Подготовка к сочинению как заключительному этапу деятельности обучающихся в процессе инсценирования текста

Куликова Марина Николаевна,
учитель русского языка
и литературы МОУ СОШ № 5
Мастер-класс
«Подготовка к сочинению как заключительному этапу деятельности
обучающихся в процессе инсценирования текста»
(Перед началом мастер-класса группа знакомиться с текстом Ю.
Яковлева «Девочки с Васильевского острова»).
Практическая часть
Выбор. Если бы у вас был выбор между легко/трудно и
интересно/неинтересно, каков был бы ваш ответ?
руппа высказывает свои мнения и аргументирует их)
Я считаю, что, в первую очередь, урок должен быть интересным, он
должен находить эмоциональный отклик в душах детей. Психологи
утверждают, что знания, полученные без заинтересованности учащихся в
них, в конечном итоге становятся мертвым грузом. Надеюсь, что именно
интересным путем мы сегодня вместе с вами будем добывать знания.
«Мальчики и девочки в раннем возрасте, до отрочества. Сыновья и дочери»,
- такое лексическое значение к одному из слов дает нам словарь С.И.
Ожегова. «Вооруженная борьба между государствами или народами, между
классами внутри государства, враждебные отношения с кем-нибудь», -
такое лексическое значение к другому слову дает нам этот же словарь.
Давайте попробуем определить, что же это за слова. (дети и война)
Совместимы ли эти понятия?
В этом году мы празднуем 70-летие Победы в Великой Отечественной
войне. Казалось бы, война закончилась так давно, но мы с вами знаем, что и в
настоящий момент где-то на войне погибают мирные люди, дети. Сегодня я
предлагаю вам рассмотреть элементы подготовки к сочинению на тему
«Почему на войне быстро происходит взросление детей» в рамках
направления «Вопросы, заданные человечеству войной».
Предварительно вы уже познакомились с текстом Юрия Яковлева
«Девочки с Васильевского острова». Речь идет о Тане Савичевой
жительнице блокадного Ленинграда и Вале Зайцевой девочке, живущей
много лет спустя после войны. Девочек связывает дружба, хотя живут они в
разное время и их разделяют многие и многие годы. Оказывается, бывает и
такая дружба. Все, что происходило в Таниной жизни, стало и Валиным, как
должно было быть у настоящих подруг. И Таня в рассказе – живая девочка.
Итак, давайте рассмотрим эпизод, где Валя Зайцева оказывается на
третьем километре Дороги жизни, на стройке памятника «Цветок жизни»
погибшим детям Ленинграда, но мы не просто обратимся к его анализу, а
сделаем небольшую инсценировку. Для этого я предлагаю вам разделиться
на две группы. Первая группа актеры сцены, которым предстоит обыграть
эпизод. Вторая группа готовит режиссерский комментарий к сцене
создание описания будущей инсценировки от имени воображаемого
режиссера, размышление над способами изображения места и времени,
характере действующих лиц, «сверхзадаче» (главной идее) сцены.
Напоминаю, что у вас на столах есть правила инсценирования текста
(озвучить)
(Инсценирование текста: сначала режиссерский комментарий,
затем сама сцена)
Так какие же события в жизни Тани Савичевой стали причиной
быстрого взросления? (смерть близких)
Действительно, именно смерть, которая оставляет девочку
совершенно одну, меняет ее привычный образ жизни, ее мировоззрение. Но в
данном тексте мы видим взросление не только Тани Савичевой, но и главной
героини рассказа. Валя пропускает через себя все смерти, описанные в
дневнике своей подруги, чтобы сохранить память о вечно живой девочке с
Васильевского острова, оставшейся в своем времени.
Теоретическая часть
Концепция модернизации российского образования ориентирует не только
на усвоение определенной суммы знаний, но и на личностное развитие
обучающегося, ибо в настоящее время нужна «личность, для которой характерна
не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному
пространству деятельностей». Один из путей, ориентированный на личностное
развитие ребенка это путь театрализации на уроке литературы.
Ни для кого не секрет, что ребенок, как и взрослый, нуждается в живом,
чувствующем, удивляющем, сострадающем и радующемся собеседнике.
Ребенку на уроке должно быть интересно, только в таком случае возможен
диалог между учителем и учеником. Поэтому учителю словеснику просто
необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать
своих учеников.
Приемы «перевода» литературного произведения на языки других
искусств достаточно разнообразны: выразительное чтение, устное словесное
рисование, чтение по ролям, мизансценирование, составление
киносценариев, инсценирование. Прием инсценирования, непосредственно
вводящий театральное искусство на урок литературы, занимает среди
приемов данного метода одну из центральных позиций. Это представляется
закономерным, поскольку привлечение театра в практику школьного
преподавания имеет плодотворные традиции.
Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную
эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания
литературных произведений. Такие занятия предоставляют подросткам
возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать,
демонстрировать свои умения. Главную задачу для себя я вижу в том, чтобы
поддержать интерес школьников к урокам литературы, помочь понять
характеры героев.
Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной
умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского
отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе
сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого
воображения и литературного «соображения» учащихся.
Так, например, мы обратились к инсценировке рассказа Ю. Яковлева
«Девочки с Васильевского острова» в рамках подготовки к итоговому
сочинению по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной».
Анализ эпизода, выбранного для сцены, помогает учащимся понять
характеры героев, оценить положение военного времени, осознать
отношение автора к изображаемым событиям, ответить на вопрос «Почему
на войне быстро происходит взросление детей?». На основе этого ребята
могут подобрать литературный аргумент к сочинению.
Большую роль в работе занимает режиссерский замысел, который
определяет всю будущую работу по превращению эпического текста в
драматический. Размышление о способе выражения места и времени в сцене,
характерах действующих лиц, сверхзадаче.
Произнесенная речь героев, наполненная собственной оценкой и
отношением учащихся, воспринимается иначе, чем текст, который был
просто прочитан. Анализируя текст с помощью инсценировки,
самостоятельно или вместе с учителем, учащиеся постоянно вынуждены
отвечать на вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?» Почему так или иначе
говорит герой? Зачем автор выбирает именно такие условия для становления
личности героя? Как представить в сцене время и место действия? В ходе
обыкновенного анализа произведения эти вопросы могут не возникнуть, либо
их задаст учитель. И что в этом случае происходит на практике? Мы
отвечаем на вопросы, которые нам никто не задавал. Но когда текст надо
произносить, обыгрывать, делать его своим, у учащихся возникает много
интересных вопросов.
И в заключительном этапе деятельности обучающихся на уроках
литературы, в том числе над инсценированием текста, главным результатом
является не только «зачет» по критериям оценивания сочинения, но, в
первую очередь, развитая личность, сформированная психология творца.