Презентация "Отечественная литература 20 века" 11 класс


Подписи к слайдам:
Отечественная литература XX века

Отечественная литература XX века

А.А.Блок

А.И.Солженицын

Б.Л.Пастернак

М.А.Булгаков

И.А.Бунин

М.А.Шолохов

И.Бродский

Этапы литературного процесса:

1. 1890-1917 г.г. – литература рубежа веков

2. 1920-к.1930-х годов – литература межвоенных десятилетий

3. 1941-1956 г.г. – литература военного времени и до «оттепели»

4. 1956-1991 г.г. – литература времён «оттепели», «застоя», начала «перестройки» (до развала СССР)

5. 1991 – 2000-ые годы – новейший этап

Литература рубежа веков (1890-1917 г.г.)

Мы – дети того и другого века, мы – поколение рубежа.

Правота нашей твёрдости видится мне… скорее в

решительном «нет», сказанном XIX столетию, чем «да»,

сказанному веку XX.

Андрей Белый

Век и конец века на евангельском языке не означает

конца и начала столетия, но означает конец одного

мировоззрения, одной веры, одного способа общения

с людьми.

Лев Николаевич Толстой

Что повлияло на глобальные сдвиги общественного сознания?

1. Кризисные явления в экономике и политике: неудача реформы 1861 года;

появление марксизма; революционная ситуация 1905-1907г.г.; участие России

в I мировой войне, Февральская и Октябрьская революции 1917 г.г..

2. Открытия в науке: рентгеновские лучи, исследование феномена радиации,

теория относительности Эйнштейна и др. – усложнили физическую картину

мира. «Материя исчезла».

3. Переоценка принципов понимания движения истории.

4. Кризис христианства. Утрата универсальной нравственной точки отсчёта.

«Бог умер».

Человек по-разному осознаёт себя в мире: бунтарь, способный творить

историю, переделывать эпоху; человек, обратившийся к своей душе,

совершенствующий свой внутренний мир; «маленький» человек, оглушённый,

раздавленный силами истории, обстоятельств; играющий с жизнью и смертью.

Представления художников о человеке и мире

Литературные течения рубежа веков

Сверхпроблемы,

поставленные искусством:

  • -Свобода человеческого Духа перед лицом Вечности,
  • -Тема космоса души,
  • -Тема любви к Богу и России,
  • -Новая жизнь искусства прошлых эпох,
  • -Идея «воспоминания о будущем», рождение нового языка, новых словесных форм.

1. Реализм

2. Модернизм

3. Пролетарское

искусство

Пролетарское искусство

Литература – часть общепролетарского дела, колёсико и винтик общеролетарского механизма.

В.Ленин «Партийная организация и партийная литература»

«Вихри враждебные веют над нами,

Тёмные силы нас злобно гнетут,

В бой роковой мы вступили с врагами,

Нас ещё судьбы безвестные ждут».

Г.Кржижановский

«Смело, товарищи, в ногу!

Духом окрепнем в борьбе,

В царство свободы дорогу

Грудью проложим себе».

Л.Радин

Модернизм

(от французского «новейший»)

Это нереалистические течения литературы.

Символизм

За реальным миром скрываются миры Божественной сущности, любви, красоты. В реальности существуют лишь символы, намёки на иные миры.

Акмеизм

«Боролись за «этот» мир,

звучащий, красочный, имеющий формы, вес, время, за нашу планету землю» .

С.Городецкий

Футуризм

(от лат. «будущее»).

Мечта о сверхискусстве,

способном преобразить

мир.

Поль Гоген

А.В.Лентулов

Стихотворения - загадки

Меж сосен сонная Равенна,

О, чёрный, золочёный сон!

Ты и блаженна, и нетленна,

Как византийский небосклон.

С вечерних гор далёкий звон

Благовестит: «Благословенна».

М.Кузмин «Равенна»

Я победил: теперь вести

Народы серые я буду.

В ресницах, вера, заблести,

Вера, помощница чуду.

Куда? Я отвечу без торговли:

Из той осоки, чем я выше,

Народ, как дом, лишённый кровли,

Воздвигнет стены в меру крыши.

В.Хлебников

Но всех бессмертней тот, кому сквозь прах земли

Какой-то новый мир мерещится вдали

Несуществующий и вечный,

Кто цели неземной так жаждал и страдал,

Что силой жажды сам мираж себе создал

Среди пустыни бесконечной.

Н.Минский

(Виленкин)

Реализм к.XIX – н.XX в.в..

Основные черты «нового» реализма:

1. Конфликт человека и среды: обстоятельства лишены стабильности

и подвластны воле человека.

2. Литературные типы: «маленький человек»; переживший духовную

драму интеллигент; «пестрота героев»: представители пролетариата, «заду-

мавшийся» крестьянин, бродяги, капиталисты, студенты.

3. Главные жанры: очерк, рассказ.

4. Стилевые особенности: а) пунктирность сюжета, б) внимание к пограничным

состояниям в жизни персонажей, в) экспрессивно выраженная авторская

позиция, г) стилевое многообразие.

А.П.Чехов

И.А.Бунин

М.Горький

А.И.Куприн

Реализм к.XIX – н.XX в.в..

И.А.Бунин «Господин

из Сан - Франциско»

А.П.Чехов «Человек в футляре»

А.П.Чехов «Ионыч»

М.

Г

О

Р

Ь

К

И

Й

С

Т

А

Р

У

Х

А

И

З

Е

Р

Г

И

Л

Ь

Н

А

Д

Н

е

А.

К

У

П

Р

И

Н

История русского реализма

1.«Родоначальники»:Пушкин, Лермонтов,

Гоголь.

2.«Типический» реализм Тургенева,Гончарова, Островского.

3.«Сверхтипический» реализм Достоевского и Толстого.

4.«Атипический» реализм Чехова.

5.«Новый» реализм рубежа веков: М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн, Л.Андреев и др..