Презентация "Фольклор Смоленщины"

Подписи к слайдам:
  • Фольклор
  • Смоленщины
  • Урок 2
  • МКОУ Юшинская ООШ
  • Сычёвский район Смоленской области
        • Презентацию создала
        • Долотовская Ирина Петровна,
        • учитель русского языка и литературы
        • высшей категории
  • 2013г.
Об истории устного народного творчества на Смоленщине рассказывают документы, собранные фольклористами В. Н. Добровольским, П. М. Соболевым и В. Ф. Шурыгиным. Среди них - частушки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки, песни и т.п.
  • Об истории устного народного творчества на Смоленщине рассказывают документы, собранные фольклористами В. Н. Добровольским, П. М. Соболевым и В. Ф. Шурыгиным. Среди них - частушки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки, песни и т.п.
Добровольский Владимир Николаевич (1856-1920)-русский краевед, этнограф, фольклорист.
  • Добровольский Владимир Николаевич (1856-1920)-русский краевед, этнограф, фольклорист.
  • Бурная деятельность В.Н. Добровольского началась в деревне Даньково, где сам писатель с большим удовольствием начинал собирать произведения фольклора и материалы для местного словаря.
Бер Николай Дмитриевич (1860-1926)-внучатый племянник М.И. Глинки, хормейстер, композитор, собиратель народных песен.
  • Бер Николай Дмитриевич (1860-1926)-внучатый племянник М.И. Глинки, хормейстер, композитор, собиратель народных песен.
  • Собиратель стремился к целеустремленному и художественно осмысленному отбору песенного материала. В собрании Бера много напевов, редких по красоте, свежести и пластичности мелодического образа. Н.Д. Бер записывал не только любые обиходные песенные варианты, а руководствовался при отборе песен эстетическим критерием и записывал песни с голоса импровизаторов-умельцев, творчески расцвечивавших и обогащавших напев.
Шурыгин Василий Фёдорович родился 29 декабря 1896 года в селе Епишеве Рославльского уезда Смоленской губернии.
  • Шурыгин Василий Фёдорович родился 29 декабря 1896 года в селе Епишеве Рославльского уезда Смоленской губернии.
  • В литературной работе В.Ф. Шурыгин опирался не только на свой богатый жизненный опыт, но и на устно-поэтическое народное творчество, которое он изучал с давних пор. Он записывал устные рассказы колхозников об их поистине героических усилиях во время Великой Отечественной войны.
Соболев Павел Михайлович (1894-1947)-литературовед, фольклорист, родился в Смоленске.
  • Соболев Павел Михайлович (1894-1947)-литературовед, фольклорист, родился в Смоленске.
  • Соболев – активный участник научных дискуссий, связанных с проблемами советской фольклористики. Как исследователя его в равной мере интересовали фольклор рабочих и творческие связи писателей с народной поэзией. Организовал работу по сбору фольклора Смоленщины. Автор книг «Фольклор фабрично-заводских рабочих» (1931 год); «Фольклор Смоленщины» (1946 год).
  • Жанры
  • фольклора
  • Сказки
  • Частушки,
  • припевки
  • Пословицы
  • Песни
  • Легенды,
  • предания
  • Загадки
  • Жанры фольклора
  • Смоленской области
  • 1.Не будешь ссориться – будет у нас пословица.
  • 2.Хорош на присказы, а поглядим, какой будешь на привязи.
  • Серое сукно
  • Тянется в окно.
  • (Дым)
  • Белая корова
  • Тростник ломала,
  • Черная корова
  • Тростник поднимала.
  • (День и ночь)
  • Загадаю загадку,
  • Брошу на грядку:
  • Пускай моя загадка
  • Лежит да нальется.
  • (Зерно. Посев)
  • Около носа вьется,
  • В руки не дается.
  • (Ветер)
Сычёвский край в пословицах и преданиях.
  • Сычёвский край в пословицах и преданиях.
  • Сычёвский край в пословицах.doc
Известный педагог, литературовед, этнограф Мария Александровна Рыбникова в 1932 году в Москве выпустила книгу «Загадки». В ней широко приводятся загадки, записанные на Смоленской земле. В книге М.А. Рыбниковой они приведены по районам Смоленской области.
