Конспект урока и технологическая карта по рассказу В.М.Шукшина "Миль пардон, мадам!"


Конспект урока литературы в 7 классе.
Учитель: Каверина Е.В.
МОУ «Лицей № 1» г. Петрозаводск
Тема: Изображение национального характера в рассказе В.М. Шукшина «Миль пардон,
мадам!»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Методы: аналитико-синтетический, частично-поисковый
Образовательные технологии:
технология критического мышления
поэтапного формирования умственных действий
педагогики сотрудничества
здоровьесберегающая
Цель урока:
Изучение особенностей изображения национального характера В.М. Шукшиным на
примере рассказа «Миль пардон, мадам!»
Задачи урока:
обучающие:
совершенствовать навыки анализа и интерпретации художественного произведения с
использованием теоретико-литературных знаний о характеристике героя.
развивающие:
способствовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, развитию
познавательного через актуализацию личностного восприятия художественного
произведения, развитию навыков теоретического осмысления, самоанализа.
воспитывающие:
содействовать формированию коммуникативной компетенции учащихся путём
использования парной и групповой форм организации познавательной деятельности
учащихся.
Формы работы учащихся на уроке: парная, индивидуальная, групповая
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран для проектора, презентация
урока
Оборудование для учащихся: учебник по литературе 7 класс (под ред. Москвина),
раздаточный материал
Ход урока.
1. Приветствие учащихся, положительный настрой на работу.
2. Рефлексия: 1)Какую тему мы сейчас изучаем Изображение национального
характера»)
2) Что такое «национальный характер»?
3)Какие литературные герои, по-вашему, обладают национальным
характером?
4) Каким было домашнее задание? ( прочитать рассказ «Миль пардон,
мадам!»
5) Что вы знаете об авторе рассказа?
3. Знакомство с личностью писателя.
1) Краткий рассказ учителя, сопровождаемый показом слайдов (2 – 7 слайды)
2) Работа в группах с публицистическими текстами- воспоминаниями о В.М.
Шукшине ( 6 групп) + выступления представителей от каждой группы с
ответом на вопрос:
Какие качества, черты характера Шукшина раскрываются в данном эпизоде?
Запись в тетрадь выводов.
4. Рефлексия: 1) Можем ли мы сказать, что Шукшин обладал национальным характером?
2) Присущи ли эти качества героям Шукшина?
5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, выход на цель урока (8 слайд)
6. Проверка знания текста рассказа (тест) – (ответы на тест слайд 9)
* Физкультминутка
7. Работа с образом главного героя:
1) Значение имени (10,11 слайды).
2) Портрет Броньки (работа с текстом + 12 слайд)
3) Составление таблицы «Положительные и отрицательные черты
характера
Броньки (работа в парах + 13 слайд)
4) Анализ кульминационной сцены «рассказ Броньки о покушении на
Гитлера» (пересказ учащихся, просмотр отрывка из фильма «Странные
люди»
8. Рефлексия: 1) Каким предстает Бронька в своем рассказе о покушении на Гитлера?
2) Как его характеризует этот рассказ?
3) Почему Бронька промахнулся?
4) Почему он постоянно рассказывает эту историю?
5) Как вы понимаете слова Шукшина:
« Человеческая душа мечется и тоскует, если она не возликовала никогда,
если она не исполнила своего предназначения».
( В.М. Шукшин)
6) Можно ли утверждать, что Бронька - это «национальный характер»?
9. Подведение итогов урока, рефлексия ( письменно)
10. Домашнее задание (по выбору): ( слайд 16)
1) Нарисовать портрет Броньки Пупкова и подготовить его защиту.
2) Мини-сочинение «Мое отношение к Броньке Пупкову»
3) Стр. 169 вопрос 7 (письменно)
Вопрос
Ответ развёрнутый или краткий, знаками
+ ; .
Помог ли сегодняшний урок лучше разбираться
в литературе?
Помог ли рассказ Чехова понимать
окружающих?
