Конспект урока "В мире, расколотом надвое" 11 класс

Дворницына Любовь Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Брединской СОШ №97
Урок литературы
«В мире, расколотом надвое»
Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова
Цели:
показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из
первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа;
привлечь внимание школьников к литературе о гражданской войне,
расширять их литературный и общекультурный кругозор;
формировать у учащихся умение исследовательской работы, анализа
прозаического текста, выявление особенностей языка и стиля рассказов;
развивать аналитическое мышление, монологическую речь, творческие
способности учащихся;
на примере исторического материала, судеб героев «Донских рассказов»
проследить трагедию народа в годы гражданской войны и показать
приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;
воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, духовности,
любовь к поэзии, положительное отношение к предмету.
Возраст учащихся – 11 класс.
Оборудование: тексты «Донских рассказов» М.Шолохова у учащихся,
компьютер, проектор, экран, мультимедиа презентация.
Оформление доски:
портрет М.Шолохова,
строчки стихотворений:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М.Волошин
Ход урока
Этапы урока
Ход урока
Презента
ция,
№ слайда
Организацион
ный момент.
1. Вступительное слово учителя
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Посмотрите на тему урока.
- Подберите ассоциации, связанные со словом «война».
Составление кластера
Долгое время гражданская война была окутана
ореолом подвига, романтики. Вспомним стихи, песни,
фильмы о ней: «Гренаду» М.Светлова, «Там вдали, за
рекой...», «комиссаров в пыльных шлемах» Б.Окуджавы,
кинофильмы про «неуловимых мстителей»
В ряде произведений начала 20-х годов героем была
сама новая армия - революционная толпа, «множества»
героически настроенные, устремленные к победе. То, что путь
этот был кровавым, сопряженным с гибелью тысяч людей, -
отодвигалось на задний план
Мы не могли представить всей полноты картины того
времени, потому что целый ряд художественно значимых, но
не отвечавших официальным представлениям о том, как
«надо» изображать революцию и гражданскую войну,
произведений был изъят из литературного процесса.
Возвращение публицистики и художественных произведений
И.Бунина, М.Горького, В.Короленко, М.Булгакова, И.Бабеля,
А.Платонова, книг эмигрантов И.Шмелева, М.Осоргина,
М.Алданова, более глубокое прочтение классики советского
периода во многом изменили представление и об истории, и о
литературном процессе XX века.
Художники стремились осознать происходящее в
исторической перспективе, исследовать истоки конфликтов,
Слайд 1
Слайд 2
Слайд3
боль
смерть
разлука
голод
кровь
зло
война
увидеть будущее России, ее место в мировой истории. Мысль
о России, которая, по словам Н.Бердяева, «бесконечно
дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений», стала
центральной в литературе века.
Художники не могли не размышлять также о судьбе
человека и вечных ценностей в переломную историческую
эпоху. Несмотря на различия во взглядах, естественные для
того времени непримиримость и остроту политических
дискуссий, писатели в лучших произведениях брали верх над
исторической ограниченностью собственных убеждений и
пристрастий.
Исторический вихрь разрушил не только прежние
социальные отношения. Революция привела к переоценке
нравственных норм, всего, чем жили люди, во что они верили,
и это был нелегкий, зачастую мучительный процесс, о
котором тоже рассказало искусство.
Борис Васильев писал об этом так: «…Гражданская
война была войной за завтрашнюю Россию как с «красной»,
так и с «белой» стороны. Вчерашней России уже не
существовало…
Населяющие ее народы раскололись не по
социальному имущественному и т. п. признаку, а по своему
представлению о завтрашнем дне Родины. …Гражданская
война была отчаянным поиском утерянной родины для всего
населения взорванной Российской империи… В гражданской
войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов, как
нет победителей. В ней есть только побежденные мы все.
Весь народ, вся Россия».
Сейчас всем доступны такие публикации, как
«несвоевременные мысли» М.Горького, «Окаянные дни»
И.Бунина, «Письма к Луначарскому» В.Г.Короленко. В
каждом из них – предостережение, тревога, боль…
В трагическое время братоубийственной гражданской
войны они возвысили свой голос в защиту общечеловеческих
ценностей. Именно их называл С.Залыгин в своем
предисловие к публикациям В.Короленко «Письма к
Луначарскому» «рыцарями морали и справедливости»: «Нам
нужно помнить и тех рыцарей морали и справедливости,
которые находились всегда и везде в самые трагические
моменты, и действовали так, как подсказывала им
собственная совесть и ничто другое. Ведь в самый разгар и
таких человеческих бедствий, как терроризм, находились
люди, которые по мере своих сил противостояли подобным
бедствиям».
М.Шолохов один из тех, кто заговорил о
гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей
тяжелые последствия.
