Презентация "Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева" 10 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Шепеленко Татьяна Анатольевна,
  • учитель русского языка и литературы
  • Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru
  • Муниципальное казённое образовательное учреждение
  • Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
  • Рамонского муниципального района
  • Воронежской области

  • Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева.
  • (10 класс)

  • Особенности поэзии «чистого искусства»
  • Признаки:
  • 1. Поэзия намёков, догадок, умолчаний.
  • 2. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
  • 3. Искусство не должно быть связано с жизнью.
  • 4. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.
  • 5. Это поэзия для избранных.
  • Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева

  • Стала известна в России лишь в 50-е гг XIX в. Поэт покинул родину в 18 лет, 22 года провёл за границей.
  • Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева
  • Наполнена любовью к России, размышлениями о её судьбе. Поэту принадлежат строки, ставшие известным афоризмом:
  • Умом Россию не понять,
  • Аршином общим не измерить:
  • У ней особенная стать –
  • В Россию можно только верить.

  • Отличается стремлением не столько активно вмешивается в жизнь, сколько осмыслять её; склонностью к самопознанию и познанию окружающего мира; умением видеть двойственность во всём: в природе, космосе, любви.
  • Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева
  • Удивительна по образности. Поэт был поклонником женской красоты, вдохновлялся любовью к женщине, и большинство его стихотворений о любви имеют точный адрес.
  • И.С.Тургенев сказал: «О Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии вообще».

  • Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева
  • Направления лирики
  • философская
  • пейзажная
  • гражданская
  • любовная
  • Все темы тесно переплетены
  • Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

  • Философские идеи поэта о непознаваемости мира, о человеке как о ничтожной частице в бесконечной Вселенной, о роли судьбы в жизни человека, о том, что истина скрыта от людей в пугающей бездне, что «мысль изречённая есть ложь» – все они нашли отражение в поэзии Тютчева.
  • Философская лирика

  • Поэт противопоставляет судьбу человека. Он понимает судьбу как слепую силу, перед которой человек бессилен. В стихотворении параллельно развиваются две темы: мысли и струи фонтана.
  • Философская лирика
  • «Фонтан» (1836)
  • Оно состоит из 2 восьмистиший. В первом создан образ фонтана («облаком живым», «пламенеет, дробится», «пылью огнецветной»), во втором отражена природа человеческой мысли: мысли, как фонтан, стремясь ввысь, но есть некий предел, граница для них.

  • Поднявшись на «недозволенную» высоту, мысль падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты. Кем установлены границы? «Длань незримо-роковая» – вот поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который человеку не дано.
  • Философская лирика
  • «Фонтан» (1836)

  • Стихотворение построено на антитезе. Поэт говорит о призрачности дня и могуществе ночи.
  • Философская лирика
  • «День и ночь» (1839)
  • День – это иллюзия, он прекрасен, но это лишь оболочка, скрывающая мир истинный, открывающийся ночью.
  • Ночь – это бездна, первозданный хаос, из которого всё пришло и в который всё уйдёт. Ночь манит и пугает, она непознаваема, как и душа человека.
  • Солнечный свет скрывает страшную бездну, поэтому днём человеку кажется, что он способен всё объяснить в жизни и ею управлять. Постичь ночь человек не в состоянии – она отражение его души, поэтому он страшится её наступления.

  • Многие стихи Тютчева рассказывают о сложных отношениях между судьбой и человеком.
  • Философская лирика
  • «Море и утёс» (1848)
  • В этом стихотворении противопоставление судьбы и человека носит метафорический характер.
  • Взбунтовавшееся море – это бунтарская природа человека. Но взрывная стихия моря разбивается о незыблемый утёс – символ судьбы. И усмиряется волна, как человек, уставший бороться с судьбой, бросать ей вызов.

  • Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл как певец природы. Ни для кого природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.
  • Пейзажная лирика
  • Л.Н.Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»:
  • Каким бы строгим испытаньям
  • Вы ни были подчинены,
  • Что устоит перед дыханьем
  • И с первой встречею весны!

  • Правильнее было бы назвать пейзажную лирику Тютчева пейзажно-философской.
  • Пейзажная лирика
  • «Не то, что мните вы, природа…» (1830)
  • Пейзажи в его стихах наделены символическим смыслом. Поэт считает, что природа живёт более осмысленно и ярко, пока человек не вмешивается в её жизнь.
  • Природа у Тютчева одухотворена, олицетворяет ту «живую жизнь», по которой тоскует человек:
  • Не то, что мните вы, природа:
  • Не слепок, не бездушный лик, -
  • В ней есть душа, в ней есть свобода,
  • В ней есть любовь, в ней есть язык…

  • Природа и человек живут по одним законам: угасает жизнь природы – замирает жизнь человека. Сумрак, тишина – условия, в которых пробуждается душа. Оставаясь наедине с природой, человек сливается с ней, и это высшее блаженство, доступное на земле.
  • Пейзажная лирика
  • «Осенний вечер» (1830)

  • Поэта привлекают и пышность южных красок («Альпы») и «грустные места» средней полосы России в разные времена года («Весенняя гроза», «Зима недаром злится…»).
  • Пейзажная лирика
  • «Как хорошо ты, о море ночное…» (1865)
  • Но особенно заметно его пристрастие к водной стихии (чуть ли не в трети стихов идёт речь о море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане). Любуясь морем, Тютчев соотносит стихию жизни моря и непостижимые глубины человеческой души.