Как бы Вы оценили свою работу на уроке(1-5
баллов)
Кому из одноклассников поставите оценку
«Отлично»?
Технологическая карта урока
Тема Изображение национального характера в рассказе В. М. Шукшина «Миль
пардон, мадам!»
Учитель: Каверина Е.В.
Класс: 7 Г
Дата проведения: 02.04.2015.
Этап
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
действия
1.Самоопределение
к деятельности.
Организационный
момент
Приветствие учащихся.
Подготовка класса
к работе.
Личностные:
самоопределение
Регулятивные:
целеполагание
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
2.Актуализация
знаний и фиксация
затруднений в
деятельности
Рефлексия
1)Какую тему мы
сейчас изучаем
Изображение
национального
характера»)
2) Что такое
«национальный
характер»
3)Какие литературные
герои, по-вашему,
обладают
национальным
характером?
4) Каким было
домашнее задание?
( прочитать рассказ
«Миль пардон,
мадам!»
5) Что вы знаете об
авторе рассказа?
1) Индивидуальная
работа ( устные
ответы на вопросы)
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
Познавательные:
логические- анализ
объектов с целью
выделения
признаков.
3.Постановка
учебной задачи,
проблемного
вопроса
1. Знакомство с
личность писателя.
2. Постановка цели
урока
1. Работа в группах
( знакомство с
воспоминаниями о
писателе)
2. Выступления
представителей
групп
3.Ставят цели,
формулируют
(уточняют) тему
Регулятивные:
целеполагание
Познавательные:
общеучебные:
самостоятельное
выделение –
формулирование
познавательной
цели; логические:
формулирование
урока
проблемы
Физкультминутка
4.Построение
проекта выхода из
затруднения
(открытие нового
знания)
Организует учащихся
по исследованию
проблемной ситуации.
1) Индивидуальная
работа ( устные
ответы на вопросы)
2. Составление
плана
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование
Познавательные:
моделирование,
логические -решение
проблемы,
построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение гипотез
и их обоснование
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации.
5.Первичное
закрепление
1. Решение теста с
последующей
взаимопроверкой.
2. Работа с образом
главного героя
А) Составление
портрета
Б) Нахождение
положительных и
отрицательных
качеств героя (
работа в парах)
В) Анализ эпизода
«Покушение на
Гитлера»
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция
Познавательные:
общеучебные –
умение
структурировать
знания, выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задания, умение
осознанно и
произвольно строить
речевое
высказывание,
рефлексия способов
и условий действия
Коммуникативные:
управление
поведением
партнёра – контроль,
коррекция, оценка
действий партнёра.
6.Рефлексия
деятельности (итог
урока)
Организует рефлексию
Осуществляют
самооценку
собственной
учебной
деятельности,
соотносят цель и
результаты,
Коммуникативные:
умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли
Регулятивные:
степень их
соответствия
рефлексия
Личностные:
смыслообразование.
7. Домашнее
задание
1) Нарисовать портрет
Броньки Пупкова и
подготовить его
защиту.
2) Мини-сочинение
«Мое отношение к
Броньке Пупкову»
3) Стр. 169 вопрос 7
(письменно)
Выбирает одно
задание из
нескольких
Познавательные
Материалы к уроку.
Тест по рассказу В.М. Шукшина «Миль пардон, мадам
1. В каком году происходят события?
А) в 1968
Б) в 1956
2. С кем любил Бронька ходить на охоту?
А) С друзьями
Б) с приезжими
В) один
3. Бронька рассказывал охотникам историю
А) о покушении на Гитлера
Б) о встрече с маршалом
В) о ранении на фронте
4. Сколько, по мнению Броньки, было покушений на Гитлера
А) одно
Б) два
В) три
5.Убил ли Бронька Гитлера?
А) да
Б) нет
6. «Миль пардон, мадам!» - Бронька считает, что эта фраза
А) Из французского языка
Б) Из английского языка
В) Из немецкого языка.
