Тест по творчеству А.С. Пушкина 7 класс


Тест по творчеству А. С. Пушкина
Вариант I
1. Каково отношение А. С. Пушкина к Петру I в поэме «Медный всадник»?
а) восторженное в) двойственное
б) негативное г) равнодушное
2. Какими средствами А. С. Пушкин передает свой восторг от Петербурга?
а) внутренними монологами
б) прямыми авторскими оценками
в) с помощью героя-рассказчика
г) через демонстрацию мнения Петра I
3. Как можно определить пафос вступления к «Медному всаднику»?
а) задумчивый, печальный б) трагический
г) торжественный в) философский
4. Расположите события, описываемые А. С. Пушкиным в поэме «Полтава», в
хронологическом порядке.
Появление Петра I; смотр войск; Петр приветствует полки; Карл дает сигнал к
началу сражения; первый утренний бой; победа России; Полтавская битва; пир Петра I.
5. Как можно объяснить авторское местоимение «мы», употребляемое А. С.
Пушкиным в «Полтаве», хотя он не был участником битвы? «Мы» —
а) армейские командиры
б) русская армия, войска
в) Россия, ее будущее
6. На какие чувства читателя воздействует А. С. Пушкин в приведенном
описании боя? «... Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики,
скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон...»
а) зрительное восприятие
б) звуковое восприятие
в) духовное состояние
7. Определите жанр «Песни о Вещем Олеге».
а) былина в) баллада
б) поэма г) легенда
8. Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге»?
а) «Повесть временных лет»
б) «История государства Российского» Н. М. Карамзина
в) исторические хроники
9. Какой художественных прием использует автор, повторяя стихи «Они
[бойцы] поминают минувшие дни / И битвы, где вместе рубались они...»?
а) анафора б) гипербола
в) рефрен г) сравнение
10. С. М. Петров пишет, что «в центре поэмы «Полтава» изображение
Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из
первых мест в Европе. В основу героического содержания поэмы легла идея о том, что
Полтавская битва была подготовлена всем развитием петровской России, что это была
битва за существование целого народа, за будущность России».
а) Что вам известно о Петровской эпохе и Полтавском сражении?
б) Можно ли считать Полтавский бой великим историческим событием для
России? Как это отразилось в поэме?
11. А. Н. Соколов замечает, что «Петр как исторический деятель и как личность
полная противоположность Карлу».
а) С какими целями участвовали в битве Петр и Карл?
б) Можно ли сказать, что противоположность Петра и Карла в поэме проявляется
в их внешности и поступках?
в) Как автор выражает свое отношение к императорам?
12. Т. Галушко считает, что «Песнь о вещем Олеге решает вопрос «о роли и
месте поэта (пророка) в истории».
а) Каким изображается кудесник в «Песне о вещем Олеге»? Можно ли считать
этот образ аллегорией поэта?
б) Кто, на ваш взгляд, главный герой произведения: «заветов грядущего вестник»
или князь и его конь?
в) Если произведение решает вопрос о роли и месте поэта (пророка) в истории, то
каким будет ответ?
13. В. Г. Маранцман видит смысл «Песни...» в следующем: «Верность чувству
может привести к смерти, но в верности человеческой памяти — залог бессмертия».
а) Определите, какое бессмертие имелось в виду исследователем.
б) Как вы думаете, в чем заключается залог бессмертия?
14. А. Архангельский замечает, что во вступлении к поэме А. С. Пушкина
«Медный всадник» «безымянный царь, с его великой творческой мощью, лишен
личностного начала».
а) Почему литературовед называет царя безымянным? Так ли это? Если царь
безымянный, то откуда мы знаем, что перед нами Петр I?
б) Можете ли вы согласиться с тем, что во вступлении к поэме нет личности
Петра I лишен личностного начала»)?
в) Как показывает поэт творческую мощь своего героя?
15. Е. А. Маймин считает, что вступление «Медного всадника» написано
словами оды, а основная часть поэмы — «эпический рассказ».
а) Какие слова во вступлении поэмы позволяют назвать его одой? Почему
основная часть поэмы названа литературоведом эпическим рассказом?
б) У «Медного всадника» есть подзаголовок «Петербургская повесть». Указывает
ли тот факт, что текст не имеет четки границ одного жанра на многозначность его
смысла?
Тест по творчеству А.С.Пушкина
Вариант II
1. С какой целью Петр I решает «...в Европу прорубить окно»?