Слайд 4
Открытие донского цикла в том и состояло, что в своем
сборнике «Донские рассказы» Шолохов показал преступность
гражданской войны, ее губительные, разрушительные
последствия не только для судеб «тихого Дона», но и для всей
России в целом. Он показал бессмысленность и греховность
братоубийства, которые потрясают душу читателей.
Актуализация
опорных
знаний
Что вы знаете о работе М.Шолохова над сборником
«Донские рассказы»?
Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу
над «Донскими рассказами» с 1923 года. Их автор молод, ему
всего 21 год, но за его плечами уже была суровая школа
гражданской войны, борьбы за советскую власть на Дону,
школа, которая в одно мгновение перечеркнула детство,
прошедшее на Дону, в станице Вешенской на хуторе
Кружилине.
Михаил Шолохов принимал активное участие в становлении
Советской власти на своей родине. С февраля 1920 г. он
работал учителем по ликвидации неграмотности среди
взрослых на хуторе Латышеве; с середины года
журналистом Каргинского станичного Совета, затем
учителем в начальной школе; с середины 1921 г. станичным
статистиком; с января 1922 г. делопроизводителем
станичной конторы, а спустя некоторое время
производителем станицы Букановской.
В конце сентября 1920 г. в пределы округа вступил
многотысячный отряд Махно. Однажды ночью банды заняли
станицу Каргинскую и разграбили ее. Во время боя под
хутором Коньковом бандиты взяли в плен Шолохова.
Допрашивал его Нестор Махно. В случае новой встречи он
пригрозил юноше виселицей.
1921 год был на Дону, как и в Поволжье, очень тяжелым
засушливым и голодным. На Дону действовали местные
банды. Особенно жестоко зверствовала банда Якова Фомина,
не раз занимавшая и грабившая станицу Каргинскую. В это
время Шолохов принимал активное участие в борьбе с
бандами, оставаясь на Дону до тех пор, пока они не были
полностью разгромлены.
События того времени явились фактическим материалом,
который лег в основу его первых рассказов.
В октябре 1922 г. Шолохов приехал в Москву, где собирался
продолжить учебу. Но поступить на рабфак, как он хотел, не
удалось. Занимаясь самообразованием, Шолохов работал
грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем, счетоводом.
Именно в это время, по словам самого писателя, и возникла
«настоящая тяга к литературной работе». В 1924 г. в журналах
Слайд 5
стали печататься рассказы Шолохова, объединенные
впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая
степь» (сборник «Лазоревая степь» был дополнением первого
сборника, вышел тоже в 1926 году, в нем было всего три
рассказа: «Семейный человек», «Лазоревая степь» и «Чужая
кровь»). В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов.
Темы этих рассказов гражданская война на Дону,
ожесточенная классовая борьба, преобразования в деревне.
Первый сборник «Донские рассказы» показал, что в
русскую литературу вошел писатель, способный заметить в
обычной жизни важные веяния своего времени.
Шолохов не романтизировал насилие, не пел «Россию,
кровью умытую», он нес в литературу суровую, жестокую
правду о Гражданской войне. В его изображении классовая
борьба война своих против своих, она рассекает семьи,
разделяет отцов и детей.
Определение
целей и задач
Постановка проблемных вопросов
- Так почему же М.А.Шолохов, который сражался на стороне
красных, на протяжении всего цикла сборника «Донские
рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной
войны?
- Какова главная идея сборника?
- Что становится центром идейного столкновения в рассказах
М. Шолохова?
- Как повлияла гражданская война на судьбы людей?
Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, вам
предстоит проанализировать следующие рассказы
М.Шолохова: «Родинка», «Алешкино сердце», «Шибалково
семя», «Чужая кровь», «Жеребенок».
Слайд 6
Формировани
е новых
знаний и
умений на
основе
известных
сведений
Работа учащихся по группам
Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам
опорного листа, пользуясь справочным материалом, текстом
рассказа, Интернет-ресурсами. Представитель от группы
обобщает результат работы и оценивает работу других
членов группы. Остальные группы имеют право дополнять
или рецензировать услышанное.
Выступление представителя группы оценивается учителем.
1-ая группа рассказ «Родинка»:
Какой принцип построения сюжета использует автор в
рассказе? рассказе используется хроникальный
принцип построения сюжета, с отступлениями в
прошлое (повествование о детских годах Николки, о
его пропавшем в германскую войну отце).
Какую роль в произведении играют портрет героя и
его воспоминания о детстве?
Найдите размышления Николки о «покривившемся»
Слайд 7
ходе его жизни накануне трагического поединка с
отцом. («Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут
банда…Опять кровь, а я уж уморился так жить...
Опостылело все…» Эта оценка гражданской войны
дополнена деталью: нарочный загнал коня).