Воспоминания о Шукшине.
Рассказывает сестра Василия Макаровича Наталья Зиновьева (Шукшина):
В школе зимой мы занимались в стареньких фуфайчонках. Валенки у Васи были
подшиты, но эта подшивка часто отлетала, и он перетягивал её верёвочкой. Я же ходила в
домотканом платье (мамой вытканном и ею же сшитом). Такое платье, если выстираешь,
выполоскаешь, можно ставить (не вешая) сушить стоит, как на манекене. Вася такие
рубахи не носил. Писали мы на старых, пожелтевших от времени книгах ручками-
палочками, выломанными из травяного веника. В мою обязанность входило готовить
чернила из сажи, которую я наскребала из печного чувала и разводила горячей водой, а
потом долго-долго мешала. Разводили и марганцовку, но она была дефицитом. В военные
суровые годы, особенно в летнее время, мужская работа легла на плечи женщин и
подростков. С 11 – 13-летних спрос был таким же, как со взрослых. Но маме было нелегко
упросить бригадира, чтобы 12 летнего Васю взяли в колхоз на какие-нибудь работы. Он
любил коней и хотел, чтобы его взяли водовозом, как говорили, «на табачок». Бригадир не
соглашался. Мал ещё, говорит, ему и ведро воды не поднять, и коня не запрячь. Тяжкий
труд, который выпал на долю наших мальчишек, не омрачил их детские годы. Они, хотя и
рано повзрослели, всё равно водили свои игры, озорничали в чужих садах и огородах…
Книги к нему пришли как-то сразу, они не были его увлечением с детских лет, но он резко
сменил игру в бабки на книги. Читал всё подряд без разбору, а мама боялась, что он
зачитается и «сойдёт с ума». Все его школьные учебники были без корочек. Когда мы
были дома, он в эти корочки от учебников вкладывал художественную книжку, ставил её
на стол и читал. Мы видели, что у него, например, «География», а через некоторое время
он ставил перед собой «Историю». Брал Вася книги из библиотеки и тайком из школьного
шкафа, который стоял в коридоре. Это были тоненькие брошюры о Мичурине, Лысенко,
«Происхождение жизни на земле» и много-много других. Читал днём и ночью. Даже
умудрялся читать при лунном свете или с жировухой. Наливая во флакончик жира,
протягивал верёвочку (фитилёк) через картофельный пластик, укрывался одеялом с
головой и читал. А однажды заснул с этим горящим фитильком и чудом не задохнулся. Но
одеяло всё-таки прожёг. В зимнее время мы залезали втроём на любимую русскую печку,
ставили рядышком лампу. Вася ложился с краю, мама в cepeдине, а я у стенки, и он читал
нам. Злился, переживал, когда мы с мамой начинали засыпать, заставлял нас
пересказывать прочитанное или сказать, на чём он остановился. Но так как ни та, ни
другая ничего не могли ему ответить – плакал. Окончив 7 классов, Вася и ещё три его
сверстника поехал учиться в Бийский автомобильный техникум. Приезжая домой на
каникулы или на выходной день, он успевал и на вечёрку сходить с гармошкой, и
влюбиться, и с соперником отношения выяснить, и что-то писал, но читать написанное
никому не давал. А однажды он попросил меня отправить пакет в Москву в журнал
«Затейник». На обратном адресе была написана фамилия – «Шукшин». В следующий
приезд я его спросила, почему он написал эту фамилию, а не «Попов». Он ответил, что его
как Попова знают все, а вот о «Шукшине» только могут догадаться. Дело в том, что мы с
Васей носили мамину девичью фамилию Попова, потому что отец был репрессирован, и
мама боялась оставлять нас на фамилии отца. И только при получении паспортов мы
стали Шукшины. Ещё на втором курсе техникума у Васи не сложились отношения с
учительницей английского языка, и на третьем он решил оставить его. Мама переживала,
а он ей говорил: «Я всё равно по этой специальности работать не буду, если даже закончу
техникум». И сказал нам, что поедет в Москву, потому что посылал рассказы в журнал
«Затейник» и ему написали, чтобы он приехал в редакцию. Это был обман. Мне тоже
было жалко с ним расставаться, мы втроём плакали, а он, шмыгая носом, нас уговаривал.
