Сочинение "Честь дороже жизни"


Честь дороже жизни
Задумывались ли мы в детстве, юности по-настоящему над смыслом
слов «честно», «честный»? Скорее, нет, чем да. Чаще мы произносили фразу
«это нечестно», если кто-то из наших сверстников поступал плохо по
отношению к нам. На этом наши отношения со смыслом данного слова
заканчивались. Но жизнь все чаще и чаще напоминает нам о том, что есть
люди, которые «имеют честь», и есть те, кто готов родину продать, спасая
собственную шкуру. Где та грань, которая превращает человека в раба своей
плоти и уничтожает в нем человека? Почему не звонит тот колокольчик, о
котором писал знаток всех черных закоулков человеческой души Антон
Павлович Чехов? Эти и другие вопросы задаю я себе, среди которых один
все-таки главный: действительно ли честь дороже жизни? Чтобы ответить на
этот вопрос, я обращаюсь к литературным произведениям, потому что, по
мнению академика Д.С. Лихачева, литература – это главный учебник жизни,
она (литература) помогает нам понять характеры людей, раскрывает эпохи, и
на ее страницах мы найдем великое множество примеров взлетов и падений
человеческой жизни. Там же я могу найти ответ на мой главный вопрос.
Падение и, что еще страшнее, предательство, у меня ассоциируется с
Рыбаком, героем повести В. Быкова «Сотников». Почему сильный человек,
производящий изначально только положительное впечатление, стал
предателем? А Сотников… Странное у меня было впечатление от этого
героя: он меня почему-то раздражал, и причина этого чувства - отнюдь не его
болезнь, а то, что он постоянно создавал проблемы во время выполнения
ответственного задания. Рыбаком же я откровенно восхищалась: какой
находчивый, решительный и смелый человек! Не думаю, что он старался
произвести впечатление. Да и кто такой для него Сотников, чтобы ради него
из кожи лезть?! Нет. Просто он был человеком и совершал человеческие
поступки, пока его жизни не угрожала опасность. Но как только он вкусил
страх, его словно подменили: инстинкт самосохранения убил в нем человека,
и он продал душу, а вместе с ней и честь. Предательство родины, убийство
Сотникова, животное существование для него оказались дороже чести.
Анализируя поступок Рыбака, я не могу не задать себе вопрос: всегда
ли так бывает, что человек поступает не по чести, если его жизни угрожает
опасность? Может ли он совершить бесчестный поступок во благо другого?
И опять я обращаюсь за ответом к литературному произведению, на сей раз к
рассказу Е. Замятина «Пещера» о блокадном Ленинграде, где в гротескной
форме автор рассказывает о выживании людей в ледяной пещере,
загоняемых постепенно в самый маленький ее уголок, где центром вселенной
является ржавый и рыжий бог, чугунная печка, которая поглощала сначала
дрова, потом мебель, потом …книги. В одном таком углу разрывается от горя
сердце одного человека: умирает Маша, уже долгое время не встававшая с
постели любимая жена Мартина Мартиныча. Это случится завтра, а сегодня
ей очень хочется, чтобы завтра, в день ее рождения, было жарко, и тогда
она, возможно, сможет встать с постели. Тепло, кусочек хлеба стали
символом жизни для пещерных людей. Но нет ни того, ни другого. Зато есть
у соседей этажом ниже, у Обертышевых. Всё есть у них, потерявших совесть
и превратившихся в самок, в обертышат.
…Что не сделаешь ради любимой жены?! Интеллигентный Мартин
Мартиныч идет на поклон к нелюдям: там жор и жар, но там не живет душа.
И Мартин Мартиныч, получив (любезно, с сочувствием) отказ, решается на
отчаянный шаг: он крадет дрова для Маши. Завтра будет всё! Бог будет
плясать, Маша встанет, будут читаться письма – то, что сжечь было
невозможно. И будет … выпит яд, потому что жить с этим грехом Мартин
Мартиныч не сможет. Почему так бывает? Сильный и мужественный Рыбак,
убивший Сотникова и предавший родину, остался жить и служить полицаям,
а интеллигентный Мартин Мартиныч, который, живя в чужой квартире, не
смел прикоснуться к чужой мебели, чтобы выжить, но смог перешагнуть
через себя, чтобы спасти дорого ему человека, умирает.
Всё исходит от человека и замыкается на человеке, и главное в нем –
душа, чистая, честная и открытая состраданию, помощи. Я не могу не
обратиться еще к одному примеру, потому что этот герой рассказа «Хлеб для
собаки» В. Тендрякова – еще ребенок. Десятилетний мальчик Тенков тайком
от родителей подкармливал «куркулей» - врагов. Рисковал ли ребенок своей
жизнью? Да, потому что он кормил врагов народа. Но совесть не позволяла
ему есть спокойно и вдоволь то, что ставила на стол его мама. Вот и страдает
душа мальчика. Чуть позже герой своим детским сердцем поймет, что
человек человеку может помочь, но кто в страшное голодное время, когда
люди умирают на дороге, отдаст хлеб для собаки. «Никто», - подсказывает
логика. «Я», - понимает детская душа. Из таких, как этот герой, выходят
Сотниковы, Васковы, Искры и другие герои, для которых честь дороже
жизни.
Я привела лишь несколько примеров из мира литературы,
доказывающих, что всегда, во все времена, в чести была и будет совесть.
Именно это качество не позволит человеку совершить поступок, цена
которого – потеря чести. Таких героев, в сердцах которых живет честность,
благородство, в произведениях и в реальной жизни, к счастью, много.
Царакова Надежда Радионовна