Как сложилась жизнь атамана банды, отца Николая
Кошевого? Что вы можете сказать о его душевном
состоянии? (чувствует, что его душу «точит изнутри
боль, чудная и непонятная»)
Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы?
Что общее в душевном состоянии атамана и Николки?
(усталость)
Почему рассказ назван «Родинка»? Как вы понимаете
смысл названия рассказа? (Родинка – это не только
примета, по которой узнает атаман убитого им сына.
Это знак родства людей, их былого единства,
ставших теперь непримиримыми врагами.)
В рассказе есть точки зрения еще одного персонажа
старого мельника Лукича. (Лукич - представитель
народа, народу война не нужна: «Много перевидал он
за смутные годы таких вот вооруженных людей,
бравших не спрашиваючи корм и муку, и всех их
огулом, не различая, крепко недолюбливал»).
Какова главная тема рассказа? (Классовая борьба
размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и
казачьи семьи.)
На чьей стороне автор? (Позиция автора - в зарисовке
пейзажа, которой завершается рассказ)
Как вы думаете, с какими мыслями ушел из жизни
потрясенный содеянным белогвардейский атаман?
(прозрением, сознанием своей запутанности).
2-ая группа: рассказ «Алешкино сердце»:
Охарактеризуйте главного героя рассказа «Алешкино
сердце». Какова его судьба?
Как Алешка относится к окружающей его жестокости?
Кто изображен в рассказе негативно, а кто изображен в
качестве положительного героя?
Почему Алешка тянется к политкому Синицыну?
(только он разделяет боль мальчика, только в нем
Алешка чувствует доброту, душевность)
Как мотив человеческого сердца проявляется в
кульминационном моменте? Можно ли назвать
подвигом поступок Алешки?
Объясните смысл названия рассказа.
Почему именно ребенок, Алешка, становятся главным
героем рассказа?
3-я группа рассказ «Шибалково семя»:
Слайд 8
Слайд 9
Подберите родственные слова к слову «семя».
Охарактеризуйте героя рассказа М. Шолохова
«Шибалково семя».
Как изображает автор красных казаков в рассказе?
Как относятся красные казаки к ребенку Шибалка?
(«За ноги его да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь,
Шибалок?»)
Как характеризуют Якова Шибалка его поступки —
убийство Дарьи и спасение ребёнка? равственный
закон не позволяет ему убить ребёнка вслед за
матерью-предательницей, и на коленях просит он
сотню о милосердии: «Моё это семя, и пущай живым
оно остаётся.)
В чем, по-вашему, смысл названия? («Мой это
сынишка, мое семя…»
Какова главная тема этого рассказа М.Шолохова?
(Утрата христианских представлений о безусловной
ценности каждой человеческой жизни. Оно
сохраняется только у Шибалка: «А мне жалко
постреленка до крайности…»).
4-ая группа рассказ «Чужая кровь»:
В начале рассказа автор заостряет наше внимание на
деталях казачьего быта. Почему?
Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти? За что
он не любит советскую власть?
Как, при помощи каких выразительных средств автор
передаёт душевное состояние героя, который потерял
во время гражданской войны единственного сына?
Почему он спасает продотрядовца? Как меняется его
психологическое состояние?
Почему Шолохов заканчивает рассказ картиной
расставания стариков с обретенным сыном? Может ли
у рассказа быть другой, благополучный финал?
Объясните смысл названия рассказа.
Чем дед Гаврила отличается от отца-атамана и других
героев «Донских рассказов»? нем победу одержала
любовь, простое человеческое сострадание. Оно
заставляет героя взять в дом тяжело раненного, хотя
он для старика чужой, не свой. Не каждый способен
на такой поступок, именно он проходит трудный путь
вочеловечивания).
Какие черты русского национального характера
воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы?
(стойкость, мудрость, приверженность традициям,
отцовская любовь к сыну, всепрощение и гуманизм).
Классовый или общечеловеческий характер носит
идея рассказа?
Слайд 10
5-ая группа рассказ «Жеребенок»:
Что значит для казака конь?
Какую сцену мы наблюдаем в самом начале рассказа?
О чем его первые строки? (Совсем мирная сцена
рождение жеребенка. «Среди белого дня возле
навозной кучи, густо облепленной изумрудными
мухами, головой вперед, с вытянутыми передними
ножонками выбрался он из мамашиной утробы...»)
Что видит и слышит только что появившийся на свет
жеребенок? Какие чувства он испытывает? («прямо
над собой увидел комочек шрапнельного разрыва,
воющий гул кинул его под ноги матери. Ужас был
первым чувством…»)
С помощью каких языковых средств автор
«очеловечивает» мир животного? (мамашина утроба,
мокренькое тельце, ноги матери, мать жеребенка...).
Что чувствует Трофим при виде жеребенка?