Вроде уговорил, но денег нет, да он и не рассчитывал на большие деньги. Мама решилась
продать корову, но Вася не соглашался. Она начала его уговаривать, мол, купим
телёночка и вырастим его, а Райка все равно мало молока даёт. Продали все-таки Райку.
Мама уложила в деревянный чемоданчик всё необходимое для Васи, он сверху положил
книги, тетради, и мы проводили его в никуда. Мама сильно переживала за Васю, а он
уехал, и два месяца от него не было ни одного письма. Извелась мама, ложилась спать со
вздохами, а то и со слезами и вставала с надеждой на весточку от него. Жаль мне её было,
но помочь я была не в силах. Конечно, для 17 – 18 летнего парня это был опасный,
неизвестный путь. Мальчишка, который особо не отличался от своих сверстников, сделал
прыжок и благодаря добрым людям, на которых, как он сам говорил, ему везло, благодаря
своему трудолюбию, упорству, целеустремленности и начитанности и вышел на верную
дорогу. Студентом 4-го курса в 1958 году он стал сниматься в главной роли в фильме
«Двa Фёдора» у кинорежиссера Марлена Хуциева, в печати появились его первые робкие
(как он их называл) рассказы.
Наталья Шукшина: О своих наградах Вася в письмах почти не писал. Я узнавала о них
либо через газету, либо через журналы, звонила ему, поздравляла, а в ответ слышала: «А-
а, да, было такое. Ну, это же по РСФСР, не по СССР». Российской Федерации ему было
мало. Однажды летом, на второй день после приезда, в предрассветный час Вася тихонько
вышел на улицу, стукнула калитка, я – к окну. Он прошёл мимо по направлению к горе
Пикет. Я почем-то всегда боялась за него, уж больно был он рисковым. Я разбудила маму.
Она вначале хотела ему крикнуть «куда пошёл?», но я говорю: ты сейчас крикнешь здесь,
а на другом конце села будет слышно. Пойдём за ним. Он идёт вразвалочку, а мы, две
заполошные, пуганые вороны, трусим за ним на небольшом расстоянии. Был четвёртый
час утра. Село уже приготовилось умыться в серебре росы, отбеливалось, перекликались
во дворах петухи, как будто соревновались, кто из них споёт громче и заливистей. Вася
стал подниматься на гору, тогда я тихонько окликнула его. Он оглянулся, удивился, а у
нас в глазах по пятаку. Не знаю, как мама, а у меня по телу дрожь. Он засмеялся: «Ну, вы
даёте». Прижал нас к себе и говорит: «Хвостик (это он обращается ко мне), ты бы уж шла
за мной одна, тебе не привыкать, а зачем же маму то разбудила?» И он предложил нам
подняться выше и вместе встретить рассвет. Останавливался, сладостно причмокивал,
поднимал руки вверх и в стороны, как будто накачивал себя воздухом, который, как он
сам выражался, можно черпать банным ковшом и пить до опьянения. А нам было и
невдомёк, что природа, бирюзовый рассвет в родных местах помогали ему в работе, он
как будто заряжался, а эта гора Пикет была его стартовой площадкой. Не думал, конечно,
что она будет для него и финишной. «И какая то огромная мощь чудится мне там, на
родине, – писал он, – какая то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести
утраченный напор крови… И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня,
знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу…»
Наталья Шукшина: Вася с детства был жалостливым. Случалось, разобью я тарелку (а они
все были на счету), приходит мама и спрашивает: «Где тарелка?» Не успеваю рта
раскрыть, как он опережает меня: «Я её разбил нечаянно». Он знал, что мне за это
попадёт, а ему нет, потому что в доме он был мужичок, помощник. Боже, как я ему была
благодарна! И не только явные его провинности прощались мною, но я даже делилась
