Презентация "Молитва как жанр лирики М.Ю.Лермонтова" 9 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Творческая работа

Выполнили ученицы 9 а класса

Азимова Ирина и Петрусенко Вероника

Руководитель Белая Лидия Николаевна - учитель русского языка и литературы.

п.БИОКОМБИНАТА,2015г.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Биокомбинатовская средняя общеобразовательная школа посёлка Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области

«Молитва как жанр лирики М.Ю.Лермонтова».

Есть в поэзии М.Ю.Лермонтова особенное только ему свойственное обаяние, чистота, кристальное изображение образов, сочетание личного с общим, временное с возвышенным, небесным. Современники М.Ю.Лермонтова воспринимали его творчество как выражение своих дум и чаяний.

Нас поразило разнообразие жанров его лирики, среди которых часто встречаются элегии, романсы, песни, поэмы, баллады.

Читая стихи М.Ю.Лермонтова, мы обратили внимание на три стихотворения под одним названием – «Молитва», написанные в разные годы. Это и определило выбор темы нашей работы – «Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова»

  •  

-рассмотреть жанр стихотворной молитвы, её место и роль в творчестве М.Ю.Лермонтова; -проанализировать его знаменитые стихотворения-молитвы.

Цель работы :

  • рассмотреть идейно-художественное звучание произведений М.Ю.Лермонтова, остановившись на произведениях одного жанра, - поэтической молитве;
  • изучить критическую литературу, материалы Интернет сайтов по выбранной теме – «Молитва как жанр лирики в творчестве М.Ю.Лермонтова».

Задачи:

М. Ю.Лермонтов – известный русский поэт. Его жизнь была короткой и яркой, как вспышка молнии. Поэт не дожил до 27 лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований. Чувства мучительного одиночества, которое испытывал М.Ю.Лермонтов, нашло воплощение в собственных стихотворениях, в которых чувствуется затаенная боль поэта.

М. Ю.Лермонтов – известный русский поэт. Его жизнь была короткой и яркой, как вспышка молнии. Поэт не дожил до 27 лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований. Чувства мучительного одиночества, которое испытывал М.Ю.Лермонтов, нашло воплощение в собственных стихотворениях, в которых чувствуется затаенная боль поэта.

В основном творчество М.Ю.Лермонтова относится к лирическому роду литературы. Среди жанров лирики М.Ю.Лермонтова чаще всего встречаются элегии, романсы, песни. Но кроме этих перечисленных лирических жанров, имеется множество других.

Молитва есть словесное выражение живого богообщения. Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всевышнего, убежденность в действенности молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению. Слово это — молитва — очень давно вошло в нашу речь.

Молитва есть словесное выражение живого богообщения. Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всевышнего, убежденность в действенности молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению. Слово это — молитва — очень давно вошло в нашу речь.

Не оставила равнодушным поэзия традиционной молитвы и М.Ю.Лермонтова: поэт не мог не обратиться к этой теме.

Не оставила равнодушным поэзия традиционной молитвы и М.Ю.Лермонтова: поэт не мог не обратиться к этой теме.

М.Ю.Лермонтов, как утверждают современники, слыл безбожником. Но существует рассказ о том, что поэта, злого отрицателя, один из его товарищей застал однажды в церкви. Он молился на коленях. Может быть, правда о нем - то, что увидел заставший его в церкви товарищ, а не то, что видели его критики, друзья и враги? Молитва М.Ю.Лермонтова тайна.

В поэтическом творчестве М.Ю.Лермонтова к жанру молитвы относятся прежде всего три его одноименных стихотворения «Молитва»: «В минуту жизни трудную...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...».

«Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...») датирована 1829 годом и в соответствии с хронологией является «начальным». Оно представляет собой в большей степени прошение о милости и исповедь. Исповедь героя здесь рассчитана не на читателя, а на слушателя, причем Единственного:

Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю; За то, что редко в душу входит Живых речей твоих струя, За то, что в заблужденьи бродит Мой ум далеко от тебя; За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей; За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей; За то, что мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь И часто звуком грешных песен Я, боже, не тебе молюсь.  Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костёр, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.

М.Ю.Лермонтов уже в этом стихотворении обнаруживает неистребимую противоречивость своей натуры. Одной стороной она навеки прикована к "мраку земли могильной", и "дикие волненья" этого мира безраздельно владеют сердцем поэта. Другой стороной она влечется к Богу и знает высшие и вечные ценности.

"Молитва" передает смятение, трагическое раздвоение духа между верой, зовущей обратиться с покаянной молитвой о снисхождении, и стремлениями горячей, гордой, не смирившейся души.

В 1837 году Лермонтов снова называет свое стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)

Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью, иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.  Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.  Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную, Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

Стихотворение строится как монолог лирического героя - мольба о счастье любимой женщины, о её душе (вероятно, что в «Молитве» речь идет о В.А. Лопухиной). В ходе монолога вырисовываются три образа.

- Божьей Матери; -лирического героя; - и той, о которой этот герой молится.

На первый план выступает образ героини - её нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за неё освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека..

«Молитва» - шедевр любовной лирики М.Ю.Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте.

Ещё через два года, в 1839 г., М.Ю.Лермонтов опять, в третий раз, называет стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную...»).

В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко…

Третья «Молитва» является безусловной молитвой героя и представляет собой разрешение конфликта героя со своей душой, освобождение от «страшной жажды песнопенья».

Слезы в этой Молитве не знак несправедливой судьбы, а проявление смирения и любви. Кроме того, освобождение героя «от страшной жажды песнопенья» происходит только через молитву, и прежний ропот героя исчезает в ней.

Стихотворения-молитвы М.Ю.Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции.

"Молитва" 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом.

"Молитва" 1837 г. - чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой".

"Молитва" 1839г. - это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда.

Таким образом, можно сделать вывод: молитвенный жанр получил у М.Ю.Лермонтова особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.

Таким образом, можно сделать вывод: молитвенный жанр получил у М.Ю.Лермонтова особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.

Источники

1.М.Ю. Лермонтов «Собрание сочинений» в 4-ех томах

Издательство академии наук СССР, 1961

2.В.А.Мануйлов «М.Ю. Лермонтов Биография»

Просвещение , 1964

3.Молитвенная лирика М.Ю.Лермонтова

Lermontov.info

4.Библейские мотивы в творчестве Лермонтова

Dic.academic.ru

5.Анализ лирического стихотворения

Москва: Мнемозина ,2006

6. В.А. Котельников «О христианских мотивах у русских поэтов»

Литература в школе,2004.

7. Шаблон слайда http//aida.ucoz.ru