Почему Трофим сразу не исполнил приказ
эскадронного «пристрелить жеребенка»? (ему жалко
жеребенка «Жеребенок на тонких пушистых ножках
стоит, как игрушечный деревянный конек», а второй
раз не смог, сказал эскадронному, что боек
испортился)
Почему эскадронный тоже не принимает решительных
мер? («пущай при матке живет… кончится война на
нем еще того… пахать».
Прочитайте финал рассказа. О чем автор заставляет
нас задуматься? (На пике в двух шагах от жеребенка,
корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять
лет не целовавшие детей, улыбались и пенились
кровью».)
Какие две стихии сталкивает автор в рассказе
«Жеребенок»? (войну и мир)
Слайд 11
Рефлексия
Подведение
итогов.
- Сборник назван «Донские рассказы». Попробуйте выбрать
из названий всех рассказов сборника одно, которым можно
было бы назвать весь сборник (рассказ «Коловерть»).
- Как вы думаете, какой смысл вкладывал автор в это слово?
(Коловерть - сильное кружение воды; водоворот, коловорот;
такое значение слова дает Толковый словарь русского языка
под редакцией Т.Ф.Ефремовой).
- Что утрачивается людьми во время гражданских войн?
- Символом чего использует Шолохов родинку из
одноименного рассказа?
- Почему рассказ «Родинка» начинает, а рассказ «Чужая
кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый
Гражданской войне на Дону? Какую надежду читателю дает
М.Шолохов?
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Вывод:
Гражданская война для М.Шолохова катастрофа, в
которой рушатся человеческие связи. Больше всего волнует
автора утрата нравственных ориентиров в человеческой душе,
с выкорчеванной с кровью верой в Божьи заповеди идет
разложение людских душ. Гражданская война несет
страшное зло в человеческий мир прежде всего потому, что
калечит души. Это самая страшная война, потому что в ней
врагами оказались самые близкие люди: отец и сын. Что
может быть ужаснее такого противостояния? Здесь нет
правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.
Род, родня, родина, старинный, сформированный веками
уклад жизни всё это оказалось расколотым, разрушенным
Гражданской войной. Общая массовая деградация,
расчеловечивание - вот следствие братоубийственных войн.
М.Шолохов оценил гражданскую войну как
национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть
победителей. «Гражданская война, она, брат, помимо всего
прочего тем пакостна, что ни победы, ни победителя в ней не
бывает...» (отрывок из диктовок М.А. Шолохова младшему
сыну, приведённый в книге В.О. Осипова «Серый поток»). И в
этом состоит не только правда жизни, которую запечатлела
рука донского художника, но и предупреждение, пророчество
на будущие времена: «В годину смуты и разврата не осудите,
братья, брата».
А сейчас я предлагаю вам составить синквейн.
СИНКВЕЙН короткое литературное произведение,
характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк,
которое пишется по определённому плану.
Пусть каждая группа в составленном синквейне
выразит свое отношение к тому, о чем мы с вами говорили на
уроке.
Пример синквейна:
Гражданская война.
Братоубийственная, безжалостная,
Уничтожает, разрушает, убивает.
Война своих против своих.
Национальная трагедия.
Слайд 12
Информация о
домашнем
задании
Дифференцированное домашнее задание:
1. Ответить на вопрос: Два уровня сознания в героях
«Донских рассказов»: поверхностный, «политизированный»,
лозунговый, «ура-классовый» и глубинный,
общечеловеческий, отвергающий культ безжалостного
насилия... Kaк сказывается эта сложность в поединках сердца,
Слайд 13
Ресурсы:
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/99/1/1092350.pdf
http://licey.net/lit/don/bio
журнал «Новый мир» №10-1988г.
Журнал «Родина» №10-1990
Русская литература 20 века: Учеб. для 11 кл.: В 2 ч./ Под ред. В. П. Журавлева. - М.:
Просвещение, 2006.
С.Семёнова, Мир прозы Михаила Шолохова от поэтики к миропониманию,
издательство Академия наук, 2005.
Шолохов М.А. Донские рассказы. – М.: Дет.лит., 1979
Шолохов в школе: Книга для учителя/ Авт.-сост. М.А.Нянковский. М.: Дрофа, 2001
Сатарова Л.Г. Брат на брата, сын на отца // Литература в школе. 1993. №4
в решениях, даже в лексике героев сборника?
2. Подготовить материал для написания сочинения-
рассуждения на тему: «Человек в огне Гражданской войны»
(По произведениям писателей XX века).
3. Прочитать стихотворения М.Волошина «Гражданская
война», «Потомкам» из цикла «Усобица» и ответить на
вопросы:
- Какой художественный прием лежит в основе этих
стихотворений?
- В каких строчках слышен голос поэта-патриота об
опасности усобицы?