кусочком сахара, который мама нам выдавала два раза в неделю. Зимой Вася в школу
ходил с холщовой сумкой, в которой вместе с учебниками были бабки. Играли мальчишки
после школы на льду замёрзшей Катуни. Бывало, забежит домой, где-то за час до прихода
мамы с работы, вытряхнет сумку, учебники – в одну сторону, бабки – в другую, и,
довольный, считает, сколько бабок выиграл. Ну а я уже в позе: полдня проиграл, ни
одного урока не сделал! У нас был деревянный диван в небольшой комнате. Я ему
говорила с приподнятой головой и со вздёрнутым от природы носом: «Прокати меня на
горбушке (на спине) десять раз от дивана до кровати». Вася был рад выполнить такую
ерундовую для него просьбу. И я с дивана залезала ему на спину, а он чуть ли не бегом,
подкидывая меня и взвизгивая, как будто лошадь, даже удлинял расстояние – от стола до
дверей. Вот так и ездила на нём за каждую его провинность… Когда умер муж и я
осталась одна с двумя пятилетними детьми, он помогал мне материально, и я ему как-то
сказала: «Езжу, Вася, на твоей горбушке до сих пор».
. Рассказывает друг Шукшина, оператор Анатолий Заболоцкий, снимавший с ним фильмы
«Печки-лавочки» и «Калина красная»:
Анатолий Заболоцкий: Съёмки «Калины красной» мы начали ранней весной недалеко от
Подольска с проездов Егора Прокудина в такси из мест заключения. Суета, крики мешали
актёрам сосредоточиться. Работа началась дерганно. Первый день съёмок в экспедиции
торопили. Цвела верба, зеленели бугорки. Егор Прокудин пахал землю, останавливался у
берёзовой заросли и затевал разговор с берёзами. За плечом своим я слышал комментарий
мосфильмовских ассистентов: «Феллини снимает «Амаркорд» и «Рим», а Шукшин берёзы
гладит. Явился для укрепления «Мосфильма». Слышит это и Макарыч и, не отвечая,
разговаривает с берёзами… Разгорающаяся весна оживила умирающий вид деревень по
берегам озера Лось-Казацкое. Оживляла и нас. Основная съёмочная группа скоро
притёрлась к торопливой работе Шукшина и до конца участливо помогала обогнать
производственный план. Почти ежедневно уходил я от Шукшина далеко за полночь, а на
улицах светло – белые ночи в разгаре. Обговаривали съёмки, судили снятый материал,
переходили к разинским и текущим проблемам, слушали «вражье» радио. В семь утра
подъём. Выезд на съёмку в 8 часов 30 минут. Опять кофе. По окончании съёмки ехали
утверждать завтрашние планы, присматривали новые места.
Чего еще не могли простить ему "коллеги" из Госкино, так это русскую самобытность и
национальную гордость. Рассказывали, как однажды в Париже, куда Шукшин ездил на
премьеру фильма "Странные люди", его плащ подгорел в ресторане. Гардеробщик долго
извинялся, а хозяева предложили взамен дорогую дубленку. Наша делегация от зависти
готова была провалиться, что не их вещи подгорели, а Шукшин уперся и ни в какую: что
я, нищий что ли, говорит, воротник подверну, и сгодится мой еще. Так и проходил весь
Париж с прожженным воротником. А купил там себе он только голубую мечту -
карманные часы. Но в Москве тут же кому-то их подарил... (Станислав Любшин, актер,
кинорежиссер)
Из рабочих записей Шукшина на полях черновиков:
"Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись.
Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо. Хорошо - не позволил сшибить себя; плохо
- начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками... Это может плохо кончиться, могу
треснуть от напряжения".
"Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два
из этих раунда надо выиграть. Один я уже проиграл".