  • Известный педагог, литературовед, этнограф Мария Александровна Рыбникова в 1932 году в Москве выпустила книгу «Загадки». В ней широко приводятся загадки, записанные на Смоленской земле. В книге М.А. Рыбниковой они приведены по районам Смоленской области.
  • Вяземский район
  • День спит,
  • Ночь глядит,
  • Утром умирает,
  • Другой сменяет.
  • (Свеча из воска)
  • Поле стеклянное,
  • А межи оловянные.
  • (Окно)
  • Без рук; без ног,
  • А ходит.
  • (Дверь)
  • Рославльский район
  • Хода ходит,
  • Виса висит,
  • Хода вису – хвать.
  • (Яблоко)
  • Маленькие, кругленькие,
  • До неба докинешь.
  • (Радио)
  • Смоленский район
  • Летом цветет,
  • Зимой греет,
  • Настанет весна –
  • Потекет слеза.
  • (Береза)
  • Чи – чи, чи – чи,
  • Круть верти,
  • На сковороде смерть.
  • (Рыба на сковороде)
  • Сычевский район
  • Дудка – дуда,
  • На дуде дыра,
  • Дудка затрещит –
  • Собака бежит.
  • (Ружьё)
  • Смоленщина – край песенный. Народная память сберегла для нас лучшие образцы смоленской старинной песни самых разных жанров, традиции народной хореографии и инструментальной музыки.
  • Хорошо сохранились на Смоленщине древнейшие календарные песни, также отлично помнятся на Смоленщине свадебные песни с искренним весельем и юмором дразнилок.
  • При всем разнообразии песенного традиционного фольклора ведущими являются на Смоленщине жанры обрядовые.
  • Календарные обряды: новогодние, масленичные, встреча весны, купальские, осенние (жатвенные).
  • Семейно – бытовые обряды: родильные, свадебные, рекрутские, похоронные.
  • Песни
  • Не в трубушку трубили
  • Не в трубушку трубили Заплакала девушка,
  • Рано по заре, Сидя в тереме,
  • Эй, рано по заре - Эй, сидя в тереме.
  • Песни весенние
  • Ой весна – красна,
  • Теплое летечко!
  • Ай люли, люли,
  • Теплое летечко!
  • Ай весна – красна,
  • Зачем к нам пришла?
  • Ай люли, люли,
  • Зачем к нам пришла?
В дореволюционное время в различных районах России припевки назывались набирушками, пригудками, ихохошками, скоморошинами и т.д.
  • В дореволюционное время в различных районах России припевки назывались набирушками, пригудками, ихохошками, скоморошинами и т.д.
  • Отрывок из книги «Смоленские припевки»
  • Славный лен на поле нашем
  • И на вашем чудный лен-
  • Парням вышитых рубашек
  • Будет целый эшелон…
  • Термин «частушка» введен в литературу писателем Г.И. Успенским.
Легенды и предания – часть духовной культуры народа. В них завещание наших предков.
  • Легенды и предания – часть духовной культуры народа. В них завещание наших предков.
  • Характерной особенностью преданий на Смоленщине является то, что они содержат в себе исторические предметы.
  • Предание о богатыре Василии
  • На том месте, где стоит деревня Васьково, жил в старину богатырь. Василием его звали. Сильный был. Бросал камни к богатырю Сидору. Тот жил верстах в пяти к востоку. Там теперь деревня Сидорки.
  • На кладбище при деревне Васьково есть могильный курган, длиною сажени две. В нем, как сказывают, и покоится Василий.
  • Вопросы и задания:
  • Прочитайте сборник «Сказки Смоленского края». Может быть вам встречались другие варианты этих сказок? Назовите их.
  • Прочитайте определения предания и легенды. Чем они отличаются?
  • Список литературы:
  • Меркин Г.С. «Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению. Том 1,2.»(Траст-имаком, 1994г.)
  • Стукалов А. «Край мой Смоленский»(Смоленск, 2001г.)
  • Трофимов И.Т. «Писатели Смоленщины. Библиографический справочник.»(Смоленское книжное издательство, 1959г.)
  • Трофимов И.Т. «Писатели Смоленщины»(Московский рабочий, 1973г.)
  • www.naslediesmolensk.ru