  • Природа в лирике Тютчева имеет два образа: хаотический и гармонический. Человек может увидеть, услышать и понять удивительный мир природы, её язык, когда достигает гармонии и единения со всем миром, с космосом – «Всё во мне и я во всём».
  • Пейзажная лирика
  • Такое состояние души проявляется во многих стихотворениях:
  • Так связан, съединён от века
  • Союзом кровного родства
  • Разумный гений человека
  • С творящей силой естества…

  • Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Ф.И.Тютчева.
  • Пейзажная лирика
  • Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека ещё на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках.
  • Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях четыре времени года.
  • Тютчева недаром называют певцом русской природы. И надо думать, что полюбил он её не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.

  • Тема любви занимает особое место в творчестве Тютчева. Здесь запечатлены все оттенки этого чувства. Любовь для поэта – «самоубийство», «блаженство и безнадёжность», «поединок роковой», «буйная слепота страстей», «жизни ключ», «чудесный плен», «союз души с душой родной».
  • Любовная лирика
  • Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.

  • Посвящён Елене Александровне Денисьевой. Цикл – признанный шедевр мировой поэзии. Представляет собой лирическую повесть о любви – от зарождения чувства до безвременной кончины возлюбленной.
  • Любовная лирика
  • «Денисьевский цикл» (1850 - 1865)

  • Здесь и во всём цикле стихов любовь наполнена мощным трагедийным звучанием. Она рождается из боли, невыносимых страданий, острого чувства потери, вины и раскаяния. Звучит страстное желание поэта искупить вину перед любимой женщиной.
  • Любовная лирика
  • «Денисьевский цикл» (1850 - 1865)
  • «О, как убийственно мы любим…»

  • Раскрывается природа любви: в поединке двух любящих сердец погибает сердце более нежное и слабое – женское.
  • Любовная лирика
  • «Денисьевский цикл» (1850 - 1865)
  • «Предопределение»

  • Показана страница трагической любви, когда она не радует, а приносит печаль.
  • Любовная лирика
  • «Денисьевский цикл» (1850 - 1865)
  • «Она сидела на полу…»

  • Одно из самых скорбных стихотворений цикла: о неотвратимом угасании любви на фоне летнего буйства природы, о её уходе в «вечность», о безнадёжности и горечи:
  • О Господи!.. И это пережить
  • И сердце на клочки не разорвалось…
  • Любовная лирика
  • «Денисьевский цикл» (1850 - 1865)
  • «Весь день она лежала в забытьи…»

  • Самые высокие по духу стихи – те, которые написаны после смерти Денисьевой. Поэт как бы воскрешает возлюбленную, делает запоздалые попытки исправить то, что не смог исправить при её жизни.
  • Любовная лирика
  • «Денисьевский цикл» (1850 - 1865)
  • «Накануне годовщины 4 августа 1864 года»

  • Оба стихотворения посвящены Амалии Лерхенфельд, но между ними 34 года. Поэт познакомился с ней, когда девушке было 14 лет, просил её руки, но получил отказ. Оказалось, что звуки музыки любви никогда не умолкают – «жизнь заговорила вновь». Познав сладость и восторг первой и последней любви, Тютчев подарил нам лучезарную, светлую любовную лирику.
  • Любовная лирика
  • «Денисьевский цикл» (1850 - 1865)
  • «Я помню время золотое…» и «Я встретил вас…»

  • Использованные ресурсы:
  • 1. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=67ff37b65f5b2b9a797743ee628d60fa&n=33&h=190&w=165
  • 2. http://crosti.ru/patterns/00/05/65/82cdf8fabd/img353666-1.jpg
  • 3. http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/448dc872.jpg&percenta=1.00
  • 4. http://feb-web.ru/feb/litnas/pictures2/ln1-096-.jpg
  • 5. http://content.foto.mail.ru/mail/mailaves/_blogs/i-13117.jpg
  • 6. http://muzykas.ru/uploads/images/olga_serdtseva_nezakonnaja_lubov.jpg
  • 7. http://content.foto.mail.ru/mail/fenina-aa/_blogs/i-47639.jpg
  • 8. http://s59.radikal.ru/i165/1109/40/404b710c35da.jpg
  • 9. http://ic.pics.livejournal.com/journal_parus/33223426/51484/51484_original.jpg
  • 10. https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e93997814a847dcc78ebb292e45afde4&n=33&h=190&w=248
  • 11. https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=c2068e52fce300dc1039c105b8c0dc87&n=33&h=190&w=258
  • 12. http://www.artlib.ru/objects/gallery_111/artlib_gallery-55547-b.jpg
  • 13. https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwiEoq-g_unJAhWlp3IKHewxA7QQjRwIBw&url=http%3A%2F%2Fwww.asu.ru%2Fnews%2F15487%2F&psig=AFQjCNEqerj931FR2_e2jh3cVBUvxlW6xA&ust=1450685355923417
  • 14. https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSu24Q7HqRQker_4QnL8JjZ8xeY67Lt0t9RdXmzO46LevxJ9M6e
  • 15. http://www.e-reading.club/illustrations/1034/1034010-i_008.jpg
  • 16. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//72/635/72635118_edouard_leon_cortes_b1383_fountain_on_place_de_la_concorde_wm.jpg
  • 17. http://all-biography.ru/wp-content/uploads/2014/08/Tyutchev-Fyodor-Ivanovich.jpg
  • 18. http://book-hall.ru/files/tyutchev.jpg