а) расширить торговые отношения с Европой
б) «...назло шведу»
в) так было «суждено» Петру I
г) для того чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить ее роль на
международной арене
2. Какой художественный прием использован в отрывке из поэмы «Медный
всадник»: «... И перед младшею столицей // Померкла древняя Москва, Как перед новою
царицей Порфироносная вдова…»?
а) метафора в) сравнение
б) антитеза г) олицетворение
3. Какой смысл вложен в строки «...Горит восток зарею новой»?
а) начало нового дня
б) алые отблески лучей солнца
в) восхождение России
г) отблески пожаров в Полтаве
4. С каким чувством Пушкин описывает Полтавскую битву?
а) ужас, ощущение трагизма перед гибелью тысяч людей
б) спокойный, рациональный анализ
в) восхищение, упоение боем
5. Какой момент «Песни о вещем Олеге» можно назвать его кульминацией?
а) предсказание кудесника в) исполнение предсказания
б) победа над Царьградом г) гибель коня
6. Какие исторические реалии введены в легенду?
а) образ кудесника б) описание дружины
в) щит па вратах Царьграда г) языческий бог Перун
7. Определите стихотворный размер в следующих строках:
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен,
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен...
а) ямб в) дактиль
б) хорей г) амфибрахий
8. С какой целью А. С. Пушкин использует в «Песни...» архаизмы (секира,
тризна)?
а) следует за летописью
б) стилизация под язык эпохи
в) создание правдоподобного фона
9. Д. Д. Благой считает, что «Полтавой» Пушкин осуществил вековое задание
создать высокохудожественную героическую поэму о Петре».
а) Можно ли согласиться с тем, что «Полтава» — поэма о Петре?
б) Как вы думаете, почему поэма была названа «Полтава»?
10. Ф. В. Булгарин утверждает, что «характера Петра Великого нет в поэме, но
есть прекрасный портрет его».
а) Как вы считаете, может ли быть портрет, но не быть характера?
б) Согласны ли вы с мнением критика?
11. Ю. М. Лотман замечает, что «только отказавшийся от всего личного Петр
сохраняет право на память потомков».
а) Как вы понимаете выражение «право на память потомков»? Кто из известных
вам исторических лиц этого удостоился?
б) Чем заслуживает в поэме «Полтава» Петр право на память потомков?
Объясните свое мнение.
в) Какова, по вашему мнению, цена бессмертия человека?
12. И. Михайлова предлагает следующие варианты определения жанра «Песни о
вещем Олеге»: «былина», «литературная баллада», «народная баллада».
а) Определите лексическое значение слов былина и баллада. Чем отличаются
летопись и баллада, литературная и народная баллады?
б) В каком жанре написана «Песнь о вещем Олеге»?
13. А. Г. Вампеев отмечает, что в последней строфе «Песни...» «горечь от
смерти Олега преодолевается тризной, которая подчеркивает общую судьбу князя и его
коня».
а). Что вам известно о погребальном обряде (тризне) князя?
б) В каких словах Олег сожалеет о том; что у него не одна судьба с конем? В чем
тогда смысл странного совпадения?
14. А. И. Герцен писал: «Петр I самый полный тип эпохи, призванный к жизни
гений-палач, для которого государство было все, а человек ничего».
а) Говорит ли во вступлении поэмы А. С. Пушкин о гениальности Петра?
б) Заметили ли вы во вступлении поэмы мысль о том, что для Петра I
«государство было все, а человек ничего»?
15. С. М. Петров пишет: «Петр выступает во введении и как покоритель самой
природы, ее стихий, как воплощение победы культуры и цивилизаций над той дикостью и
отсталостью, которые до него веками царили «на берегу пустынных волн».
а) Как вы считаете, говорит ли поэт о покорении природы во вступлении?
б) Что рассказал А. С. Пушкин о дикости и отсталости некогда пустынных мест,
преображенных волею Петра I?
в) действительно ли, во вступлении царь показан как воплощение победы
культуры и цивилизации?
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова
Вариант I
1. Какие из приведенных характеристик не отражают своеобразие поэмы
«Песня про купца Калашникова»?
а) Изображается столкновение 2-х сил: народной и самодержавной.
б) Язык поэмы
в) Композиционное построение
г) Сохранение основных атрибутов песенно-былинной манеры.
2. Определите жанр «Песни про купца Калашникова»
а) былина в) поэма
б) песня г) баллада
3. Каким предстает в «Песне...» царь Иван Васильевич?
