ВЕДУЩИЕ
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!