а) добрым царем-батюшкой
б) жестоким, бессердечным властителем
в) справедливым и мудрым правителем
4. Соотнесите элементы композиции «Песни…» и соответствующие им
моменты произведения.
а) экспозиция 1) встреча Кирибеевича с Аленой
б) завязка 2) казнь Калашникова
в) кульминация 3) рассказ о могиле
г) развязка 4) пир у Грозного
д) эпилог 5) сцена кулачного боя
5. С каким фольклорным персонажем перекликается образ Калашникова?
а) сказочный добрый молодец в) Соловей-разбойник
б) былинный богатырь г) Владимир Красно Солнышко
6. А. Н. Соколов видит смысл «Песни...» в «противопоставлении прошлого
настоящему». Поэтому «своему поколению», «дремлющему в бездействии», М. Ю.
Лермонтов противопоставляет людей, умеющих действовать, бороться».
а) Что вам известно о времени, когда создавалась поэма?
б) Как вы считаете, а сам М. Ю. Лермонтов «дремал в бездействии» или
действовал, боролся? Объясните свое мнение.
7. В. С. Баевский писал: «в этой поэме мы видим ясно выраженное отношение к
власти, любовное изображение... характеров не односторонне героических, а
повседневных, со своими слабостями и достоинствами».
а) Кто в «Песне про купца Калашникова» представляет власть?
б) Какой показана власть в этом произведении? Как бы вы определили авторское
отношение к власти?
в) Можно ли увидеть в характере Степана Калашникова слабости и достоинства?
а в характере Кирибеевича?
8. А. Н. Соколов считает, что «в сцене поединка, еще не вступив в бой с
Кирибеевичем, Калашников одерживает над своим противником моральную победу».
а) Как вы понимаете выражение моральная победа? Чем такая победа отличается
от физической? Какая победа важнее?
б) Согласны ли вы с точкой зрения исследователя?
в) О чем тогда говорит окончание поэмы?
Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова
Вариант II
1. Выберите определения понятия «просторечье».
а) Часть лексики, слова и обороты, присущие разговорной речи, отклоняющиеся
от литературной нормы.
б) Особое свойство литературных произведений, в которых автор рисует жизнь
народа, национальный характер и эпоху.
в) Приемы, используемые в устных выступлениях для придания речи
выразительности: риторические вопросы, восклицания, обращения, паузы и т. п.
2. Как можно определить следующие строки: «Ой ты гой еси, Царь Иван
Васильевич»?
а) экспозиция в) пролог
б) запев г) завязка
3. О ком из героев «Песни...» идет речь в высказывании В. Г. Белинского: «Первое
появление его на сцену располагает вас в его пользу: почему-то вы чувствуете, что это
один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор,
пока обстоятельства не расколыхают их»?
а) Иван Грозный в)Калашников
б) Кирибеевич
4. Прочитайте отрывок из «Песни...»: «Аи, ребята, пойте только гусли
стройте! Аи, ребята, пейте дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И
боярыню его белолицую!..» Какую роль в тексте поэмы играют повторяющиеся строки?
а) рефрен в) параллелизм
б) припев г) дань традиции
5. За что бился в кулачном бою купец Калашников?
а) показать удаль царю в) за честь семьи
б) за младших братьев г) за родину
6. И. Андронников пишет, что в «Песне...» М. Ю. Лермонтов «возвеличил
простого русского человека: Степан Калашников выходит на бой с царским любимцем и,
убив его, не хочет повиниться перед царем».
б) Как вы считаете, почему Калашников не захотел повиниться перед царем?
в) В чем проявилось возвеличивание простого русского человека?
7. К. М. Азарова утверждает, что в «Песне…» «каждый герой является
носителем страсти: Калашников — чести, Кирибеевич — любви».
а) Какие строчки «Песни...» позволяют согласиться с такой точкой зрения?
Приведите примеры.
б) Как вы считаете, подлинна ли честь Калашникова и любовь Кирибеевича? Чем
вызвана каждая из страстей?
в) Почему в поэме эти положительные качества человека противопоставляются?
8. «В Грозном совмещаются два начала: жестокость и благородство. Грозный,
можно сказать, олицетворяет судьбу, рок». К. М.Азарова.
а) Согласны ли вы с тем, что в Грозном совмещаются два начала: жестокость и
благородство?
б) Как вы поняли, что олицетворяет собой Грозный?
в) В чем заключается идея произведения?